Паломническая поездка по маршруту Тюмень – Тобольск – Тюмень

 

Абалакская чудотворная икона Божией Матери “Знамение”. Фото Павла Плюхина

Признаюсь, попала на это мероприятие случайно. Мне предложили: съезди на экскурсию в Тобольск, будет интересно. А чего ж не съездить, если в Тобольске я была только в детстве, более тридцати лет назад. То, что экскурсия оказалась паломнической, узнала, уже сидя в автобусе, когда наш «экскурсовод» Ирина Баржак начала знакомить нас с правилами паломнической экскурсии. Итак, три «П»: Послушание, Простите меня, Помолись за меня. Внимательно выслушав и уяснив, исполнили первое «П» – послушно пристегнулись ремнями безопасности.

Абалакский Свято-Знаменский мужской монастырь

Устроившись поудобней, выслушали информацию об Абалакской иконе, самой почитаемой в Сибири. Образ хранится в Свято-Знаменском мужском монастыре в селе Абалак и привлекает паломников со всего мира.
Почему икона так почитаема? Оказывается, 350 лет назад, в далёком 1665 году состоялся первый крестный ход, и тогда эта икона спасла Тобольск, первый стольный град Сибири. Летом 1665 года в Тобольске и его окрестностях непрерывно шёл дождь, погибал урожай, и народ приходил в отчаяние. Тогда Тобольский архиепископ Корнилий послал в Абалак за чудотворным образом Божией Матери. Святыня следующим утром прибыла в Тобольск, и Преосвященный с крестным ходом вышел навстречу иконе и с молебным пением перенёс её в собор, где началась Литургия. Служба ещё не закончилась, как дождь прекратился и облака исчезли. Вот с тех самых пор по указанию Тобольского Владыки Корнилия икона Абалакской Божией Матери «Знамение» ежегодно крестным ходом переносилась из загородного монастыря в Софийско-Успенский собор Тобольского Кремля, а через две недели также торжественно возвращалась обратно в село Абалак.

Наши паломники. Фото Владимира Галицкого

Вид из Абалака на Иртыш

Паломники – Светлана Павлова с внучкой

Икона была утеряна: образ «Знамение» вывезен из России в годы Гражданской войны. Но сохранились списки с неё. Тюменские журналисты инициировали поиск чудотворной иконы Абалакской Божией Матери. К сожалению, поиск пока не дал результатов, но очень хочется верить, что когда-нибудь икона откроет ищущим её своё местонахождение и вернётся в Абалакский мужской монастырь. Кстати, по одной из версий, первообраз всё-таки не покидал родных мест и находится где-то в Тобольске.

Дом-музей Распутина в с. Покровское

… Вот мы по трассе проезжаем село Покровское. Нужно ли кому-то напоминать, что это родина Григория Распутина, и здесь имеется частный музей Г.Е. Распутина. Основанный в 1990 году тюменцами – супругами Смирновыми, он пользуется большой популярностью и в 2010 году был награждён дипломом Национальной туристической премии Юрия Сенкевича в номинации «Лучший региональный музей года».

Микрофон в руки взяла Светлана Павлова, и зазвучали стихи-экспромт поэта Анатолия Смолина, которые он оставил в музейной книге отзывов:

Пусть село совсем не броское,

Всё ж прекрасно ты, Покровское.

Нынче не дойти до сути:

Кто же был такой Распутин?

Вместе с ним не мыкал горе я,

И не мне судить Григория.

Ничего не смыслю в споре я –

Пусть рассудит все история.

Нити тайны не распутаны…

Что же тянет нас к Распутину?!

Наш автобус едет дальше по трассе, а у нас перед глазами встают картины когда-то увиденного в музее: личные вещи семьи Распутина – посуда, мебель, иконы; подлинный наличник с уничтоженного распутинского дома; уникальные фотографии с дарственными надписями, личные записки и письма Распутина. И, конечно, пожалуй, самый яркий экспонат – стул, который Распутин подарил односельчанину на какой-то праздник со словами «и будет тебе теперь удача во всём».

Тот самый стул – подарок Г. Распутина односельчанину

В голове мелькают кадры биографии крестьянина Григория Распутина из забытой Богом сибирской деревни Покровское Ярковского района, где он родился в 1869 году и до 28 лет занимался обычным крестьянским трудом. Затем были годы странствий по России в поисках душевного успокоения и сближения с Богом. Говорят, что не раз он нашу огромную Русь-матушку проходил пешком от Тобольска до Киева и даже ходил в Иерусалим.

На самом деле, Григорий Распутин – загадочная и неоднозначная личность в истории. По-разному его воспринимают в народе: кто-то считал его целителем, пророком, предсказателем, мудрецом, а кто-то – совсем иначе – пьяницей, распутником, безбожником…

Ходили легенды о его даре ясновидения и умении лечить людей, и что однажды он помог больному сыну Николая II, последнего императора России. Возможно, именно поэтому Григорий Распутин и приблизился к Российскому престолу и 11 лет провёл рядом с семьёй Романовых. Более того, имел огромное влияние на царскую семью, а значит и на вопросы государственной политики России.

Но были у него и враги, и в Покровском, куда он приезжал каждое лето навестить свою семью, на него совершили покушение. Только благодаря могучему здоровью, Григорий Распутин тогда выжил. «Смерть моя будет насильственной и мучительной, впрочем, как и ваша», – предрекал он незадолго до своей кончины, разговаривая с семьёй Николая II. Так и произошло: Григорий Распутин был зверски убит в Санкт-Петербурге, через некоторое время тело его выкопано из могилы и сожжено, а спустя год большевики расстреляли семью Романовых. Именно через село Покровское пролегла и «русская голгофа», и прямо возле дома Распутина перепрягали лошадей, на которых царскую семью везли к месту казни. Об этом свидетельствует и запись в дневнике государя есть запись, датируемая 14 апреля 1918 года: «В селе Покровском была перепряжка. Долго стояли как раз против дома Григория…». Они приехали к Григорию Распутину на родину, когда его самого уже не было в живых, как он и предрекал…

6QVZQXSWYfs

А мы тем временем продолжаем свой путь в Абалак. Небольшая остановка на завтрак, и вот мы снова в дороге.

Наш экскурсовод Ирина продолжает знакомить нас с тем, что нам предстоит увидеть. Казалось бы, мы все уже читали и не раз слышали про Абалакский монастырь. Но всё равно интересно послушать ещё, узнать что-то новое.

Знаменский Абалакский монастырь является духовной святыней всей Сибири, храня чудотворную икону Абалакской Божией Матери «Знамение». В 1636 году одной вдовице Марии в селе Абалак было чудесное видение: четыре раза Святитель Николай передавал Марии повеление Божией Матери построить на Абалакском погосте деревянный храм в честь Ее образа «Знамение». Архиепископ Нектарии благословил строительство храма, который и был построен в том же году. В 1637 году в Тобольске по обету расслабленного, то есть парализованного крестьянина Евфимия протодьяконом Тобольского кафедрального собора Матфеем в строящийся храм была написана икона в честь Божией Матери «Знамение». После написания иконы Евфимий полностью выздоровел. Это было первым чудом, и очень быстро весть о чудотворной иконе распространилась не только по Сибири, но и по всей России. Только в XVII веке было записано более 130 случаев благодатной помощи от чудотворной иконы.

В 1680 году деревянный храм сгорел. По царскому повелению в 1683–1691 годах был построен каменный собор в честь иконы Божией Матери «Знамение. В 1749–1750 годах справа от Знаменской церкви был построен храм Святителя Николая Чудотворца. В 1752–1759 годах была построена колокольня с храмом преподобной Марии Египетской. Так что храмовый комплекс был построен ещё до учреждения здесь мужского монастыря, потому как только в 1783 году при епископе Варлааме (Петрове) по высочайшему повелению императрицы Екатерины II на месте Абалакского прихода учреждается Знаменский Абалакский мужской монастырь ради нахождения здесь почитаемой Абалакской иконы Божией Матери «Знамение». Сюда переводятся монахи из Богоявленского мужского монастыря с Невьянского Пермской губернии.

Абалак. Все спешат на крестный ход

Начинается…

Крестный ход. Фото Павла Плюхина

В начале XIX века вокруг монастыря возводится каменное ограждение. Помимо храмов, в XIX веке в монастыре возводится ещё ряд зданий: братский корпус, архиерейский дом, монастырская гостиница и прочие подсобные помещения. Последним строением в ансамбле монастыря было строительство в 1904 году монастырской гостиницы на средства вдовы генерала Зряхова.

И в Абалаке происходили многочисленные чудеса по молитвам просящих, только в XVII веке их было записано более 130! Вот интересный случай: мальчик Иаков лишился зрения, из его опухших глаз вместо слёз лилась кровь, и его отец – крестьянин Иван Смирной – решил идти с сыном в Абалак и молиться перед иконой Божией Матер; когда они исполнили – Иаков исцелился, зрение вернулась к мальчику.

Традиция была прервана в годы советской власти. В 1924 году монастырь был закрыт, на его территории располагался сначала пересылочный лагерь НКВД, затем – различные хозяйственные службы, клуб, интернат для детей.

С 1989 года начался процесс возвращения монастыря Церкви, и в 1992–1994 годах ансамбль монастыря был полностью передан Тобольско-Тюменской епархии.

Монастырь владеет 244 гектарами сельхоз угодий, которые используются под посевы зерновых культур, посадку картофеля и сенокосы. Монастырь имеет своё подворье и два скита.

… Но вот мы и подъехали к Абалаку. Именно здесь начнётся крестный ход после молебна в Абалакском Свято-Знаменском мужском монастыре.

У нас есть всего несколько минут выгрузиться из автобуса, перекусить на скорую руку и полюбоваться открывшимся взору пейзажем. Мы стоим на высоком берегу Иртыша – знаменитой сибирской реки. Но долго любоваться нам некогда, руководитель группы Игорь Ракша напоминает: мы спешим, вот-вот начнётся крестный ход.

Слышен колокольный перезвон, вот начало колонны уже выходит из ворот монастыря… И наша группа плавно примыкает к идущим. Крестный ход направляется в Иоанно-Введенский женский монастырь.

Паломники на подворье монастыря

Иоанно-Введенский женский монастырь

Народу у чудотворной иконы видимо-невидимо!

Наша группа, проводив шествие, вернулась к монастырю. Хотелось внимательно осмотреть всё то, о чём мы до этого только слышали или читали: Свято-Знаменский Храм, Церковь Святого Николая Чудотворца, Церковь Пресвятой Девы Марии Египетской, монастырская стена ХVII века. Но вот смотрим на часы, быстро загружаемся в автобус: нам пора в дорогу, наш путь лежит в Иоанно-Введенский женский монастырь. И наш экскурсовод продолжает свой рассказ.

Иоанно-Введенский монастырь был основан в 1653 году и первоначально был мужским. Интересна история определения места для его создания: когда в 1638 году икону несли из Абалакского мужского монастыря в город Тобольск, и крестный ход проходил через деревню Шанталык, крестьянин Василий подвёл к иконе свою слепую от рождения дочь Анну, и она прозрела. Это чудо от иконы поразило всех! И тогдашний архиепископ Сибирский и Тобольский Симеон благословил основать на этом месте иноческую обитель.

И мужская обитель существовала здесь 200 лет: монахи вели своё хозяйство, занимались рыболовством, имели небольшое свечное производство. Но к середине XIX века монастырь почти опустел, и в 1864 году было решено мужской монастырь преобразовать в женскую обитель. Сёстры выполняли разные виды послушаний: занимались скотоводством и хлебопашеством; было налажено свечное производство; в златошвейной мастерской вышивали золотом, серебром и шёлком. Кроме того, в 1866 году здесь открыли училище на 30 человек для девиц духовного звания, на устройство которого Н.Д. Пущина, вдова декабриста М.В. Фонвизина, пожертвовала 3000 рублей, а в 1881 году училище девиц было переведено в город Тобольск и преобразовано с трёхклассного в шестиклассное.

За годы существования Иоанно-Введенского монастыря было много преобразований: построен новый деревянный этаж над свечным корпусом; отремонтирована часовня; выстроен деревянный двухэтажный дом, где на верхнем этаже располагалась квартира священника и училище для детей, и на полном содержании от монастыря обучались около 20 татарских мальчиков и местных ребятишек, а внизу расположились богадельня для пожилых и гостиница для богомольцев; расширен тёплый храм Введения во храм Пресвятой Богородицы; над алтарём возведена для ризницы каменная надстройка и многое другое.

Заботами настоятельницы Миропии в монастыре был устроен приют для детей сирот и детей самых бедных родителей, здесь ребятишек обучали грамоте и рукоделию, уделялось внимание и песнопению.

Иоанно-Введенский монастырь к началу XX века стал процветающим, здесь имелось уже четыре благолепно украшенных храма: св. Иоанна Предтечи, Введенский, храм преп. Серафима Саровского и великолепный Троицкий собор, было 250 насельниц, из них 70 – монахинь.

… Мы прибыли в монастырь. Сюда же прибыл и крестный ход с иконой Абалакской Божией Матери «Знамение». Настроение у всех торжественно-приподнятое. И почему-то верится в чудеса… Может, это ощущение из-за увиденных лиц тех, что молятся пред иконой? И очень хочется, чтобы чудотворная икона помогла этим людям!

А у нас появилось время зайти в храм и поставить свечи. Как нам сказали, это намоленное веками место, и потому смело заказываю службу за здравие всех родных и близких мне людей. И, конечно, ставлю за их здоровье и благополучие свечи. Почему-то в храмах всё ощущается иначе… В душе появляется умиротворение. Хочется просто побыть в тишине. Обратиться в мыслях к Богу. И почему-то кажется, что он обязательно и услышит, и поможет… А может, это намоленный воздух монастыря делает прибывших людей чище и добрей?

Перед трапезой у нас есть немного времени оглядеться, пройтись по территории монастыря, пообщаться и узнать, что в истории монастыря есть события, связанные с царской семьёй, когда в 1918 году Романовых отправили в Сибирь и привезли под конвоем в Тобольск, где императорская семья находилась под стражей, им запрещалось выходить куда-либо, даже в церковь. Так вот сёстры Иоанно-Введенского монастыря тайком от стражи посылали царской семье продукты, молоко, тёплые вещи. Оказывается, уже в настоящее время в память о тех событиях специально для монастыря написана икона Царственных страстотерпцев – она находится в храме св. Иоанна Предтечи, перед ней горит неугасимая лампада.

Кстати, в 1924 году монастырь закрыли, церковные ценности конфисковали. В 1933 году в монастыре расположился детский интернат. Затем в 1977 году – воинское подразделение.

Но люди всегда оставались людьми, и даже в годы «безбожия» сберегли иконы: спустя 70 лет после закрытия монастыря в городе Заводоуковске обретена икона Божией Матери «Целительница», писанная в Иоанно-Введенском монастыре, которая и сейчас пользуется большим почитанием сестёр и паломников; вернулись в монастырь две иконы Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали», список иконы Абалакской Божией Матери.

… Икона Абалакской Божией Матери «Знамение» остаётся в Иоанно-Введенском женском монастыре, здесь она переночует, чтобы наутро крестный ход направился в Тобольск. А мы после трапезы вновь продолжаем наш путь. Веселимся над тем, что нас поселят в конюшне, разыгрался интерес: как там будет? В конце концов, раньше строили на века, и в Тюмени драматический театр многие годы находился в здании соляных купеческих складов, так, наверное, и конюшня в Тобольске была сделана на совесть. Наконец, ближе к вечеру мы прибыли в Тобольск и обрадованно услышали: выходим с вещами, идём устраиваться в гостиницу. Впереди бодрым шагом в сторону ворот шагает руководитель группы Игорь Рафаэльевич, следом за ним устремляется вся наша группа.

Вход в гостиницу

Внутреннее убранство

Мы размещаемся в гостинице «Сибирский паломник». Она располагается в самом сердце Тобольского Кремля и ориентирована на православных паломников. А их, приезжающих в Тобольск поклониться его древним святыням, да и просто туристов, посещающих старинный сибирский город, достаточно много. Нам даётся немного времени, чтобы разместиться в номерах, передохнуть с дороги и подзарядить фотокамеры и мобильные телефоны. В комнатах – деревянные двухъярусные кровати, умывальник, стол, стулья. Широченные, никак не меньше метра, подоконники. Скромные шторки. В номере, несмотря на изнуряющую жару за окном, нас радует прохлада – это толстые стены защищают постояльцев от солнца. Через некоторое время осознаём: совершенно пропала усталость. И раньше назначенного времени мы пошли осматривать территорию.

А вот и радость узнавания: ещё с уроков истории всем известная колоколенка угличского колокола. Того самого, который был сослан в Сибирь! Откуда-то из глубин памяти вдруг всплывает история, связанная с этим ссыльным колоколом. В 1591 году в Угличе был убит младший сын царя Ивана Грозного, наследник российского престола малолетний царевич Димитрий. Пономарь соборной церкви поднялся на звонницу и стал бить в набат. И вот за то, что колокол известил жителей города Углича о смерти царевича Дмитрия, чем вызвал народное волнение, закончившееся самосудом над предполагаемыми убийцами, он был наказан: у него было отрублено «ухо», вырван «язык», колокол получил 12 плетей и был на триста лет сослан в Тобольск, и угличане почти год волокли его в ссылку на себе. Здесь местный воевода запер его в приказной избе и распорядился надписать на нём «первоссыльный неодушевленный с Углича», затем колокол висел на колокольне церкви Всемилостивого Спаса, потом как-то попал на колокольню тобольского кафедрального Софийского собора. Из-за его резкого и громкого голоса в него отбивали часы и в случае пожара били в набат. А когда в 1837 году в Тобольске наследник престола цесаревич Александр Николаевич (будущий император Александр II) произвёл исторический удар в колокол, то шатёр для ссыльного колокола построили в камне. Но сейчас эта колоколенка пустует… Колокол вернулся в Углич. Тот ли самый колокол вернули на родину или его копию – это тема для спора историков.

lL87EMEziZo

NUqLi1leGWY

3BFofgYAlt4

Вот мы слышим колокольный перезвон и дружно собираемся у звонницы. Соборная колокольня расположена на территории Кремля, рядом с Софийским собором. Наша группа заходит в распахнутые двери и поднимается по крутой винтовой лестнице. Ощущение во время подъёма – словно  крутишься вокруг собственной оси. А вот и колокола! Ого, какие они огромные! Впечатляет и сама каменная колокольня! Говорят, что возводили её три года, были приняты меры для её устойчивости. И сегодня колокольня – самое высокое церковное здание Тобольска, около 75 метров. Кстати, возведена она была на пожертвования.

С энтузиазмом фотографируем звонарей, колокола и слушаем, слушаем… Когда действо звонарей завершилось, дружно аплодируем мастерам. И по крутой винтовой лестнице – обратно, на выход.

Нас уже ждёт автобус. Мы едем на уникальную встречу с космонавтом Георгием Гречко и благодарим судьбу за такую удачу.

Г. М. Гречко охотно раздаёт автографы

И вот он, космонавт № 34 Георгий Гречко! Увидеть воочию живого космонавта – не каждому так повезёт в жизни. А если это Георгий Гречко – вообще удача! Да к тому же не просто увидеть, а стать участниками встречи, получить ответы на интересующие вопросы, сфотографироваться с человеком-легендой, получить автограф. Георгию Михайловичу – 84 года, но это как раз тот случай, когда время не властно изменить человека: то же обаяние, та же самая лучезарная улыбка, которую многие сравнивают с гагаринской, желание общаться и готовность вести беседу до последнего вопроса. А вопросы ему задавали самые разные.

– Я читал, что у вас было сложное приземление. Расскажите про него!

– Да, в 1975 году нас очень сильно приложило о землю, потому что корабль посадили в буран. На такую посадку мы не рассчитывали: ветер должен быть небольшой, а там – порывы больше 20 метров в секунду. Зима, земля замёрзшая как камень. А у нас знаете какой парашют? Больше, чем потолок в этом зале! И парашют превратился в огромный парус и понёс наш корабль как пушинку. Мы – внутри, а корабль бился о землю, прыгал, перекручивался, поднимался и опять грохался на землю… И так – до тех пор, пока парашют не отстрелили. Просто когда в такую ситуацию попал беспилотник, его расплющило. Парашют-парус стал опасен, вот его и отстреливали, чтобы и нас так не расплющило. У меня по ноге кровь бежит, напарнику спину повредило. К нам подбегают: «Вы как?» – отвечаем: «Живы!», а они люк захлопнули и убежали. Нам помогать надо, висим пристёгнутые, вниз головами. Оказывается, они так обрадовались и сразу побежали докладывать, что всё в порядке. Потом вернулись, стали нас выручать. Взялись за Губарева, тянут за плечи, как рванут, а глянул – они плечевые ремни отвязали, а про ножные забыли. Думал, разорвут его пополам! Отвязал я ему ноги, ну они его и вытащили, а потом и меня. А вокруг – буран, темнеет, надо скорей лететь. Они бегут, Губарева на носилках тащат, первый спотыкается, летит через голову, Губарев сваливается в снег с носилок, его достают, опять на носилки помещают – и дальше бежать!  Посадили нас в разные вертолёты – это на тот случай, чтобы  в случае аварии с вертолётом хоть один из космонавтов остался живой. А пока до вертолёта несли, нам показали ямы, выбитые в мёрзлом грунте нашим кораблём. Ямы большие, побольше, чем от снаряда. Мой товарищ потом говорил: ничего себе мягкая посадка! А я шутил: так мягкая не потому, что мягкая, а потому, что на мягкое место!

– А во сколько лет вы полетели в космос?

– В первый раз я полетел в космос  в 1975 году, а родился я в 1931, вот и считайте. А последний полёт – 54 года уже было.  А так я сам по себя шутил: один дурак на всю Россию попался, который в 54 года в космос летал. Конечно, на тренировках было тяжелей, и ребята помоложе подсмеивались надо мной. Но я им сказал, что посмотрим, как в космосе будет. Полетели – они сидят, прижались, а я встал и сделал всё, что нужно. А назавтра была стыковка, нужно отдохнуть, и я ушёл в другой отсек, упёрся ногами в потолок и уснул. Они потом увидели – удивились, что и так можно спать.

– Вы видели метеорит?

– Видел как- то, не удержался: ой! А мне с Земли: что «ой?». Я говорю, что метеорит пролетел. С одной стороны – красиво, с другой – хорошо, что мимо!

– А сколько вам лет? Вы были знакомы с Юрием Гагариным?

– Мне 84 года. Мне посчастливилось работать и с академиком Королёвым. Если бы не было Королёва – не было бы и Гагарина. Когда я пришёл, Юрий Гагарин не только там был, но и отвечал за предполётную подготовку. Скажем так, полёт у него был не очень трудным, но зато – первым! Слава на него тогда свалилась огромная – весь мир на руках носил. Но Юрий Гагарин не зазнался, остался таким же разговорчивым, общался со всеми. Выбор стоял, кого отправить в космос – Титова или Гагарина? Герман Титов тоже был очень хорош. Но Гагарин – простой русский парень, и он прошёл, как говорят, огонь, воду и медные трубы. Медные трубы – это испытание славой. Не знаю, как с этим бы справился кто-то другой, а Юрий Гагарин – смог.

– У вас были подвиги на войне?

– Мне было десять лет, когда началась Великая Отечественная война. Но у нас были игрушки – взрывчатка, бикфордов шнур. И каждый день кто-то получал ранения. Мы уходили подальше, чтобы немцы не видели, и стреляли по вражеским самолётам. Но так и не попали. А я с удовольствием читаю у Твардовского:

Ну-ка, что за перемена?

То не шутки — бой идёт.

Встал один и бьёт с колена

Из винтовки в самолёт.

Трёхлинейная винтовка

На брезентовом ремне,

Да патроны с той головкой,

Что страшна стальной броне.

Бой неравный, бой короткий.

Самолёт чужой, с крестом,

Покачнулся, точно лодка,

Зачерпнувшая бортом.

Накренясь, пошёл по кругу,

Кувыркается над лугом, –

Не задерживай – давай,

В землю штопором въезжай!

– Были у вас какие-то интересные опыты?

– Как-то никак не удавалось на орбите наладить работу телескопа, созданного астрономами Крымской обсерватории. Во время предыдущих экспедиций на орбиту три таких телескопа не «включились». Вся надежда оставалась на четвертый. Но прибор никак не хотел работать. Мне сказали оставить его в покое из-за того что часть этого прибора была снаружи станции, и запретили пытаться лезть в него – мог получить дозу радиационного облучения из открытого космоса. А мне же жаль трудов изобретателей, которые собирали этот телескоп. Нарушил я тогда запрет. Стал исследовать, разбираться. Взял в аптечке фонендоскоп, прослушал этот прибор, чтобы понять, где в нём неисправность. Ввёл его в строй! Сначала получил выговор, что тратил время на орбите на устранение неисправности. А когда починил и рассказал другим, как аппарат работает, меня вызвали в Московский дом учёных и сказали, что открыли планету и назвали её моим именем. Я узнал: это один крымский астроном спустя несколько лет открыл метеорит и в благодарность назвал его моим именем. Так что где-то в космосе есть и моя планета.

– Космонавты – народ суеверный или нет?

– Я не верю в приметы! Например, разбить зеркало – к беде, а я разбил зеркало, когда мне предстояло 12 тяжёлых прыжков. Сложно было, но всё обошлось! А в другой раз – и зеркало целое, а ногу сломал.

Вот в последний вечер перед стартом мы смотрим фильм «Белое солнце пустыни». Это примета? Скорей, традиция. Этот фильм даёт правильный настрой. Но если это – примета, то я верю только в хорошие приметы, а в плохие – не верю!

– Вы летали в космос, есть ли подтверждение внеземных цивилизаций?

– У меня целый шкаф с книгами на эту тему. Я разговаривал со специалистами. У меня сложилось впечатление, что кто-то всё-таки спускался к нам на Землю. Вот в то, что сейчас чуть не каждый день куда-то прилетает, не верю. Поверю только, если постучу в такую тарелку, а мне откроют.

– С иностранными космонавтами приходилась сотрудничать?

– Прилетал к нам чехословацкий космонавт. Самая тяжёлая тренировка – на вестибулярный аппарат. Иностранцам тяжело выдержать. Тебя крутят, колья вокруг тебя верят. Бывали случаи, когда человек, как у нас  говорили, «хвастался харчами». Было несколько сотен кандидатур, а отобрали только 13, но в полёт – только 12 отправили (по примете, наверное?). Помню, что чех был по пояс раздет, ему ввели иголку в вену и остужали – записывали изменения давления.

– Правда, что перед полётом в Звёздном городке садят деревья?

– Правда, только на космодроме. Но и там, где живу, я тоже сажаю деревья.

– Как вы стали космонавтом?

– В моём детстве мы все мечтали стать космонавтами. Но чтобы достичь чего-то, нужно стать лучшим в профессии. А начинать – в детстве. Быть лучшим в школе. А главное – уметь работать в коллективе, поддерживать и помогать друг другу. Потому что и в космосе, и на земле – одиночкам ничего не добиться. Был такой случай, когда двое космонавтов два года готовились к полёту. А за неделю их отстранили, и в космос полетели дублёры. Объяснили решение так: если полёт без осложнений – то они бы справились, а если с трудностями – то им не справиться, они не нашли контакта, не поняли друг друга. Поэтому самый главный труд – образовать коллектив!

И это правда: любой полёт – это риск! Поверьте опыту всех космонавтов, что лёгких полётов не бывает, в каждом из них происходит нечто непредвиденное, и надо быть к этому готовым.

…И напоследок мысль от дважды Героя Советского Союза Георгия Гречко: «Умный знает, как выйти из трудного положения, а мудрый знает, как в него не попасть». Мудро!

Фото на память

После такой замечательной встречи – фото на память, автографы…

И вот мы возвращаемся – пора на службу. Сразу после Богослужения – на экскурсию в храмовую ризницу, зал преподобного Сергия Радонежского, древлехранилище, а затем нас ждёт встреча с митрополитом Димитрием.

Рассказывать про экскурсию в музей истории православия в Сибири – наверное, будет лишним, потому что надо лично это увидеть и прочувствовать: экспонатов, представляющих большую историческую и духовную ценность, так много, что, наверное, любой музей позавидует.

Признаюсь, я задержалась, залюбовавшись иконами Божией Матери, что расположены на западной стене: Богоматерь Абалакская, Богоматерь Тихвинская, Богоматерь Шуйская, богоматерь Троеручица, Богоматерь Владимирская.

Ну вот нас проводят в комнату, там уже расставлены стулья. Мы рассаживаемся лицом к экрану. Вскоре приходит владыка Димитрий (он же – Митрополит Тобольский и Тюменский, ректор Тобольской Православной Духовной Семинарии).

Встреча начинается с демонстрации фильма «Спаси и сохрани» (автор Елена Бабина). Зачем мы приходим в храм и к Богу? На этот вопрос ответил Игорь Ракша: «Каждый человек в храм приходит, кто за чем… Россия – она добрая, она великая». И в этом ответе слышится извечное: все дороги ведут в храм. А если некуда прийти – строят храмы. А коль храмы строят – значит, это кому-то нужно! И в фильме рассказывается о новых храмах, например, «Целительница», «Утоли моя печали».

А свой разговор с собравшимися митрополит Димитрий начал с рассказа о… Георгии Гречко. Что у космонавта Гречко бабушка была верующая, и в космос он летал с иконкой: «Помолишься – и какая-то уверенность». И что познакомившись с ребятами, он спросил: «Как дисциплина? Может, строго, как в монастыре?», и услышал в ответ: «Здесь как в армии, но доброжелательно!».

Не обошлось и без шуточных рассказов на тему космоса и Бога. Например, Когда Гагарин слетал в космос, и был приём в Кремле, Хрущёв его в сторонку отвел и спрашивает: «А Бога видел?». Гагарин говорит: «Конечно, видел, есть Бог». «Я так и знал, – сказал Хрущёв, – но ты об этом никому не говори». А потом Гагарин был на приёме у Папы Римского, и тот тоже отвёл его в сторону и спросил: «Ну что, Бога-то видел?». «Да нет никакого Бога!», – отвечает. «Я так и знал, – говорит Папа, – но ты об этом никому не говори».

Митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий

Митрополит рассказал, что несколько раз попадал в милицию, и пока служба не закончится, держали в воронке – так раньше людей удерживали от церкви. А одного архиерея заставили сказать, что, мол, Гагарин в космос слетал и Бога не видел. И тот так (ну, или почти так) и сказал: «Братья и сестры, Юрий Гагарин слетал в космос, но Бога не видел. А Бог его видел и благословил благополучно вернуться на Землю».

Спросили митрополита, как он относится к социальным сетям? Например, патриарх Кирилл открыл свою страницу в соцсетях.

Владыка Димитрий уверен: разум дан человек Богом, чтобы познавать мир. И познавать его возможности. А если человек заходит в Сети и не удерживается от зла – это порок:

– Вот пример, чтобы понятней было: появился в доме утюг – к нему прилагается инструкция, прочитайте, а вот появилась Сеть – а инструкции-то нет! Разработают программу участия церкви в соцсетях Синодальный миссионерский отдел, Синодальный информационный отдел и Синодальный молодежный отдел.А присутствие церкви в соцсетях – наверное, это стало необходимым: в Сети есть интересующиеся жизнью церкви, интерес этот в последние годы усиливается, и этот процесс нужно обратить во благо, рассказать правду о церкви, развенчать клевету. Священникам нужно научиться общению в соцсетях, ведь даже обезличенные, они должны оставаться священниками и руководствоваться нормами, которые налагает на них священный сан.

Сейчас многие общаются по Сети, а у меня, например, хранится целый чемодан писем, когда друзья в армию уходили, когда разъехались… Сейчас нет лирики. Упрощён язык. Многие часами пропадают в соцсетях и погибают. Есть уже и заключение врачей: долгое нахождение в Интернете ведёт к слабоумию, оттого и молодёжь примитивная, убивается мышление.

У Владыки: И. Баржак, И. Ракша, Г. Корепанов

Следующий вопрос был про отношение церкви к экстракорпоральному оплодотворению (ЭКО) – искусственному осеменение женских половых клеток в лабораторных условиях. Владыка Димитрий ЭКО не осуждает, но считает, что во всём должен быть промысел Божий. Ведь часто бесплодие – это расплата за греховную жизнь.

Недавно президент России Владимир Путин встретился с Папой Римским Франциском. Тогда почему Патриарх Кирилл отказался от встречи, отклонил приглашение посетить Краков в 2016 году на Всемирный день молодёжи, где должна была состояться его встреча с Папой Римским? Католическая церковь без православной не может, обратилась за поддержкой?

– Да, католическая церковь предлагает сделать совместной Пасху, перенести нам Рождество на предновогодние дни. А для чего нам это делать? У нас вековые традиции, и православные отлично встречают Рождество и 7 января. Церковь разделилась на православную и католическую в 1054 году после церковного раскола. Тогда Восточная церковь взяла себе название «православная», а Западная церковь взяла себе название «католическая» («всемираная»). Папа Римский объявил: папа непогрешим! Оказывается, как только человек избран Папой, любое его объявление, которое он сделает, как верховный пастырь и учитель, истинно само по себе, а не с согласия Церкви, и даже появилось учение о первенстве Римского Папы и непогрешимости его суждений по вопросам веры и нравственности, произнесённых ex cathedra (то есть когда Папа выступает как «земной глава и наставник всех христиан»), а также ряд других постановлений догматического характера. То есть они стали владыками земными, а не духовными наставниками. Православный мир этого не принял: тысячу лет такого не было! Вот сейчас кем-то ведутся разговоры о соединении религий. Патриарх уверен: нельзя соединяться, когда такие разногласия! Он не желает внести соблазн в церковь. Огромные различия между конфессиями! Например, Папа Бенедикт XVI выпустил документ, одобренный Папой Римским, ко всем епископам католической Церкви, где написано: «Единственная Церковь – это Церковь католическая, всё прочие Церкви в частности восточно-православные – это только вероучительные доктрины». То есть православие – не Церковь?! А по поводу «Церквей-сестёр»: это только католические Церкви Франции, Италии, Португалии, Германии… Все прочие – не сёстры. Единственная Церковь — католическая и Папа – глава Церкви. Так о каком объединении может идти речь? А сейчас на Западе вообще одобрили «содом и гоморру» – это уже преступление, когда такое узаконивают духовные лидеры.

Папа Римский преподнёс президенту медаль с изображением ангела мира. Мы вместе можем заниматься какими-то социальными акциями, бороться против эксплуатации, угнетения, выступить против войн. Но это касается не только православия и католичества, с этим согласны все порядочные люди любых конфессий. Мы все за добро! Но у православных и католиков очень много догматических расхождений, делающих абсолютно невозможным их объединение.

Как русская православная церковь относится к усилению влияния радикального ислама?

– Отношение к исламу – ровное. Но знаем, что был и радикальный ислам. В храмах идут проповеди, и не агитация. Мы все – дети Божие, мусульмане и христиане всегда жили вместе и никогда не враждовали. Дай Бог всем не впадать и не поддаваться на провокации и внешнюю агрессию.

Приближается 8 июля – всероссийский День семьи, любви и верности. Этот праздник поддержан всеми религиозными организациями. Символично, что впервые он прошёл в 2008 году, который был объявлен Годом семьи. Но мы знаем и другой праздник, громко отпразднованный молодёжью 14 февраля – День святого Валентина или День всех влюблённых. Как вы относитесь к этим праздникам?

– День Петра и Февронии – это на самом деле хороший праздник! В их жизни воплощаются черты, которые традиционные религии России всегда связывали с идеалом супружества, а именно: благочестие, взаимная любовь и верность, совершение дел милосердия и попечение о различных нуждах своих сограждан. Их мощи хранятся в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.

А про День святого Валентина – это не праздник, это обман нашей молодёжи, это чей-то бизнес-проект с продажей сердечек и цветов. Не было святого Валентина. А то, что было – об этом не хочется говорить.

Поэтому хорошо, что стали праздновать День семьи, любви и верности. Это непреходящие ценности. Дай Бог, чтобы эти слова – семья, любовь и верность – всегда были в ваших домах!

Мы благодарим владыку Димитрия за эту интересную встречу, которая как-то незаметно заняла полтора часа. На память о встрече мы все получили подарки, за что большое спасибо!

Итак, первый день нашего паломничества подошёл к концу. Столовая, где на нас был накрыт ужин, уже закрылась. Нас не дождались. Не унывая, мы пошли прогуляться по городу Тобольску в поисках кафе.

Тобольская тюрьма

Здесь когда-то был ссыльный колокол

… Вот и наступило утро нового дня. Все проснулись рано и успели до службы в Софийско-Успенском соборе продолжить осмотр местных достопримечательностей. После службы нас ждала трапеза, а затем мы направились на экскурсию. Конечно, Тобольск сыграл большую роль в освоении и управлении Сибирью, но у этой сибирской земли есть и история ссылки и каторги. Тюремный замок – это бывшая тюрьма, которая расположена неподалёку от Тобольского кремля. Здесь когда-то содержали арестантов, отсюда их отправляли дальше на каторгу и на поселение. Режим здесь был жёсткий, и у замка возникло название – Тобольский централ. На плечи арестантов сваливались все работы: приготовление пищи, подвоз воды, заготовка дров, уборка помещений, уход за больными, починка и стирка одежды. Из истории мы уже знаем, что в результате дворцовых переворотов в XVIII веке через Тобольск прошли представители русской знати: А.Д. Меншиков, князья Долгоруковы, канцлер Г.И. Остерман, фельдмаршалы Э.И. Бирон и Б.К. Миних. Побывали здесь и противники реформ Никона – старообрядцы и их энергичный духовный предводитель протопоп Аввакум. В Сибирь попадали и участники освободительных движений из разных областей обширной Российской империи – украинцы, поляки, кавказцы.

Тобольские остроги повидали участников крестьянской войны под предводительством Степана Разина и Емельяна Пугачёва, а также деятелей просветительного движения: В.В. Пасека и Радищева.

Заметный след в истории города оставили декабристы, петрашевцы народники, польские революционеры, марксисты.

Во времена Советского Союза тюремному замку нашлось и другое применение: здесь не только содержали заключённых, но и в годы репрессий расстреляли «врагов народа» – 2500 человек! И это только по опубликованным данным. Слава у Тобольского централа была зловещая. В 1989 году это место заключения упразднили – по желанию жителей города и исходя из интересов МВД СССР было принято решение о передислокации Тобольской тюрьмы в Харп.

Сейчас здесь музей-заповедник. Можно купить билет и пройти на территорию, заглянуть в тюремные камеры, одиночки и карцеры, камеры для опасных преступников. Сырые стены, ржавые решётки… Трудно представить, что здесь побывали поэт Михаил Михайлов, писатели Владимир Короленко, Николай Чернышевский, Фёдор Достоевский. На экскурсии-то жуткое ощущение и стремление поскорей покинуть это место.

Вот прогулочные дворики с прочными дверями и засовами, над головами – решётка, прогулка длилась 30–50 минут.

У расстрельной стены – камень. Говорят, что кровь здесь пропитала землю на глубину до 25 метров!

Возвращаясь к выходу, заходим в ещё один корпус. И удивляемся: здесь принимают туристов на ночлег! Сначала кажется диким: как это – ночевать в тюрьме? Потом думаешь: а ведь это шанс хотя бы чуточку приблизиться в той реальности, испытать на себе. Но я бы не рискнула. Хотя, как оказалось, эта услуга востребована.

Вот так в задумчивости, переживая всё увиденное и услышанное, мы покидаем этот музей-заповедник.

К сожалению, экскурсия в иконописные мастерские не состоялась. Но впечатлений от поездки и так уже с лихвой! Поэтому идём за вещами, сдаём ключи от комнат и занимаем свои места в автобусе.

Обратный путь, как обычно это бывает, промелькнул незаметно. И вот мы в Тюмени. Наше паломническое путешествие завершено. Впечатлений – уйма, душа переполнена положительными эмоциями, и хочется ими поскорей поделиться. Эта поездка укрепила мои внутренние убеждения, подарила много радости и благодати. Спасибо организаторам этой паломнической экскурсии!

Елизавета КОВАЛЬЧУК

8 комментариев

Добавить комментарий

Войти с помощью: