Прививки — обязательное право

Несмотря на то, что осложнения от прививок развиваются в очень редких исключительных случаях, многие родители воспринимают вакцинацию детей как «русскую рулетку». Никакой процент риска не может показаться ничтожным, если речь идет о здоровье и жизни не абстрактного, а собственного ребенка.

В судебной практике существуют доказанные случаи, когда осложнения после вакцинации стали причиной инвалидности или даже смерти малыша. Например, три года назад один из роддомов Екатеринбурга в 2013 году выплатил компенсацию родителям девочки, ставшей инвалидом после первой прививки БЦЖ.

«Есть некоторые заболевания и тяжелые состояния, причину которых пытаются найти в прививках, но эта связь медициной не доказана, – заявила главный специалист по инфекционным болезням департамента здравоохранения Тюменской области Елена КНЯЗЕВА. – Например, есть мнение, что аутизм может быть последствием вакцинации — но это утверждение пока остается бездоказательным. Некоторые тяжелые реакция являются естественной нормальной реакцией организма на вакцину, и бояться этого не нужно». Специалист добавила, что родители, отказывающиеся от вакцинации, забывают об угрозе заражения не «пробирочной», а реальной инфекцией, непредсказуемые последствия которой могут быть намного тяжелей.

Имеет ли право администрация детсада не принять ребенка без прививок?

Осложнения или совпадения?

На днях в Тюмени обсудили мифы и реальность, связанные с вакцинацией. Главный детский аллерголог-иммунолог департамента здравоохранения Тюменской области Надежда КАЗАКЕВИЧ рассказала, что в группе риска развития тяжелых осложнений, связанных с проведением профилактических прививок, находятся прежде всего дети с изначальными нарушениями состояния здоровья. Она подчеркнула, что такие же риски и побочные эффекты несут препараты, которые широко применяются для профилактики и лечения заболеваний, аллергические реакции могут быть вызваны даже обычными витаминами. Развитие тяжелых заболеваний, которые обеспокоенные родители связывают с прививками, иммунолог считает просто совпадениями инфекции с вакцинацией, а не ее последствиями.

Надежда Казакевич отметила, что, тем не менее, существует опасность острой аллергической реакции, которая развивается в первые полчаса или в течение трех суток после вакцинации. «В своей практике мы встречаемся не с тяжелыми осложнениями после вакцинации, а с реакциями, – подчеркнула она. – В этом случае необходима консультация специалиста иммунологической комиссии, который может подсказать и помочь сформировать для ребенка индивидуальный календарь профилактических прививок».

Детский аллерголог-иммунолог привела статистику источников негативной информации о вакцинации. По данным исследования, сведения о вреде прививок люди в 15 процентах случаев получают от соседей и знакомых, еще 9 процентов людей — из СМИ, столько же процентам людей негативную информацию о прививках дают медицинские работники образовательных организаций, детских и женских консультаций, а в 20 процентах случаев источники информации — авторитетные дальние знакомые. «То есть, в основном, не совсем достоверную информацию о прививках люди получают от знакомых, СМИ и медработников, – отметила она. – И не все медицинские работники располагают точной и полной информацией. Я бы добавила еще одну мотивацию отказа от прививок – стремление быть «не таким». Некоторые мамы имеют личное собственное представление о здоровье собственного ребенка и не хотят поступать так, как рекомендовано, и как делают все».

Иммунологи считают тяжелые состояния здоровья детей после вакцинации совпадением, а не следствием действия прививки

Для постоянного медотвода есть только одна причина

Тюменские медики заметили, что отказ от вакцинации — не новомодный тренд, и, так называемое «антипрививочное лобби» образовалось в момент создания первой вакцины от натуральной оспы в 1803 году. При этом тюменские родители стали больше прислушиваться к врачам и положительно относиться к прививкам. Тем не менее, сейчас в области на 1 500 детей, не привитых по личному желанию родителей приходится 300 непривитых по медотводу. Список противопоказаний к прививкам становится все меньше: часть необъяснимых состояний с недоказанной этиологией исключается из причин медотовода. Специалист по инфекционным заболеваниям Елена Князева уточнила, что медотводы часто связаны с ложными противопоказаниями, эта часть санитарных правил пересмотрена и теперь вакцинация проводится в большем количестве случаев, чем ранее.

По словам главного аллерголога-иммунолога департамента здравоохранения Тюменской области Ольги РЫЧКОВОЙ, практически все 300 детей имеют лишь длительный медотвод, а не пожизненные противопоказания к вакцинации. «Главное абсолютное противопоказание к прививкам — анафилактическая реакция на предыдущую вакцину, – отметила она. – Во всей Тюменской области живет всего лишь два ребенка, действительно перенесших анафилактический шок и мы их пока не прививаем. Вопросы вакцинации детей, перенесших тяжелые системные аллергические реакции, решаются на областной комиссии».

Аллерголог-иммунолог Ольга Рычкова заявила, что абсолютным противопоказанием к вакцинации является только перенесенный анафилактический шок

– Имеет ли право администрация образовательных учреждений отказаться принимать непривитых детей или угрожать им исключением, – поинтересовался корреспондент PARK72 – Ставить прививки — это еще право родителей или уже обязанность?

– А иметь паспорт Российской Федерации — это право или обязанность?, – парировала главный детский аллерголог-иммунолог Надежда Казакевич. – Это обязанность гражданина. А исполнение законов — право или обязанность? Если мы живем в государстве, то исполняем его законы и живем по подзаконным актам. На сегодняшний день вопрос вакцинопрофилактики — это обязательное право. Приводя ребенка в образовательное учреждение, родители обязаны защитить его от инфекций и не создавать дополнительный риск заболеваний для других детей. Потому что в эту же группу или класс может прийти ребенок, который не вакцинирован из-за заболевания, например, сахарным диабетом, готовится к пересадке органов или оперирован по поводу порока сердца.

– Национальный календарь профилактических прививок — это приложение к закону о вакцинопрофилактике, – добавила Ольга Рычкова. – А этот закон обязывает нас вакинироваться от инфекций.

– То есть, если ребенок не вакцинирован без медицинских оснований, просто по желанию родителей, его имеют право не принять в садик или школу?

– Это возможно только в случае, если нет данных об его окружении против туберкулеза, – ответила Надежда Казакевич. – Это прямой запрет. Нет реакции Манту, нет подтверждения окружения — в образовательную организацию ребенок не допускается. Что касается отказов по желанию, то определяет ситуацию Роспотребнадзор. Во время эпидемиологически неблагоприятной ситуации администрация имеет право не пустить непривитого ребенка на занятия. В остальных случаях надо разбираться — и это наша обязанность.

– В детских учреждениях детей прививают от полиомиелита живой вакциной, – обратила внимание главный аллерголог-иммунолог Ольга Рычкова, – и привитые становятся источником инфекции для непривитых. В такой ситуации непривитые тоже удаляются из детского сада.

Оксана ИСАЕВА