Разумный компромисс или война на истощение?

Есть ли шансы на то, что Украина и Россия достигнут какого-то компромиссного решения? Пойдёт ли какая-то сторона на уступки? Получит ли восток Украины статус автономии? Или грядёт война на полное истощение «незалэжной» — экономического и политического хаоса, миллионов беженцев, разрухи и смерти в буквальном смысле? Наконец, с какой целью Россия поддерживает «сепаратистов»? И есть ли у Путина «генеральный план»?

Шпигель

На эти и другие вопросы ответил немецкому журналу «Зеркало» («Der Spiegel») Фёдор Лукьянов, эксперт по внешней политике, главный редактор издания «Россия в глобальной политике».

Первые переговоры между украинским и российским министрами иностранных дел в Берлине не привели к какому-либо «прорыву». Однако, по мнению товарища Лукьянова, уже то, что итоги переговоров не были объявлены, вселяет оптимизм. Политическую ситуацию на Украине сегодня можно назвать «катастрофической», и из неё «есть несколько путей выхода». При этом надо понимать, что «любое неосторожное высказывание может поставить под угрозу переговорный процесс».

Каким же может быть грядущее решение?

По словам эксперта, «все должны пойти на уступки». Уступки эти представляются Лукьянову следующими: 1) Восточная Украина должна получить статус автономии; 2) Москва желает, чтобы лидеры пророссийских сил были признаны в качестве партнёров по переговорам (однако Киев к этому не готов); 3) газовый вопрос следует решать «во всей его широте», то есть учитывая долги Украины, цену на газ и транзит; 4) наконец, придётся определить того, кто «заплатит за восстановление Украины».

Далее товарищ Лукьянов отметил, что Запад, вероятно, понимает, что при российском экономическом бойкоте шансов Украина не имеет.

Отдельный вопрос, отметил Лукьянов, — это расширение НАТО на восток Европы. Москва здесь больше не верит европейцам. Что касается Киева, то для Москвы важно, чтобы Украина не стала членом НАТО.

Несколько слов было сказано и об «экспансионизме» русских. Нет, Россия не намерена «расширяться», об этом ясно сказал В. Путин. И это был сигнал для тех, отметил Лукьянов, кто верит в российское вторжение на Украину. «Вторжения России не будет», — заявил эксперт. Если даже переговоры не приведут к успеху, вторжения не будет всё равно.

Корреспондент «Шпигеля» считает, что в последнее время украинская армия «сделала военные успехи». На это Лукьянов ответил, что Украина «находится в безвыходном положении»: и экономически, и политически она «на пределе». Вот именно потому-то Киев и настаивает на «быстром военном решении». Однако если и допустить, что военные одержат какие-то победы на востоке, то «ожидается партизанская война».

Далее был интересный вопрос: «Почему Россия продолжает поддерживать сепаратистов в Восточной Украине?» И интересный ответ: «Потому что на переговорах это даст ей хорошую исходную позицию» (Ausgangsposition).

На вопрос «Шпигеля» о действиях Путина в последние месяцы и о том, имеется ли у президента России генеральный план (Masterplan), товарищ Лукьянов заявил однозначно: «Нет». И добавил: «Путин отвечает на внешние раздражители» (Impulse von außen). И пусть даже «он делает это вполне успешно, многие люди чувствуют нарастание «неопределённости». Они «не понимают, к какой цели идёт» их президент.

Однако, заметил корреспондент «Зеркала», путинский рейтинг приближается «к 90-процентной отметке».

На это Лукьянов ответил, что Россия — «не Северная Корея», и многие русские по-прежнему считают свою страну «великой державой», к тому же последнюю четверть века Россия то и дело идёт кому-нибудь на уступки.

Что касается реалий западной политики по отношению к России, то Лукьянов согласен с недавней оценкой Генри Киссинджера, который сказал, что демонизация Путина — не политика, а повод для отсутствия политики.

Эксперт напомнил, что в первые годы правления Путин был открыт для интеграции с Западом, но в последние годы доверие к США и Европе уменьшилось. Было вмешательство Запада в Афганистан, в Ирак, в Ливию, а чашу терпения переполнила Украина…

Итак, из интервью, как нам представляется, становится совершенно ясно: украинский кризис эксперт рассматривает как стратегическое противостояние России и Запада. Разумеется, противостояние инициировано Западом — вмешательство в кризис ставится Лукьяновым в один ряд с Ираком и Ливией. Отсюда и то политическое недоверие, которое Кремль в последние годы испытывает к США и Евросоюзу. Поддержка же «сепаратистов» на востоке Украины не только даёт Кремлю шанс отстоять позицию на переговорах, но и показать всему Западу: на этот раз Москва не уступит.

Напомним, что товарищ Лукьянов — не официальный рупор Кремля.

Олег ЧУВАКИН,

фото: «Ассошиэйтед Пресс»