Что мы празднуем 4 ноября?

Что произошло 4 ноября 1612 года? Как народное ополчение смогло одолеть регулярные войска противника? И какие преимущества были у Второго ополчения?

4 ноября, начиная с 2005 года, в Российской Федерации начали отмечать новый государственный праздник – День народного единства. Дата была выбрана как перевод с 22 октября по старому стилю (юлианскому календарю) на новый стиль (григорианский календарь). На самом деле, это не совсем так, и тут есть неточность, но об этом позже.

22 октября 1612 года в битве за Москву между Вторым народным ополчением и поляками русские войска взяли Китай-город. Надо сказать, что окончательного освобождения Москвы к этому моменту еще не произошло. Но обо всем по порядку.

Начать следует с общей ситуации в стране в 1612 году. Страна раздираема на куски. По русским землям хозяйничают многочисленные разбойничьи шайки. Центральной власти фактически нет.

Коррумпированное боярское правительство, многим известное как Семибоярщина, приглашает на московский престол польского королевича Владислава.

Первое народное ополчение, пытавшееся освободить Москву, разгромлено. И его осколки ютятся по московским окраинам. Польские войска заняли Москву и успешно ее удерживают.

Глава русской церкви патриарх Гермоген был заточен власть имущими, и уже из заточения отправляет призывы русскому народу к освобождению Москвы.

Патриарх Гермоген

Вот такая в целом нерадостная картина царила в тот период в нашей стране.

Теперь представим второе народное ополчение. После неудач первого ополчения под руководством Прокопия Ляпунова (это совершенно отдельная и самостоятельная тема, которую мы не будем рассматривать) в Нижнем Новгороде стала собираться новая сила.

Одним из главных организаторов и инициаторов этого объединения под названием Второе народное ополчение был земский староста Нижнего Новгорода Кузьма Минин. Несмотря на то, что он был человеком простого происхождения и был неграмотен, он сумел убедить и привлечь на свою сторону различные социальные группы Нижнего Новгорода.

По его же инициативе и был приглашен князь Дмитрий Пожарский, уже участвовавший в Первом ополчении и тяжело раненный в боях за Москву.

Дело в том, что у Дмитрия Пожарского было имение как раз на Нижегородской земле, поэтому за его боевой опыт, за тот факт, что он уже участвовал в Первом ополчении, за его патриотический настрой, достаточно твердый и непоколебимый, а также хотя бы по тому факту, что он находился недалеко от Нижнего Новгорода, – все это и способствовало тому, что Дмитрий Пожарский был приглашен во Второе народное ополчение.

Он был назначен руководящим воеводой Второго народного ополчения.

Надо понимать, что это самое ополчение, кстати, собиравшееся с осени 1611 года и действовавшее по осень 1612 года, было явлением отнюдь не простым в структурном плане.

Это, разумеется, не просто ополчение в классическом понимании этого термина, то есть большая группа объединенных военных под руководством воеводы.

Второе ополчение скорее представляет собой некую смесь государственных, военных и социально-экономических институтов – это можно назвать государством в государстве со своими органами власти, со своими приказами, системой налогообложения и прочим. Ключевой хозяйственной фигурой считается Кузьма Минин, военной – Дмитрий Пожарский.

Но помимо этих персонажей в руководстве такого большого организма, как Второе ополчение, были и многие другие люди, в том числе и люди более знатного и родовитого происхождения.

К слову сказать, Дмитрий Пожарский был очень знатного рода – он был Рюрикович. Но в списках представителей руководства Второго ополчения он был десятым по знатности, а простолюдин Кузьма Минин – пятнадцатым.

Второе ополчение было собрано во многом благодаря тому патриотическому импульсу, который был задан патриархом Гермогеном. Тот вызывал к русским городам о помощи и призывал их освобождать страну от захватчиков.

На церковном крыльце купец Кузьма Минин обратился к народу и сказал громким голосом:

Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин

«Православные люди! Пришла пора помочь родимой Руси! Спасём нашу веру и нашу милую Родину. Не пожалеем своего имущества, продадим свои дома, отдадим последнее, что имеем, чтобы нанять войско. Поищем человека, который встал бы честно и храбро за родную землю. Тогда и другие города соединятся с вами, и, Бог даст, мы прогоним врага».

Нижний Новгород был достаточно крупным городом и уж точно наиболее значимым на востоке страны в регионе Поволжья. Тот факт, что Нижний Новгород был богатым торговым городом, в том числе участвовавшим в международной торговле, скажем, с Закавказьем или Турцией, определил ресурсную базу Второго ополчения.

Без денег было бы невозможным решить сложившуюся проблему. Кстати, ополченцы получали достаточно приличное денежное жалованье за свою службу, что в свою очередь увеличило приток новобранцев.

Да, конечно хочется, чтобы все было чисто на идеях, на духовных мотивациях, но давайте быть реалистами: ситуация была катастрофическая. Если почитать источники, которые характеризуют события начала 17 века, то волосы встают дыбом от того, что тогда происходило и насколько пошатнулись нравственные нормы русского народа.

Подобная система, которую проводило Второе ополчение, была просто необходима, и главное, что она работала. Сконцентрировшись в Нижнем Новгороде, Второе ополчение выдвинулось на Москву в начале весны 1612 года по Волжскому пути. И тогда же заняло новый центр – Ярославль.

В этом-то городе и было основано правительство Второго народного ополчения – «Совет всея земли». Из Ярославля ополченцы вели полноценную дипломатию и старались найти необходимых союзников в борьбе за Москву, либо ликвидировать потенциальных противников. Многое из перечисленного тогда удалось.

К концу лета 1612 года ополченцы выдвинулись на Москву. Первоначально они боролись с гетманом Ходкевичем, который спешил в Москву к полякам с подмогой и обозами с провизией и припасами. Интенсивное противостояние продолжалось несколько дней и закончилось победой ополченцев.

Впоследствии, в сентябре по старому стилю, началось освобождение Москвы. Польские войска в Москве были уже изнурены голодом, но на призывы Дмитрия Пожарского сдаться отвечали отказам.

22 октября 1612 года по старому стилю и был освобожден Китай-город русскими войсками. Именно это событие и легло в основу Дня народного единства. Но на этом освобождение Москвы не закончилось.

Дело в том, что еще оставались польские войска в самом сердце Москвы – в Кремле. 26 октября по старому стилю был освобожден уже и Кремль, то есть последний польский гарнизон сдался, и Москва была полностью очищена от интервентов.

Каковы же причины победы Второго народного ополчения?

Во-первых, благодаря патриотической риторике и грамотной экономической политике Второму ополчению удалось объединить массы людей в своих рядах всего за несколько месяцев.

Во-вторых, ополченцы смогли достигнуть так называемого социального компромисса, то есть две персоны, возглавлявшие Второе ополчение, представляли «верхи» и «низы» русского народа. Дмитрий Пожарский – это Рюрикович, и Кузьма Минин – земский староста.

В-третьих, успешная дипломатия и лавирование ополченцев между различными политическими силами, в том числе противостояние как полякам и разбойничьим шайкам, так и московской Семибоярщине, тоже сыграли свою роль.

Однако следует отметить, что есть великая история страны, а есть история современного праздника.

Памятник Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде

Любопытно, что и либеральная, и патриотическая общественность в целом сходятся в оценке этого праздника: большинство людей не справляют День народного единства – он им абсолютно не интересен, потому что придуман, чтобы заменить 7 ноября.

Поскольку 7 ноября перестали отмечать, считая, что годовщина Октябрьской революции не является чем-то таким, что надо праздновать, а народ привык это праздновать, быстренько придумали что-то другое. Очевидно, что мало кто вообще его празднует всерьез.

Евгений Спицын

«Придумали этот фейковый праздник 4 ноября – народ не принимает этот праздник. Я помню еще пацаном, когда мы праздновали 7 ноября, был такой духоподъемный настрой у людей – обязательно все накрывали столы, ходили на демонстрации, поздравляли друг друга – это был в прямом смысле государственный праздник с большой буквы этого слова. А сейчас что? Причем здесь 4 ноября и вообще освобождение московского Кремля от интервентов? Хорошо известно, что Китай-город войска князя Трубецкого и князя Пожарского взяли по старому стилю 22 октября, или 1 ноября, а поляков выкурили из Кремля 26 октября, или 5 ноября, причем в сам Кремль войска Второго и остатки Первого ополчений вошли только 27 октября, то есть 6 ноября 1612 года, то есть никаким образом не совпадает это с 4 ноября. А почему 4 ноября – это совершенно очевидно – это день Казанской иконы Божией Матери.

Да, действительно в церковной традиции эта икона была связана с событиями смуты, потому что в честь завершения смуты, позднее уже, при Михаиле Романове в 1626 году, на углу Красной площади был возведен храм Казанской Божией Матери. Потом этот храм был разрушен, в 90-е годы его там восстановили… Но при чем тут празднование сугубо религиозного праздника и празднование государственного праздника? – я этого не очень понимаю. Зачем на месте одних исторических мифов и небылиц выстраивать другие?.. А было это сделано с совершенно очевидной целью: подальше отодвинуть эту дату от событий 7-8 ноября по новому стилю, то есть событий Октябрьской социалистической революции»
Евгений Спицын, историк.

Как бы там ни было, не забывайте про героев русской истории – они достойны вашего внимания вне зависимости от текущей политической конъюнктуры и перманентной смены идеологем.

Виктор КОЛМОГОРОВ

1 комментарий

Добавить комментарий

Войти с помощью: