Черные дыры городского бюджета. Часть II

О том как осваивают бюджетные средства, предназначенные на организацию транспортного обслуживания населения в границах города Тюмени описано здесь  и здесь. Это деятельность двух основных (самых крупных) перевозчиков города Тюмени ОАО «ТПАТП №1» и ОАО «ТПАТП №2», 100% акций которых принадлежат муниципальному образованию город Тюмень в лице Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени. Эти предприятия являются перевозчиками в силу договорных отношений с департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени. И как официальные перевозчики оба эти предприятия (единственные из всех в городе) получают те самые субсидии в целях возмещения затрат, связанных с оказанием транспортных услуг о которых писалось ранее.

Но есть в городе Тюмени предприятие, не оказывающее услуги по перевозке пассажиров, но субсидии из бюджета получающее. Правда, не напрямую, а через каждое из ПАТП в отдельности. Называется оно ОАО «ТюменьАвтоТранс», 100% акций которых также принадлежат муниципальному образованию город Тюмень в лице Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени. Расположено предприятие по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, д. 206а (там же находится ОАО «ТПАТП №1) и руководит им в настоящее время знакомый уже Пискулин Александр Ефстафьевич – генеральный директор обоих ПАТП!

Во всевозможных схемах оптимизации налогообложения, которые налоговики просто по своему именуют сокрытием налогов, а также в кругу лиц, оказывающих услуги по обналичиванию денежных средств, есть такое понятие как «фирма-посредник», она же «прокладка», она же «помойка».

119-02-2

Вот один день из жизни такой фирмы.

19 августа 2010г. Совет директоров ОАО «ТюменьАвтоТранс» одновременно одобряет три сделки:

1. Приобретение у ОАО «Минский автомобильный завод»      автобусов марки МАЗ.Общая стоимость сделки 118 841 630 рублей.

2. Продажа только что купленных автобусов. Покупатель – ОАО «Тюменская агропромышленная лизинговая компания».Общая стоимость сделки 142 660 775 рублей.

3. Приобретение только что проданных автобусов, которые только что купили сами путем заключения договора финансовой аренды (лизинга) в следующем порядке:

Лизингополучатель: ОАО «ТюменьАвтоТранс»;

Лизингодатель: ОАО «Тюменская агропромышленная лизинговая компания»;

Общая сумма договора с учетом лизинговых платежей составляет 160 480 816 рублей.

Срок договора аренды (лизинга): до 15 октября 2017 года.

В дальнейшем купленные автобусы передаются по договорам сублизинга перевозчикам ОАО «ПАТП №1» и ОАО «ПАТП №2». Последние в свою очередь, предъявляют платежи по договорам сублизинга к возмещению из бюджета города Тюмени в виде субсидий. Согласно открытых данных, размещенных в сети Интернет, основная доля доходов от деятельности ОАО «ТюменьАвтоТранс» на 91% сформирована за счет предоставления в сублизинг ОАО «ТПАТП № 1» и ОАО «ТПАТП № 2» автобусов марки МАЗ.

Теперь простая арифметика: если бы автобусы МАЗ были приобретены ОАО «ТПАТП № 1» и ОАО «ТПАТП № 2» напрямую у минского автобусного завода или через то же ОАО «Тюменская агропромышленная лизинговая компания», они бы обошлись бюджету как минимум в сумму, указанную в п.1 (без учета лизинговых платежей). Но после нехитрой комбинации по п.2 и п.3 автобусы стали дороже на 41 639 186 рублей! И здесь еще не учтены проценты по договорам сублизинга, которые ОАО «ТюменьАвтоТранс» как всякий уважающий себя посредник заложил в сделку – ведь это его основная деятельность, приносящая доход.

Но если в одном месте прибыло (образовался доход), значит в другом месте должно убыть (образовались расходы). По действующему до мая 2014 года (пока не вмешалась прокуратура города Тюмени) порядку предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с оказанием с оказанием транспортных услуг, необходимым условием предоставления субсидии из бюджета являлось как раз превышение расходов перевозчика над его доходами. То есть то, что у налоговиков при проведении проверки вызывает подозрение на предмет сокрытия доходов (а зачем заниматься предпринимательской деятельностью, если ты не получаешь доходов?), для обоих ПАТП являлось бонусом в качестве дополнительного вознаграждения из бюджета.

Конечно, зачем руководителю такого предприятия утруждать себя мыслительной деятельностью о деятельности предприятия, если при любом раскладе он «свои» деньги получит. А как в указанном примере с куплей-продажей-арендой автобусов выигрывает и ОАО «ТюменьАвтоТранс»: сначала в качестве продавца, т.к. лизинговой компании автобусы были проданы тоже с маржей, потом в качестве лизингодателя, и оба ПАТП довольны, т.к. работа кипит, предприятия в убытке, значит пора идти за субсидиями! Из субсидий закупятся новые автобусы, которые будут стоять мертвым грузом, закупится дорогая и неудобная спецодежда,  будет произведен ремонт кровли по двойным тарифам.

Воистину, не оскудеет рука дающего, не ожиреет пузо просящего.

Сергей ИВАНОВ