Размышления в тюменском следственном изоляторе

В Тюмени довольно часто проводятся круглые столы, посвященные вопросам работы с трудными подростками, профилактики правонарушений и защиты прав заключенных. Они сводятся к устным выступлениям и обмену мнениями, поэтому для лучшего понимания обсуждаемой проблематики посещение пенитенциарного учреждения лишним не будет. Поэтому было решено вместе с городским депутатом Игорем Ракшой посетить тюменский следственный изолятор.

Тюменский тюремный замок функционирует с 1786 года, ему нынче исполнилось 230 лет. Трехзначные числа на стене – номера камер

Стоит сразу оговориться, что в СИЗО-1 находятся не только лица, находящиеся под следствием, но и те, кто этапируются из других регионов, а также осужденные, которые ждут вступления приговора суда в законную силу. На территории изолятора создан отряд хозяйственного обеспечения учреждения, численность которого около ста человек – это впервые осужденные за нетяжкие преступления.

Следственный изолятор № 1 УФСИН России по Тюменской области создан на базе строений бывшей тюменской тюрьмы, от которой в наследие остался Тюменский тюремный замок. В этом году ему исполнилось 230 лет. Сегодня он является действующим корпусом учреждения – это одно из самых старых зданий во всей Тюменской области, имеющее историческое значение. Современный тюменский изолятор – это транзитно-пересыльный пункт с Запада на Восток и с Востока на Запад, через который проходит до ста человек в день.

По обе стороны коридора расположены камеры, на дверях которых висят таблички с фотографиями и психологическими характеристиками их обитателей. Например, отмечаются склонность к суициду и прочие нездоровые особенности поведения. Здешняя аура навела Игоря Ракшу (второй справа) на размышления о воспитании подрастающего поколения и привитии подросткам духовных ценностей

Территория СИЗО-1 небольшая, но в то же время здесь непрерывно находится не менее 1100-1200 человек (лимит по вместительности 1238 мест). Все кажется вполне нейтральным лишь до тех пор, пока видишь данное заведение извне, но когда проходишь через многочисленные двери, ворота, оказываешься во внутреннем дворе СИЗО, а затем в его коридорах с камерами – ощущение, что попал в другой мир. Ты в прямом смысле становишься физически изолирован от остального мира.

При этом если в колонии есть возможность относительно свободно перемещаться по территории и жилым секциям, то здесь система камерного типа. Маленькая мрачная комната, крепко запертая на железную дверь с глазком, решетка на окне, спальное место, туалет – вот, пожалуй, и все. Сон, бодрствование, принятие пищи и прочие другие процессы жизнедеятельности также происходят в этих четырех стенах. Переночевать домой здесь не отпускают, отпроситься к родственникам на выходные тоже не получится.

Утро, день, вечер, ночь – для узников все это проходит взаперти

Что касается внутреннего сосуществования сокамерников, то администрация строго следит за сортировкой контингента по различным категориям и обеспечивает их параллельное друг от друга пребывание. Например, бывшие сотрудники органов внутренних дел содержатся отдельно, рецидивисты отдельно, попавшиеся впервые также подразделяются по степени тяжести статьи. Даже камеры для курящих и некурящих предусмотрены. По такому же принципу происходит и дальнейшее отбытие наказания в колонии, поэтому пенитенциарная система перестает быть «академией» преступного мира для новичков.

Этот храм на территории следственного изолятора был выстроен руками заключенных

СИЗО производит сильное впечатление при взгляде изнутри. Поэтому когда вышеупомянутый Игорь Ракша в его стенах сказал о том, что праздник Хэллоуин нужно совместить с днем работников тюрем и СИЗО, никто смеяться не стал. Многим, конечно же, эта инициатива может показаться несколько несерьезной и даже шутейной, но рациональное зерно в ней все же есть. Дело в том, что тюрьма – это то место, где у находящихся здесь людей даже не возникнет мысли о подобном маскараде.

Господи, спаси и сохрани!

Вот и выходит парадокс: любители адреналина и острых ощущений на свободе хотят прикоснуться к дьявольщине, а узники, томящиеся в застенках, наоборот, обращают свои взоры к Богу. О последнем свидетельствует выстроенный руками осужденных храм на территории СИЗО. Его настоятель отец Николай молится за наставление всех грешников на путь праведный, желает благодати Божьей и крепости душевной.

Андрей ШУКЛИН

1 комментарий

  • до кунгура не дошли?
    переживаю, как он там -отдельно содержащийся…
    а вот, Каринку -зря на подвальный продол с собой взяли! туда раньше, даже дубачкам спуск запрещен был, так как правое крыло (где сфоткались у 18-ой камеры) осужденки для тяжеловесов строгача и рцд, а левое -то смертники…

Добавить комментарий

Войти с помощью: