“Час с Общественной палатой”: Алексей Райдер и гражданские активисты обсудили вопросы школьного образования

В рамках проекта “Гражданская академия” прошло заключительное в этом году мероприятие “Час с Общественной палатой”, на котором общественники и работники сферы образования могли обсудить насущные вопросы народного просвещения с директором департамента образования и науки Тюменской области Алексеем Райдером. Особенностью подобных встреч является живой обмен мнениями и неофициозное общение, вот и на этот раз раз диалог был откровенным и непринужденным.

Муниципальные образования Тюменской области были представлены посредством видеоконференции

Первым делом коснулись вопроса перевозки детей, ведь ни для кого не секрет, что дети во многих сельских школах на подвозе, их привозит на занятия школьный автобус, он же и забирает их после уроков. Учитывая недавнюю трагедию в Югре, тщательным образом проверяются все водители, маршруты и транспортные средства, ГИБДД занимается профилактикой наиболее сложных участков дорог, а на пересечении с федеральными трассами дежурят экипажи.

Выступавший в роли ведущего мероприятия председатель Общественной палаты Тюменской области Геннадий Чеботарев сказал о том, что этот вопрос нельзя превращать в рутину, им следует постоянно заниматься, ведь родители переживают за своих детей, поэтому общественность на местах также должна вникать в ситуацию, делать выборочно проверки, обращаться с вопросами. От перевозки детей нам никуда не уйти, в связи с чем особое внимание стоит уделить контролю и дисциплине. Ведь по сути дела в школе каждый момент является фактором повышенной опасности, от питания в столовой до перемены.

Далее обсудили вопрос слияния школ. Алексей Райдер отметил, что в изолированных школах мы ограничиваем ребенка в развитии, в связи с чем необходимо обеспечить доступ учащегося к грамотному педагогу, к качественному образованию и к комфортным условиям обучения. Все это совершенно верно, так как бывают случаи, когда в другом учебном заведении у ребенка раскрываются способности, он попадает в другую среду, где на него никто не давит, он развивает и далее свою склонность к интеллектуальным занятиям. Нельзя ограничивать образование одними стенами и одними лицами, нужно чаще проводить открытые уроки и культурно-массовые мероприятия, это будет прививать познавательный интерес и формировать культуру научного поиска.

Директор департамента образования и науки Тюменской области Алексей Райдер

К подобным мероприятиям можно отнести преподавание основ религиозной культуры и этики. Ведь это поле, где воспитывается личность и формируются нравственные качества человека. Этот предмет наряду с литературой, историей, обществознанием и мировой художественной культурой стоит в одном ряду гуманитарных дисциплин, он представляет собой попытку систематизации нравственных ценностей и построить межличностные отношения внутри школы. С 5-го класса ведется изучение духовно-нравственных основ культуры народов России – предмета, безусловно, очень важного и нужного.

Противники этих предметов зачастую приводят довод о том, что это якобы государственная пропаганда религии в общеобразовательных учреждениях. Но это не так. Присутствовавший на встрече митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий заявил о том, что преподавание этого курса должно вестись очень тактично, порой учить нужно самих учителей, а на уроки приглашать представителей других конфессий, в первую очередь, ислама. По словам владыки, который также является членом Общественной палаты региона, это снимет все страхи и предубеждения. Курс предмета небольшой – всего 34 часа – по сути лишь введение. А учитывая, что он не носит религиозного характера и представляет сугубо культурологическую дисциплину, его изучение должно занимать умы каждого школьника.

Митрополит Димитрий, Геннадий Чеботарев и Алексей Райдер

Что касается одаренных детей, то здесь, по словам Алексея Райдера, нет цели воспитать академика, нужно лишь поддерживать склонность к интеллектуальному развитию. А для этого нужно профессионально выявлять склонность учиться и создавать условия для того, чтобы таланты могли проявиться. Сформировать задел, чтобы человек в дальнейшем смог стать хорошим конструктором, выдающимся врачом или инженером, да и просто ответственным и грамотным специалистом.

В завершение коснулись и вопроса по заработных плат и ремонта школ. Отдельный вопрос по оплате труда учителям школы в Ялуторовском районе был поставлен на контроль Общественной палатой, по нему будет проведена проверка. Было сказано, что 20 тюменских школ заходят в ремонт с началом 2017 года, еще 4 школы будут строиться в областном центре и 3 в области. Геннадий Чеботарев  сказал, что задача общественников – везде видеть логическое объяснение. Если его нет – не бояться задавать неудобные вопросы. Общественная палата Тюменской области открыта для диалога и подобных вопросов, поэтому люди ей доверяют и обращаются за помощью.

Председатель Общественной палаты Тюменской области Геннадий Чеботарев

Стоит отметить, что Тюменская областная Дума приняла закон “Об Общественной палате Тюменской области”, он вступает в силу с 1 января 2017 года и предполагает помимо прочего новый порядок формирования этого общественного института. Членов Общественной палаты теперь станет 102 человека вместо нынешних 180. Выдвигаться они будут от структурных подразделений федеральных общественных объединений, региональных общественных объединений и некоммерческих организаций, членство в политических партиях на это время будет приостановлено, а отзыв члена Общественной палаты во время срока полномочий на 3 года будет невозможен.

Все это формальности, главное – чтобы остался жив дух диалога и общественного представительства. Будем надеяться, что в новом созыве региональной палаты окажутся достойные представители земли тюменской, открытые для диалога и общения с гражданами.

Андрей ШУКЛИН