Старинную мостовую, оголившуюся на улице Комсомольской, во время проведения дорожных работ, демонтировали. Камень, которым была вымощена дорога, передан на ответственное хранение компании ТОДЭП (Тюменское областное дорожно-эксплуатационное предприятие). Он еще пригодится. Проверенный временем материал планируют использовать для обустройства пешеходных зон улицы Дзержинского. Предполагается, что этот проект будет реализован в течение ближайших 2-3 лет.
Об этом корреспонденту PARK72.RU сообщили в пресс-службе администрации города Тюмени. Опасения, которые высказывают горожане на форумах по поводу того, что «старинную брусчатку» растащат по дачам, а восстановят лишь небольшой фрагмент каменной кладки где-нибудь в закоулке» и сделают это «спустя рукава», по мнению представителей горадминистрации, не оправданы. В мэрии поясняют, что процедура передачи и ответственного хранения материала предполагает контроль за его сохранностью и аккуратный демонтаж. Кроме того, в техническое задание по реконструкции улицы Дзержинского уже включили работы по укладке каменных тротуаров. Причем они будут достаточно протяженными, так что горожане смогут в полной мере насладиться колоритом. Обещают также соблюсти все нюансы и выкладывать булыжник по старинным технологиям.
Справедливости ради стоит отметить, что воссоздание старинной мостовой на новом месте – инициатива городской администрации. Представители комитета по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области, изучив обнаруженный фрагмент мостовой еще до его демонтажа, пришли к выводу, что никакой исторической ценности старая брусчатка не представляет и в охране не нуждается. То есть, по большому счету, мостовую разрешили разобрать, а булыжники – выбросить… Так что решив выложить этим камнем улицу в центре города, представители мэрии, по большому счету, пошли навстречу любителям старины и проявили заботу о сохранении исторического наследия.
Что касается улицы Комсомольской, где проходит капитальный ремонт, то ее обещают сдать в эксплуатацию уже осенью – в октябре. Здесь не только обновляют дорожное полотно, но и производится замена коммуникаций и обустройство ливневой канализации.
На форумах некоторые горожане продолжают настаивать на необходимости сохранения старинной мостовой. Справедливо отмечают, что во многих странах мира стараются такие элементы городской среды сохранять в первозданном виде… Есть каменные мостовые в Амстердаме, Праге и десятках других городов Европы… Почему нельзя было сохранить этот кусочек истории в Тюмени?
По словам специалистов, сохранность мостовой на улице Комсомольской не позволяла оставить ее в первозданном виде, в любом случае требовалась бы переукладка камня. Кроме того, это потребовало бы внесения серьезных изменений в проект, а значит – привело бы к затягиванию сроков ремонтных работ. Участок булыжной мостовой создал бы дополнительные неудобства для водителей (ездить по брусчатке – сомнительное удовольствие). Плюс ко всему по нормативам брусчатку можно использовать в пешеходных зонах, а не на проезжей части автомобильной дороги с большой проходимостью.
Так или иначе, но в этой ситуации радует, что у булыжной мостовой, которую укладывали в областном центре к приезду царя в XIX веке, будет шанс обрести новую жизнь. Ее не будут прятать под асфальт, не будут выбрасывать по кускам на свалку, ее восстановят на новом месте, сделав украшением города.
PARK72.RU
Булыжники – это круто.
Если власть профукает возможность использовать его (булыжник) где-нить для пешеходных зон – будет глупо и преступно.
“Дух места” нужно создавать всегда – даже и в 21-ом веке.
Потомки спасибо скажут.
Кстати, улицу Комсомольскую в самом центре города давно пора было сделать удобной для публики.
Недавно проинспектировала – задумано всё неплохо…и ,наконец-то, тротуары появятся.
млин зимний каток для пешеходов имени собянина, возле рынка -сохранят в первозданном виде! а тут память о каком-то императоре… удорожание проекта и прочее бла-бла-бла?