Дорожные войны

«Какой русский не любит быстрой езды» – говорит пословица. «А какой русский при этом не попадал в ДТП» – говорит жизнь.

По каким причинам обычно происходят дорожно транспортные происшествия? Отвечая на этот вопрос можно сказать, что обычно это превышение скоростного режима и банальная невнимательность, но всегда ли это так? Хотелось бы заметить, то далеко не всегда. Часть «дорожек», так их называют в ГИБДД, происходит по вине дорожных служб. К примеру, в Европе, как известно, дороги получше, чем у нас. Но 45% ДТП происходит по вине дорожных служб, а в России всего 3%. Причины бывают разные, это может быть высокая колейность на проезжей части, или неправильно установленные знаки, а может открытые люки или банально необработанная химическими реагентами проезжая часть, результат – гололед.

Итак, предлагаю разобраться, что к чему. Колея возникает на проезжей части по нескольким причинам: это может быть ненадлежащая эксплуатация дорожного полотна, а может и асфальт «криво» положили, при этом автомобили, которые двигаются по этой дороге, при перестроении испытывают серьезные неудобства, а если это сопряжено с гололедом, то с вероятностью около 75% автомобиль вылетает с дороги и ладно бы в кювет, а чаще всего на «встречку». Последствия как все знают, могут быть разными, вплоть до летального исхода.

После ДТП при отсутствии пострадавшей стороны, т.е. если пострадало только «железо» сотрудники дорожной полиции не выезжают уже как больше года, а выезжают только аварийные комиссары, которые очень плохо рисуют схемы ДТП, а о фиксации состояния дорожного полотна и речи быть не может, мол, у нас нет таких бланков, выкручивайтесь сами, звоните дорожникам. Звоним дорожникам. Дозвонились, и что мы слышим: «Это не наш участок дороги по контракту», – это максимум, что водители могу от них услышать. Представители дорожных служб в суде ведут себя не лучше, перекладывая ответственность по муниципальному контракту на других лиц. Естественно никакая дорожная служба к вам не приедет.

Предположим в ДТП есть пострадавшие и на место события приехали сотрудники полиции. Они скажут вам не больше, чем те же аварийные комиссары. К схеме добавляется протокол осмотра места происшествия, который обычно мало чем помогает при дальнейшем расследовании события ДТП.

Итак «злосчастная дорожка» все-таки произошла, дело передают в отдел дознания ГИБДД для проведения административного расследования, где мы пишем объяснение причин возникновения дорожно-транспортного происшествия, где естественно указываем, мол, был гололед, колея на проезжей части. А нам сотрудник полиции говорит, что его это не волнует, поскольку в соответствии с пунктом 10.1 ПДД РФ, водитель должен вести транспортное средство со скоростью обеспечивающей контроль, с учетом дорожных и метеорологических условий, и раз не справился с управлением, то сам и виноват.

Обидно, правда? А между тем, те же сотрудники полиции при выявлении недостатков в виде гололеда или колеи, а также неправильно установленных знаков приоритета, например, просто обязаны составить акт выявленных недостатках и наказать дорожников по ст.12.34 КоАП РФ на 300 000 рублей за неудовлетворительное содержание дорог. Между тем на водителя составляют протокол об административном правонарушении и направляют дело в суд, где также вас могут прав лишить, этак «лет на пару», а с дорожников «взятки гладки». Что же это такое, коррупция?

«Нет» – отвечу я Вам, это не коррупция, это просто обычная человеческая лень! Зачем заморачиваться, писать какой-то акт выявленных недостатков, бегать по дороге, замеряя глубину колеи, а потом еще составлять протокол и выносить постановление на «дорожников», которое они еще могут и обжалось, а вдруг отменят. Накажу-ка я лучше водителя, чтобы не гонял почем зря. Не так давно, в начале 2015 года, на 189 километре, а/д Тюмень-Курган произошло ДТП, автомобиль в результате банального перестроения с правого ряда в левый выбросило с полосы на встречную полосу, где он столкнулся с другим автомобилем, в результате пострадал человек. Приехавшие на место сотрудники полиции не составили ни акт выявленных недостатков, больше того, они даже забыли составить протокол осмотра места происшествия. Пришлось ехать с клиентом и замерять глубину колеи в полевых условиях. После чего под видеокамеру всячески пытались вызвать сотрудников полиции для фиксации неровного полотна, никто так и не приехал.

В эту же ночь, на этом же километре, 07 января 2015 года, автомобиль по той же самой причине улетел под бензовоз в результате 4 трупа, и обвинить-то некого. Ну, хотя бы составили акт выявленных недостатков и вынесли предписание на их устранение, в результате колею срезали и понаставили знаков с ограничением скоростного режима 70 км/ч. Неужели нужно было, чтобы погибли люди, чтобы до кого-то дошло?

А вот из последнего, на улице Федюнидского и объездной дороги производился ремонт дорожного полотна и строительные работы. Были установлены бетонные блоки, фактически сужающие движение по полосам, а знаки были установлены с точностью до наоборот (сужение полосы с противоположной стороны), в результате за 2 месяца – 15 дорожно-транспортных происшествий и один погибший ребенок.

Я не обвиняю во всем дорожные службы, и мне представляется, что органы власти не должны обвинять во всем самих водителей. Да автомобиль источник повышенной опасности и все такое, но давайте делить вину по справедливости, а не прерывать одних, сваливая все на других.

Уважаемые господа водители, небольшое напутствие, если вы считаете, что ДТП произошло по вине дорожной службы, не стесняйтесь собирать этому доказательства, требуйте от сотрудников полиции составления соответствующих документов. Хочу заверить, что суды очень неплохо взыскивают с дорожных служб компенсацию, как материального ущерба, так и морального вреда, но только при наличии доказательств.

Как говориться ни всем ни гвоздя, не жезла.

Юрист Игорь ПОЛИЦАЕВ