Размышления про ветер с Востока

Сегодня на XXVII Губернаторских чтениях профессор Российского университета дружбы народов Юрий Тавровский выступил с докладом на тему партнерства России со странами Тихоокеанского региона. Учитывая, что Юрий Владимирович не только научный работник, но и журналист-международник, доклад изобиловал как историческими фактами, так и жизненными ситуациями. “Куда подует ветер с Востока?” – так звучал его доклад. Ветер этот, по всей видимости, будет дуть в западном направлении, поэтому и нашей стране стоит готовить паруса. Сравнение России с морским парусником по аналогии рождает вопрос, каким будет наш корабль и как будет действовать команда на судне.

Юрий Тавровский выступает с увлекательным докладом. Некоторые моменты лекции вызвали оживленную реакцию зала, поэтому губернатору пришлось усмирить движение в массах

Многие коллеги происходящие процессы склонны сводить сугубо к экономической деятельности. Однако при взгляде на Восток оказывается, что экономика там порой “выросла” из политики, став следствием изменения принципов управления обществом. Во многом именно благодаря наличию морального духа и приверженности традиционным ценностям обязаны азиатские страны своему небывалому экономическому росту, и только потом технологиям, финансам и мировой торговле. Стоит начать с того, что население азиатских стран (в частности, Китая, о котором пойдет речь далее) очень патриотично, они не потерпят в своем присутствии даже намека на пренебрежительный отзыв о своей родине (чего не скажешь о многих россиянах).

Наличие патриотически ориентированной диаспоры позволяет устанавливать деловые связи с другими государствами и влиять на происходящие там процессы. Например, не понравился в Пекине президент Индонезии, китайское руководство довело свою ценное указание до индонезийских китайцев и те устроили там экономический кризис. Все потому, что китайская диаспора – одна из самых экономически активных, ей было достаточно лишь вывести свои активы из оборота. Но поражают не ее возможности, а то, что интересы страны она ставит выше своих экономических благ.

Все дело в том, что практически с момента рождения каждый китаец чувствует себя частью большого государственного целого, китайское общество очень политизировано, где каждый поступок человека квалифицируется с точки зрения государственной идеологии. В детских садах поют государственный гимн и патриотические песни, в школе за учениками присматривают “старшие товарищи” и берут способных ребят на заметку. Таким образом, сложилась система, при которой благодаря уму и таланту можно добиться высокого положения в обществе, несмотря на происхождение.

Как результат – партия (Компартия Китая осуществляет государственное и экономическое управление, вместо директоров здесь парторги) в жизни людей играет важнейшую роль, они ей преданы и благодарны. Даже борьба с коррупцией в Китае ведется под видом соблюдения партийной дисциплины, большое внимание уделяется соответствию идеологическим нормам. Так, если китайского государственного служащего начнут сравнивать с Михаилом Горбачевым, то это будет расценено как личное оскорбление и попытка политической дискредитации. По словам Юрия Тавровского, не любят также китайцы вождя мирового пролетариата Ленина и вообще все советское. Хотя напомним, что в свое время могущественный Мао Дзэдун высиживал часами в кремлевской приемной нашего товарища Сталина, ожидая аудиенции. Он старался копировать его во всем, боялся и восхищался одновременно.

На сегодняшний день Китай – мировая держава, претендующая на роль мирового лидера. О политических притязаниях китайцы не говорят, у них “мягкие” рычаги влияния, демонстрировать силу – не их метод. Поэтому если говорить об экономическом азиатском чуде, не стоит забывать и про политическую социализацию, когда каждый гражданин с юных лет знает, что его жизнь – не только его личная жизнь, но деятельность, направленная во благо великой страны. Все четко знают, что такое хорошо, а что такое плохо. Там не только рассуждают о политике. но и объясняют природу вещей, формируют мировоззрение и отношение к жизни. И только затем  – дороги, мосты, компьютеры, предприятия и мобильные телефоны.

Важнейшей задачей китайского общества является воспитание молодежи, ее подготовка к великой миссии, подготовка достойной смены. Наш регион должен начать формировать идею полноценного национализма (любовь к родине и защита национальных интересов) в тюменском понимании, для прорывного развития необходимы прорывные идеи. Чтобы идеи не умирали, как это было при царе или при советской власти, нужно чтобы общество было открытым и мобильным, было готовым к изменениям, а власть чутко реагировала на запросы общества. Тогда решится и озвученная губернатором проблема раздувания государственного аппарата, так как он представляет во многом закрытую систему, которая инертна и малоэффективна.

Людям на сегодняшний день нужны смысложизненные ориентиры, они остро нуждаются в “рецепте жизненного счастья”, существует потребность в том, каким образом следует действовать и во имя чего вообще жить. “Я люблю Тюмень” и тому подобные проекты – это, конечно, хорошо, но довольно поверхностно. Коли уж суждено нам взаимодействовать и сотрудничать с Поднебесной, то нам необходим примерно одинаковый потенциал.

И пусть Шелковый путь – проект еще в перспективе, но идейной подготовкой и мобилизацией ресурсов следует заняться незамедлительно, прямо сейчас. Если дальше развивать метафору с ветром и парусами, то команде нужно объявить авральный режим, не теряя времени даром. Окажется вдруг команда корабля нерадивой и безалаберной – ветер с Востока может нагнать на наше судно большую волну, сломать мачту и выбросить на отмель. А в случае слаженной работы – наполнит наши паруса и двинет вперед.

Андрей ШУКЛИН

5 комментариев

Добавить комментарий

Войти с помощью: