Именем тюменского летчика назвали флагманский авиалайнер

Авиакомпания UTair увековечила память заслуженного пилота СССР Ивана Тихоновича Хохлова, возглавлявшего тюменское управление гражданской авиации (ТУГА) с 1973 по 1977 год – в честь летчика, посвятившего жизнь небу, назвали самолет Boeing 767-200. Во вторник, 7 февраля, генеральный директор Андрей Мартиросов вручил дочери авиатора Ольге фотографию лайнера и памятный экземляр приказа о присвоении борту имени.

Фото: Федор Кабанов

Дату выбрали не случайно – именно в этот день авиакомпания отметила свое пятидесятилетие. Ровно полвека назад, в 1967 году в Тюмени начало свою работу ТУГА — ведомство, преобразованное в начале 90-х в АООТ “ТюменьАвиаТранс” и переименованное в 2002 году в UTair. Торжественная встреча, посвященная юбилею, состоялась в Сургуте, в зале филармонии.

Открывая праздничное мероприятие, Андрей Мартиросов обратил свои первые слова к ветеранам воздушного флота. “Благодарю вас за колоссальный импульс профессионального мужества, мастерства, за тот дух победителей, который вы сформировали своим беспримерным подвигом в течение первых лет существования нашей компании”, — сказал руководитель в своем выступлении.

Благодарность отцам-основателям тюменской, югорской и ямальской авиации стала, пожалуй, одним из ключевых мотивов дня. Неслучайно в начале встречи вместе с генеральным директором авиакомпании на сцену вышел заслуженный пилот Геннадий Ласкин – человек, возглавлявший ТУГА с 1977 по 1989 год, самый старший из ныне живущих экс-начальников управления. Слова признательности в адрес пилотов-первопроходцев, впервые взрезавших винтами небо Сибири, звучали из уст всех выступавших.

“Наши авиаторы – это не простые люди. Это те, кто ежедневно идет на работу совершать подвиг. У UTair есть важное отличие от других перевозчиков. В большинстве авиакомпаний крылья есть только у самолетов, а в нашей – и у самолетов, и у людей”, — отметила в своей речи губернатор ХМАО Наталья Комарова.

Со сказанным трудно не согласиться. На заре становления тюменской области авиаторы столкнулись с непростыми задачами – шло освоение недр севера, нужно было обеспечивать транспортные нужды на почти дикой земле, где не было ни дорог, ни какой-либо иной инфраструктуры. Во многом, именно благодаря труду пилотов Тюменская область стала крупнейшим нефтедобывающим регионом СССР, а затем и РФ.

Воспоминания авиаторов тех лет изложил в своей книге “Тюменские летчики в память о пережитом“ пилот-ветеран Алексей Валишин. “В то время на строительство нефтегазового комплекса шел поток грузов. Отправка их строго контролировалась. Не было ни одного сбоя, хотя ситуация была очень сложной. Было очень много различных организаций, которым отправить на Север груз было строго необходимо.”, — рассказывает товарищ автора Александр Касаткин. Как отмечает участник событий, нередко приходилось выжимать из крылатой машины максимум возможного.

Одним из запомнившихся рейсов для Александра стала доставка многотонного груза труб для нужд геологов на самолете Ан-12. Дозаправиться на севере было невозможно, весь запас топлива нужно было везти с собой, заполняя в Тюмени баки на весь предстоящий рейс. Здесь и крылась опасность — с такой коммерческой загрузкой масса “Ан’а” превышала допустимый посадочный максимум. Согласно руководству по летной эксплуатации, приземляться было нельзя. Справиться с этим заданием удалось лишь благодаря запасу прочности, позволявшему в крайних случаях садиться с перегрузом, и мастерству экипажа.

Андрей Мартиросов вручает дочери Ивана Хохлова фотографию именного борта

Полет, о котором вспоминает Касаткин, ему поручил лично Иван Хохлов, руководивший в те годы управлением гражданской авиации. По мнению современников, именно благодаря профессионализму этого человека, тюменским и югорским летчикам удавалось делать то, что еще недавно казалось невозможным. За особые заслуги Иван Тихонович при жизни удостоился звезды героя социалистического труда и звания заслуженного пилота.

После смерти летчиков, подаривших региону крылья, потомки не забыли об их подвигах – имена первых двух руководителей тюменского управления гражданской авиации Константина Лужецкого и Владимира Кулешова присвоили лайнерам Boeing 737-800. В феврале 2017 года в небо поднялся и их преемник Иван Хохлов. В его честь назвали флагман UTair — самолет Boeing 767-200 с бортовым номером VP-BAL.

PARK72.RU

0