Тюменские депутаты говорили о Крыме и «дороге смерти»

Более 250 миллиардов рублей требуется вложить в реконструкцию дороги «Тобольск – Тюмень – Ханты-Мансийск», чтобы превратить ее в приличную четырехполосную трассу.   Это астрономическая сумма, поэтому пока речь идет лишь о ремонте отдельных участков этой дороги.

«Нужно хотя бы отремонтировать мосты, подходы к городам, узкие места закрыть. Реконструкция – удовольствие дорогое. Вы же понимаете, что никто не достанет сейчас из волшебного мешка 250 миллиардов рублей», – заявил на заседании Тюменской областной думы начальник Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Урал» Игорь Зубарев.

Под «волшебным мешком» глава Уралуправтодора российский бюджет не подразумевал, но параллель, видимо, как-то сама собой подтолкнула тюменских депутатов к рассуждениям.

«Стоимость дороги и моста в Крым, думаю, по затратам сопоставима с обозначенной вами суммой, – отметил депутат от партии ЛДПР Гарри Столяров. – Однако же федеральный центр находит эти деньги. Жители Тюменской области и Ханты-Мансийского округа тоже заслуживают к себе достойного отношения».

Позже его коллега по партии – заместитель председателя Тюменской областной думы Владимир Сысоев –  продолжил критику. «Вот вы представляете учреждение, подведомственное Росавтодору и Минтрансу. В этих структурах вообще осознают, какая ситуация у нас сложилась? На нашей территории 60% автомобильных дорог федерального значения находятся в ненормативном состоянии, – отметил он. – При этом не нужно забывать, что основная часть российского бюджета формируется благодаря нашей территории. Нужно менять ситуацию. Ваш заместитель посоветовал нам и в дальнейшем продолжать напоминать Москве о проблемных дорогах, обращать, так сказать, их внимание на себя. Мол, только в этом случае толк будет… У нас что за подход-то практикуется? Почему регионы должны деньги буквально выбивать? Хорошо. Увеличили финансирование в 1,5 – 2 раза, сейчас говорите о 4-хкратном росте финансирования, но эти вложения все равно не позволяют привести дорогу в нормативное состояние. По сути, сейчас те инвестиции, которые осуществляются (часть средств направляют бюджеты регионов), они принципиально ситуацию не меняют. Мы строим меньше, чем она успевает разрушаться. Вызывает вопросы и подход  Минтранса6 система, когда субъекты РФ годами выбивают деньги на ремонт федеральных дорог, потом месяцами ждут субсидий, а в итоге деньги приходят не вовремя и подрядчики не успевают их освоить, выполнив оговоренный объем работ… Может лучше тогда выступить с инициативой и если не передать эти дороги на баланс территорий, то хотя бы наделить субъекты РФ полномочиями, позволяющими проводить ремонтные работы и курировать строительный процесс. Так же бы строили на субсидии, но результат был бы другим».

Представители «Единой России» Владимир Ульянов и Сергей Козлов тут же принялись уличать коллег в «узости мышления». Мол, нужно понимать, что есть геополитика, что у страны много разных житниц и «больных пальцев»,  и у каждого региона свои проблемы, что, в конце концов, с Крымом сравнивать нельзя, потому как там, в перспективе, будут отдыхать все россияне, в том числе и жители ХМАО и Тюменской области. Еще один довод, озвученный Козловым: «Принимайте во внимание протяженность дорог в России и плотность населения, она несопоставима с аналогичными показателями в Центральной России. И мне стыдно, коллеги, что вы говорите в этой ситуации о Крыме».

То ли их все устраивает, то ли нацелились на марш-бросок в Москву и зарабатывают «баллы» перед федералами, аккуратничая в высказываниях…

Не удивительно, что замечания продолжали поступать. От тех, кого такая геополитика не устраивает. Были в их числе и представители «партии власти».

«Мы все понимаем, что Россия – великая держава. Но с вами не соглашусь. Сейчас мы находимся на заседании Тюменской областной думы, – напомнил депутат от ЛДПР Михаил Селюков (кстати, несостоявшийся губернатор региона), –  и мы должны говорить об интересах нашего субъекта федерации. И должны требовать к себе достойного отношения. Мы его заслужили».

Парламентарий старой закалки, единорос Николай Барышников тоже считает, что федералы незаслуженно обделяют регион. «Когда создавали инфраструктуру на Севере, всей страной строили там дороги. Не надо умалять значение нашей территории. Оно с годами не изменилось, нефть и газ нашей стране нужны как воздух».

Коммунистка Тамара Казанцева, которая проживает в Тобольске, а работает в Тюмени и поэтому по долгу службы часто ездит по упомянутой трассе, попросила представителей «Уралуправтодора» обратить внимание на безсистемный подход, который практикуется, когда речь идет о федеральных дорогах.

«Видимо, никто не проверяет состояние конкретных участков дороги перед тем, как принять решение о ремонте. В результате часто получается так: асфальт меняют там, где он еще в приличном состоянии и проводят ямочный ремонт на участках, которые давно нуждаются в более комплексном ремонте, – сказала она. – На Омск дорога, например, после Голышманово – там заплата на заплате, кочка на кочке, а где-то целехонький асфальт перестилают».

Владимир Ульянов (кстати, полный тезка Ленина) в свою очередь предложил проводить депутатский контроль состояния дорог федерального значения, курировать ход ремонтных работ и сообщать оперативную информацию в  Уралуправтодор.

Тем не менее, губернатор Тюменской области Владимир Якушев, хоть и согласился с указанными замечаниями (в частности – о безсистемном подходе к ремонту федеральных дорог и необходимости внедрения парламентского контроля), предложил все-таки одобрить доклад Игоря Зубарева. «Знаю, что Уралуправтодор многое делает для того, чтобы улучшить состояние федеральных трасс в нашем регионе, чтобы прийти на заседание думы Игорь  Юрьевич отменил ряд встреч, а мы его тут по щекам отхлестали… Предлагаю все-таки принять озвученную им информацию к сведения, а наши пожелания, я думаю, будут учтены», – отметил он.

Напомним, общая протяженность автомобильных дорог федерального значения, которые проходят по территории Тюменской области, – 1022,425 км. Из них лишь 459,691 км (42%) находятся в нормативном состоянии. Объем финансирования ремонтных работ на федеральных дорогах региона последние два года растет. Так, в 2013 году было освоено 1,943 млрд рублей (отремонтировано и введено в эксплуатацию 270,536 км автомобильных дорог и 486,73 пог.м. искусственных сооружений), что почти в 2,5 раза больше по сравнению с уровнем 2012 года.

В текущем году на территории Тюменской области планируется отремонтировать и ввести в эксплуатацию 159,914 км федеральных автомобильных дорог и 755,48 пог.м. искусственных сооружений, – общий объем финансирования составит 1,8 млрд. рублей. В частности, в этом году серьезное внимание уделили трассе Тобольск – Тюмень – Ханты-Мансийск. На этой неделе было  открыто движение по мосту через Тобол на 78 километре дороги Тюмень – Ялуторовск  – Ишим – Омск, который последние 10 лет находился в аварийном состоянии. Ремонтные работы продолжаются на трассе Тюмень – Омск, на экспертизе находятся мост через Тобол на дороге Тюмень – Тобольск – Ханты-Мансийск и два моста в Югре – через Большой Салым и Юганскую протоку. В 2015 году планируется закончить работы на самом проблемном участке  трассы Уват – Салым. Его, кстати, автолюбители на всю Россию прославили, назвав «самой показательной плохой дорогой в стране».

Депутаты, к слову, озвучили и вполне резонное замечание по поводу качества ремонта. «Каков нормативный срок службы дороги после ремонта вы закладываете? Почему некоторые участки после ремонта держатся всего 2-3 года?», – спросил Гарри Столяров.

Представитель Уралуправтодора успокоил парламентария, пояснив, что нормативный срок службы федеральных дорог после ремонта 12 лет. «Если в течение этого срока проявляются какие-либо дефекты, ремонт производит подрядчик, допустивший недоработку, – сказал Игорь Зубарев. – На все дороги оформляются гарантийные паспорта».

В общем и целом, денег на ремонт федеральных трасс в Тюменской области, как видите, федеральный центр стал выделять больше. Тем не менее, депутаты Тюменской облдумы уверены, что необходимо проводить не ремонт, а полную ее реконструкцию (с расширением проезжей части, разделением полос движения и т.п.). В противном случае ситуация принципиально не изменится.

Теперь об аварийности, за снижение которой, собственно, тюменцы и борются…

Так, по данным ГИБДД по Тюменской области,  в первом полугодии 2014 года  на трассе Тюмень-Ханты-Мансийск произошло 64 ДТП, в которых 22 человека погибли, 119 – получили ранения. Эти показатели на уровне аналогичного периода 2013 года.  На федеральной автодороге Екатеринбург-Тюмень за этот же период  было зарегистрировано 11 ДТП, в которых погиб 1 человек, 14 – были ранены. Опасными остаются также трассы Тюмень-Омск (79 ДТП, 18 погибших, 131 раненый) и Курган-Тюмень (37 ДТП, 5 погибших, 61 раненый). По статистике, на долю федеральных трасс в Тюменской области приходится порядка 42% от общего числа смертей в ДТП по региону. В 80 % случаев гибель людей происходит в результате выезда на встречную полосу.

Никита СМИРНОВ