«Убитые дороги» Тюменской области в хронике экспедиции «Россия-2014. От Владивостока до Крыма»

В минувшее воскресенье имел неосторожность ехать по трассе Тюмень – Курган и видел небольшую вереницу автомобилей с надписями «Экспедиция Россия-2014 от Владивостока до Крыма». Ребята прямо передо мной выехали с автозаправки и направились в Тюмень.

Экспедиция – фото в пути

Пересечься с ними на трассе не получилось, но проект меня заинтересовал. Познакомился с путевым дневником экспедиции и записями участников автопробега, сделанные ими в соцсетях. Отзывы радуют. В Тюменской области нашли-таки бездорожье, леса, уничтоженные шелкопрядом, а непосредственно в городе Тюмени – достопримечательности, которые роднят город с Владивостоком… О своей миссии они рассказали уже непосредственно в Тюмени, где провели два дня. Впрочем, обо всем по порядку.

Экспедиция по дороге в Тюмень

Этот  автопробег представители Общероссийского народного фронта организовали в рамках проекта «Убитые дороги». Замысел прост, как все гениальное, промчаться по нашей необъятной Родине и в полной мере вкусить прелесть отечественных трасс, описав их затем во всей красе.

В Тюмень автопионеры прибыли вечером 6 июля, в воскресенье. К этому моменту на страницах проекта уже появилась первая – не слишком воодушевляющая заметка – о Тюменской области. Дорогу регионального значения «Ишим – Бердюжье» ребята охарактеризовали как 18 км настоящего бездорожья. Все, кому доводилось по ней колесить, с этим мнением, безусловно, согласятся…

Состояние трассы Ишим – Бердюжье удивило участников экспедиции

«Экспедиции – 2014 по пути на Курган довелось проехать по автомобильной дороге регионального значения Ишим – Бердюжье, которая славится своим 18-ти километровым участком настоящего бездорожья, находящемся на территории Тюменской области, – записали в электронном путевом дневнике ребята. – Местные жители предупреждали нас, что на этом отрезке дороги нет. Поехали. Сначала региональная дорога имеет хорошее покрытие, есть незначительные заплатки. На 60 км начинается ужас. Пожалуй, это самый убитый отрезок с асфальтовым покрытием, который нам довелось увидеть в ходе экспедиции. 18 км абсолютно разбитого асфальтового покрытия, иногда превращающегося в гравийку, ямы по колено, ненормальный уклон, обочина в ужасном состоянии. Знак ограничения скорости в 50 км/ч выглядит как издевательство, потому что передвигаться по этой «дороге» можно максимум на 35 км/ч.

Что же творится здесь в дождь – страшно представить, проезд по трассе наверняка превращается в лотерею, ведь непонятно, что скрывается за очередной лужей: небольшая выбоина или яма глубиной в полметра.

Дорожники объясняют ужасающее состояние дороги несогласованностью действий властей, время идет, а дорога «убивается». Областные чиновники еще несколько лет назад отправили заявку, чтобы присвоить дороге статус федеральной. Однако федеральные власти пока молчат. Официально дорога – межмуниципального, а не федерального значения. Поэтому 20-титонникам тут ездить никак нельзя, максимум 6 тонн. А дорога тем временем превращается в направление.

Описание трассы будет внесено в итоговый отчет экспедиции, надеемся, это поможет сдвинуть ситуацию с мертвой точки».

Один из активистов проекта Олег Петров заявил ВКонтакте, что эта дорога «уже много лет хочет асфальта».

В общем-то, Америку экспедиторы не открыли. Тюменские власти уже не первый год пытаются сдвинуть ситуацию с состоянием дорог федерального значения с «мертвой точки». И есть надежда, что положение дел изменится. По крайней мере, на последнем заседании облдумы вице-губернатор Тюменской области Сергей Сарычев сообщил, что о дорожных бедах региона знает даже Владимир Путин, который дал распоряжение привести федеральные трассы на территории Тюменской области в порядок. Правда, пока серьезных улучшений, к сожалению, не произошло.

Среди участников экспедиции по поиску убитых дорог есть девушки

Печальную историю про десятилетия безрезультатных диалогов с Москвой и бреши в законодательстве, из-за которых региональные власти не имеют права за свой счет ремонтировать дороги федерального значения, гостям рассказали 7 июля на отраслевом совещании по дорожной тематике. Кроме того, они покатались по городу, познакомились с достопримечательностями, а благодаря специально организованной экскурсии – еще и со строящимися дорожными развязками.

На совещании прозвучало немало любопытных сведений. Как заверил заместитель начальника Главного управления строительства Тюменской области Андрей Чистяков, общая протяженность дорог в регионе составляет 19 тысяч километров. Из них 8,95 тыс. км – дороги регионального и межмуниципального значения, примерно столько же муниципальных дорог и 1022 км дорог федеральных. В текущем году на содержание, строительство и ремонт объектов дорожного хозяйства в области выделено порядка 10 млрд рублей, из них 4,2 млрд – средства дорожного фонда. Кроме того, в настоящее время в Тюменской области продолжаются работы по строительству 5 крупных транспортных развязок.

Совещание в Тюменской облдуме

Любопытную позицию на счет первопричин хронической российской беды высказал генеральный директор “Мостострой-11” Николай Руссу. Он полагает, что  основная причина быстрого износа дорожного полотна и появления колеи – отвратительное качество битума, применяемого в России в целом, и в Тюмени – в частности.  По его мнению, нужно обратить внимание на опыт заграницы, где для  каждой климатической зоны разработан особый состав битума…

Высказали мнение о поездке и участники экспедиции. «В Тюмени очень хорошие дороги, а в Биробиджане – одни из худших, в Омске все ездят хаотично, ни знаков, ни светофоров нет в нужных местах», – охарактеризовала ситуацию  активист движения “Убитые дороги Пскова”, участница экспедиции Алина Кондратьева.

Удручающее зрелище на трассе Омск – Ишим. Деревья уничтожены березовым шелкопрядом

Депутат Госдумы Александр Васильев, возглавивший автопробег, отметил, что дороги в Тюмени находятся в очень хорошем состоянии, и заверил, что полученная в Тюмени информация в дальнейшем будет положена в основу работы Координационного совета по дорожному комплексу Госдумы РФ. Он также рассказал, что итогом кроссроссийской поездки станет документ, в котором будут изложены ключевые проблемы сети региональных и федеральных дорог в России.

Фото с совещания – на страницах хроники автопробега

Напомним, участники экспедиции планируют в общей сложности преодолеть свыше 15 тыс. км и посетить несколько десятков городов. За их плечами уже более 20 городов. Сегодня они работают в Екатеринбурге. В общей сложности планируется, что экспедиция займет приблизительно 60 дней и завершится 9 августа в городе-герое Севастополе.

Кстати, пока местные СМИ трубили о том, что экспедиция «Россия – 2014»  высоко оценила успехи Тюменской области в деле дорожного строительства, участники автопробега на своих страницах в соцсетях скромно отмалчивались.

Впрочем, кое-какие отзывы об их визите в Тюмень уже появились. И они, в целом, радуют, хотя особо к поиску «убитых дорог отношения не имеют».

Член Центрального штаба ОНФ, депутат Государственной Думы РФ, лидер движения «Убитые дороги Александр Васильев на своей странице в Твиттере еще до прибытия в Тюмень выложил пост: «Говорят, дороги тут получше, чем в Москве. Завтра посмотрим @». Его, кстати, впечатлило совещание, организованное в Тюмени на дорожную тематику. «Однозначно можно утверждать, что существующая нормативная база серьезно сдерживает развитие дорожной отрасли», – написал он в Твиттере.

Удостоились упоминания в соцсетях от представителей автопробега и тюменская набережная, и мост Влюбленных, и даже тюменское небо.

Оказывается, Мост Влюбленных делает Тюмень похожей на Владивосток

Душевные отзывы о Тюмени оставила и активистка движения, журналистка из Владивостока Татьяна Гнездилова. «Тюмень – город большой, но не мегаполис, очень уютный и чистый, с доброжелательными жителями. Это город, в котором я не заметила ни одной праворульки. И столько катающихся на велосипедах и роликах не видела больше нигде, – написала она. – Кажется, я нашла город на карте России, в котором я, как дома. Тюмень по характеру, людям, ритму и даже пейзажами напоминает мне город V…»

Будем ждать продолжения отчета.

Никита СМИРНОВ