Ларёчно-автобусный общепит у Антипинского НПЗ: цена прогресса

Тюмень прирастает новыми производствами. На хорошем счету и Антипинский нефтеперерабатывающий завод, ведется строительство третьей очереди. В 2017 году предприятие планирует обеспечить весь Урал дизельным топливом и бензином стандарта «Евро-5». Можно аплодировать и гордиться. Смущает всего один момент – условия, в каких приходится работать строителям, монтажникам и инженерам, задействованным на стройплощадке. Трудится там порядка 4 тысяч человек. Питание работников не организовано. Часового перерыва на обед не всем хватает для того, чтобы съездить перекусить в город, за опоздания, по словам бывших сотрудников, штрафуют и даже увольняют, потому работяги вынуждены питаться тем, что предлагают местные предприниматели. У стен стройки развернулся настоящий «ларёчно-автобусный» общепит, напоминающий стихийный рынок начала 90-х. Торговля, как вы понимаете, ведется нелегально.

Наша предыдущая публикация, которая появилась после того, как один из читателей PARK72.RU сообщил об антисанитарии в этой «уличной столовой», предоставив фотографии, вызвала общественный резонанс. В редакцию начали обращаться владельцы упомянутых «закусочных». Один из них заступился сразу за всех своих коллег и согласился провести экскурсию по «заведениям». Наш корреспондент принял это приглашение. Спустя несколько дней претензии, угрозы, требования «обелить» мундир и даже «удалить публикацию», которая ставит под сомнение безопасность питания в упомянутых заведениях, в адрес редактора PARK72.RU поступили от другой предпринимательницы, которая держит ларек-бистро у стройки. Несмотря на недовольство торговцев, мы продолжаем тему.

Виталий Ценалис говорит, что предприниматели заботятся о свежести продуктов

Экскурсию по «ресторанам у стройки» нам устроил Виталий Ценалис, тюменский предприниматель, который держит здесь небольшой ларек. Ему стало обидно, что “бистро” у стройки обвинили в антисанитарии. “Еда всегда свежая, мусор убираем, холодильники есть, мух – нет. Все довольны”, – заявил он. В подтверждение своих слов продемонстрировал санитарно-эпидемиологическое заключение на продукцию, которое ему предоставил поставщик.

В обеденное время к ларькам выстраиваются очереди

Когда корреспондент побывал на месте, мух, на которых жаловался очевидец, не заметил. Не сезон, видимо, уже. Урны для мусора – установлены. Спрос на продукцию ларьков – есть. Строители, курсирующие из офиса компании на стройку и обратно, покупают выпечку, чтобы перекусить на ходу…

На стройке питание не организовано, ездить в городе мало кто может себе позволить

В обеденное время очереди к каждому «заведению» – в несколько десятков человек. На «пятачке» у стройки среди множества припаркованных стихийно автомобилей разместилось два ларька, через дорогу – комплекс-столовая из трех автобусов, чуть ближе к стройке – еще один ларек – «буфет»… За углом – магазинчик, где тоже предлагают какой-никакой перекус.

Едят работники в беседке у магазина, в автобусах, на остановке, прямо у ларьков. Кто-то – уносит с собой. В общем – кому как удобно…

Автобусы, которые стоят среди припаркованных автомобилей, в “лесополосе” – это что-то вроде столовых

“Столовая” на колесах

Есть около стройки и “столовые” на колесах. Это три старых автобуса. Там тоже можно пообедать. Как часто там проводят санобработку, не ясно: объявлений по этому поводу нет.

Ассортимент блюд – на любителя. Выпечка (самса, беляши, пирожки и пр.), плов, лагман… В магазине «за углом» можно купить фасованные порциями «гречку с котлетой»…

Магазин “за углом”, где можно приобрести расфасованную порциями и завернутую в целофан еду… Купленное здесь рабочие кушают обычно прямо у магазина – в небольшой “беседке” без столов и стульев

Руки помыть перед обедом, строго говоря, негде. Вода – привозная. Соответственно, о том, как часто и каким образом производится уборка в “заведениях”, остается только догадываться. Но это мало кого из обедающих, видимо, смущает.

Этот ларек был закрыт, но там обычно тоже можно купить что-нибудь съедобное

В “Буфет” еду привозят из собственной столовой. Этот ларек – единственный, подключенный к электричеству. “Прицеплен” он к Антипинскому НПЗ и руководство завода об этом знает.

«Я ни от кого не прячусь. Бывал в администрации неоднократно. Пытался оформить деятельность ларька официально, но на преодоление всех бюрократических процедур уйдет примерно полгода, в то время как третья очередь завода будет строиться еще примерно 8 месяцев. Потом ларек придется закрывать или переносить на другое место. У меня есть договор аренды, так что, строго говоря, я работаю легально. Другое дело, что сейчас на том участке, который я арендую, разместиться невозможно – теперь там склад, поэтому я свой ларек передвинул», – объяснил Виталий.

Наш гид показывает участок, на который у него была оформлена аренда. Говорит, что сейчас там склад, поэтому он вынужден был перебазировать свой ларек

Как обстоят дела с легализацией бизнеса у других местных предпринимателей, он не знает. Корреспондент PARK72.RU пообщался с представителями еще двух местных «точек быстрого питания», ни в одном из них не согласились показать разрешительные документы. «Не вижу в этом смысла, все у нас есть», «Документы у хозяйки, а ее нет в городе», – такими ответами нас побаловали.

В подтверждение своих слов Ценалис продемонстрировал санитарно-эпидемиологическое заключение на выпечку, которое ему предоставил поставщик

Виталий Ценалис уверяет, что каждый из предпринимателей, работающих здесь, старается обеспечить чистоту и гарантировать свежую еду. Дескать, сами заинтересованы в том, чтобы покупатели были довольны.

Офис компании “Юникс” расположен примерно в сотне метров от “столовой под открытым небом”

Для Виталия это одно из направлений семейного бизнеса. Сам он работает в «ЮНИКСе», поэтому говорит, что заботится о том, чтобы продукция была свежей. Дескать, для коллег старается… В его ларьке есть холодильник, установлен генератор.

Всегда ли он включен? Не знаю. Во время нашего визита – работал. Девушка-продавец сказала, что работодатель ее не обижает: платит вовремя.

Удалось поговорить и с собственницей ларька-буфета. Утверждает, что продукцию на реализацию привозит из собственной столовой. Ее ларек, кстати, единственный из всех установленных здесь “точек общепита”, подключен к электричеству. Как выяснилось, покупают электричество они у Антипинского НПЗ и договоренность об этом есть с господином Ананиным.

Говорят, здесь грязно только после дождя… Мусор увозят ежедневно.

Да, с тем самым, который является заместителем директора Антипинского НПЗ по общим вопросам и который корреспондента PARK72.RU уверял, что не доволен наличием в окрестностях ларьков и считает, что их нужно убрать подальше…

Вот такая двойная мораль, выходит, у руководства Антипинского НПЗ. Ларьки не нужны, а электричество – продают… Странная история.

Но разговор не об этом. В общем-то, можно поверить продавцам, которые подкармливают рабочих привозной выпечкой, на слово. Стараются, кормят… О качестве и чистоте – вроде заботятся. Достаточно ли этого? Это вопрос к специалистам контролирующих органов.

Да, может быть тех, кто привык питаться в стационарных кафе, не устраивают условия… Но пока никто не отравился, так что в набат бить рано.

Вот когда кто-нибудь отравится – тогда и проверят. Видимо, контролирующие органы руководствуются такой логикой.

По соседству с офисом “Юникса” находится здание, где раньше располагалась столовая. Сейчас она не работает.

Напомним, в департаменте потребительского рынка администрации города Тюмени хоть и говорят, что ларьки с едой в районе Антипинского НПЗ размещены нелегально и работают незаконно, влиять на ситуацию не хотят. Доехать и выписать предписания, видимо, не хватает рабочих рук и времени.

Торговцев такая нерасторопность устраивает  – они работают, никто не беспокоит. Есть спрос, есть и предложение. А не будь здесь этих “бистро-ларьков”, чем бы питались рабочие?

Автобусная остановка под названием “Автобаза УВД” часто становится местом, где люди обедают…

В управлении Роспотребнадзора по Тюменской области на обращение с просьбой проверить обстановку, пока не отреагировали. Видимо, никому нет дела до того, что 4 тысячи человек ежедневно рискуют здоровьем, питаясь на улице.

…Сотрудники PARK72.RU там не обедают, нам беспокоиться вроде как не о чем: о проблеме сообщили, на поступившую от горожан жалобу отреагировали. Но почему в компании «ЮНИКС», которая ведет строительство третьей очереди Антипинского НПЗ, и чьи сотрудники ежедневно вынуждены питаться на улице, никак не пытаются повлиять на ситуацию?

Третья очередь Антипинского НПЗ – объект масштабный. В строительстве задействовано порядка 4 тысяч человек. Многие приезжают на работу на автомобилях

Напомним, в службе безопасности компании «ЮНИКС» поясняют, что тоже весьма недовольны наличием таких «закусочных». Правда, по другой причине. В компании заявили, что кто-то из «ларечников» продает работникам стройки из-под полы спиртное… Представители «ларечного бизнеса» это отрицают… Тем не менее, жалобы на этот счет поступали местному участковому. Тот обещал разобраться в ситуации. Ну действительно, какая польза от пьяного строителя? Или сам убьется, или набедокурит…

Что интересно, в строительной компании, которая, по большому счету, провоцирует незаконную торговлю (кормили бы рабочих организованно, не было бы и стихийной столовой под открытым небом), не видят своей причастности к происходящему. Между тем, рабочих на весьма отдаленном от города предприятии не кормят (выплачивают «паечные», которые каждый тратит на свое усмотрение), а на обед выделен всего 1 час времени. Представители предприятия нам пояснили, что отсутствие организованного питания – нормальное явление на стройках, к которому рабочие, которые по 15-20 лет трудятся в таком режиме, давно привыкли…

Один из бывших работников организации заявил корреспонденту PARK72.RU, что за опоздание рабочих штрафуют и увольняют. Его уволили за 15-минутное опоздание с обеда. Стоит ли удивляться, что работник предпочитает перекусить недалеко от стройки, а не ехать в цивилизованное место.

Непосредственно в компании «ЮНИКС» нам не стали комментировать слова бывшего сотрудника по поводу «штрафов за опоздание», сославшись на то, что компетентные по трудовым вопросам люди работают вахтами и сейчас – на отдыхе. Так что, строго говоря, эта информация неофициальная и неподтвержденная, тем не менее.

Что в итоге? Очевидец, сообщивший нам о сложившейся у стройки ситуации со стихийной торговлей и, по сути, нелегальным общепитом под открытым небом, прав. Это ненормально. Его волнение за здоровье 4 тысяч работников объяснимо. Не понятна позиция контролирующих органов. Текущее положение дел, похоже, всех устраивает. И Роспотребнадзор, и департамент потребительского рынка, и самих рабочих, и их работодателей.

Спустя несколько дней после нашего визита в оазис кафе-ларьков у стройки, Виталий Ценалис сообщил о том, что ему выписали предписание. В бумажке, которую ему вручили, от департамента земельных отношений и градостроительства администрации города Тюмени, сказано, что он должен в семидневный срок снести (демонтировать) свой ларек на колесах, освободив земельный участок.

Это “письмо счастья” прислали только одному из местных предпринимателей. Выходит, к остальным у администрации города претензий нет? Или опять “нашли крайнего” и применили “двойную мораль”?

Странно, конечно, требовать сноса ларька на колесах. Чтобы освободить от него земельный участок, достаточно просто передвинуть, и после этого, строго говоря, требования «контролирующего органа» будут неакутальны, потому что ларек будет располагаться уже по другому адресу… Там почти все ларьки – на колесах… Знай себе – переставляй, играй в догонялки…

Интересно другое. Больше никому из «квартирующих» на равных на этом участке, таких предписаний не выписали. Только Ценалису.

На вопрос «почему?» в упомянутом департаменте корреспонденту PARK72.RU не дали никаких внятных объяснений.

Видимо, кому-то мешает конкретно этот ларек, а не все, находящиеся здесь “на птичьих правах”?

Самому Виталию Ценалису в администрации сообщили, что нашелся некий доброжелатель, который предложил департаменту демонтировать его ларек за свой счет. Кто этот доброжелатель, предприниматель не знает.

Вероятно, кто-то из «коллег» пытается таким образом избавиться от конкурента…

Нездоровая конкуренция. Дикий рынок. Хорошо хоть до подкидывания отравы чужим клиентам дело не дошло.

P.S. Повлиять на ситуацию мог бы и заказчик строительства – Антипинский НПЗ. Правда, несколько раньше – еще на этапе заключения контракта… По большому счету, в том, что люди, которые строят завод, обедают на остановках и в автобусах, есть вина и этой организации. Просто в конкурсной документации заказчик упростил требования к “социальному блоку”, а мог бы прописать обязанность подрядчика обеспечить работников подобающими условиями, в частности – столовой. По своей воле подрядчик такие расходы на себя брать не будет, потому что, предусмотрев их, вряд ли выиграет тендер.

Вот и выходит, что экономические выгоды, эксплуатируя персонал, получают Антипинский НПЗ и строительная компания-подрядчик, а рискуют здоровьем, питаясь в несанкционированных точках общепита, люди рабочих профессий…

Их здоровье зависит от совести и ответственности предпринимателей, которые нелегально кормят их обедами.

Никита СМИРНОВ

1 комментарий

  • живу в восточном… и с началом строительства развязки на монтажников, в обед и вечерами, на все ближайшие магазинчики накатывала волна работяг в фирменных робах от молдавского кутюрье…
    а куда им деваться?
    пашут круглосуточно, но вот с обеспечением питания, эти политико-производственные передовики капиталистического режима, своих ВЫСОКОтехнологических (по Путину) работников -вовсе не заморачиваются! да и накой им это… это ж не с губером светиться.
    краснопузые, также не замечают нарушения прав пролетариата -повсеместно! по конечным остановкам автобусников проедьте? там вообще с багажников легковушек водителей подкармливают!
    ну а великий профсоюзник, считает что не царское это дело… ему бы к власти поближе чего вякнуть?

Добавить комментарий

Войти с помощью: