Что нам стоит «смарт» построить?

Скоро ли Тюмень станет «умным» smart сity, и что для этого нужно, обсудили на очередной встрече пресс-клуба «НЕФОРМАТ» в областной научной библиотеке.

В дискуссии приняли участие представители областной власти, региональных филиалов федеральных ведомств, архитекторы и разработчики Тюменского индустриального университета.

Модератор клуба, тюменский бизнесмен Сергей ПАНТЕЛЕЕВ напомнил, что Тюмень в последнее время стабильно занимает лидирующие места в рейтингах благоустройства и комфорта среди российских городов. В этом году департамент социологии финансового университета при правительстве РФ назвал Тюмень городом с наиболее высоким качеством жизни, выбирая среди 37 городов с населением более 500 тысяч человек. Критерием оценки стало состояние системы здравоохранения и безопасность населения, деятельность образовательных учреждений, материальное благополучие жителей города, работа коммунальных служб, сроки и качество ремонта жилья, благоустройство города и состояние дорожного хозяйства. Тюмень также заняла вершину рейтинга российских мегаполисов, составленного изданием «Русский репортер».

Руководитель проекта Smart City в Тюмени Олег Данилов и Сергей Пантелеев

Несомненно, наш город выглядит куда благополучней многих соседей, но вряд ли кто-то из живущих в нем назовет его идеальным: в плане комфорта еще есть над чем работать. А в последние пару лет время от времени поднимается вопрос создания Smart City — так называемого, «умного» города, управляемого интеллектуальными информационными системами. Руководителем проекта Smart City в Тюмени является заведующий кафедрой автомобильного транспорта, строительных и дорожных машин ТИУ Олег ДАНИЛОВ. Он рассказал, что уже сделаны первые шаги в этом направлении, но в полноценный «смарт сити» еще не построен ни в одной стране мира, и даже Барселона с Сеулом таковыми пока не являются. А в России этого слона будут есть по частям: то есть, в каждом из 50 пилотных городов будет формироваться одна из подпрограмм Smart City. И, по мнению экспертов, в Тюмени достаточно развита дорожно-транспортная система, чтобы выбрать для нашего региона в качестве пилотного именно это направление. В областном центре уже реализуются многие «умные» сервисы и программно-аппаратные решения, в частности, в сфере транспорта успешно работают две автоматизированные системы управления дорожным движением и пассажирскими перевозками.

Директор МКУ «Тюменьгортранс» Алексей САННИК представил автоматическую информационную систему диспетчеризации, которая была признана аналитическим центром при правительстве РФ лучшей в стране. В данный момент она контролирует отношения с перевозчиками вплоть до формирования актов приемки выполненных работ, расчета выплат и мониторинга устранения нарушений по жалобам пассажиров. Следующим этапом станет автоматическое оповещение специалиста о нарушении средством общественного транспорта схемы движения, пропуска остановок и т. д., на которое часто жалуются тюменцы. Кстати, на «горячую линию» «Тюменьгортранса» ежегодно поступает до 350 тысяч звонков, при этом 90 процентам позвонивших нужна справочная информация, и только 10 процентов сообщений являются жалобами и предложениями.

Директор МКУ «Тюменьгортранс» Алексей Санник

Еще одним кусочком будущего «смарт сити» глава «Тюменьгортранса» назвал интеграцию в эту модель схемы управления дорожным движением. В систему включено более трехсот городских светофоров, часть из которых «самостоятельно» выбирает автоматический режим, который зависит от интенсивности транспортного потока, который оценивается датчиками. Мониторинг транспортных потоков также осуществляется с помощью большого количества обзорных камер в центре и на даже на окраинах города. В будущем система позволит не просто управлять светофорным объектом, в зависимости от интенсивности транспортного потока, но и предсказывать эту интенсивность и разрабатывать соответствующие режимы, а также информировать водителей и пассажиров о ситуации на дороге с предложением оптимального построения маршрута.

Интеллектуальные системы управления дорожным движением — это не только удобно, но и очень экономно. Заведующий кафедрой эксплуатации автомобильного транспорта ТИУ, член Общественного совета при ГУС Тюменской области Дмитрий ЗАХАРОВ привел пример моделирования адаптивного регулирования на светофорах. «Современный программный комплекс показал экономию топлива за счет уменьшения времени ожидания на светофоре за один «час пик» утром примерно 1 360 рублей, — привел он цифры. — Немного? Но, если рассчитать экономию в течение всего года в вечерние и утренние «часы пик», то жители будут экономить около полутора миллионов рублей». Он рассказал, что Тюмень стала одним из первых городов России, где было внедрено имитационное моделирование транспортных потоков. Этот метод позволяет оценить эффективность выбранного режима и мероприятий еще на этапе принятия решений.

Член Общественного совета при ГУС Тюменской области Дмитрий Захаров говорит о имитационной модели

Захаров напомнил, что на тюменской выставке комфортной городской среды, которая прошла в мае этого года был представлен стенд с проектом магистрали непрерывного движения на улице Мельникайте. «Мы по своей инициативе делали имитационную модель этого проекта, — добавил завкафедрой эксплуатации автомобильного транспорта. — По нашим расчетам при его реализации в утренние часы пик параметры дорожного движения улучшатся в три раза, а в вечерний час пик — в два раза».

Однако идея сделать улицу Мельникайте скоростной магистралью без светофоров не всем кажется удачной. «Мы хотим «умный» город? — задал риторический вопрос председатель правления Тюменского отделения Союза архитекторов России Андрей ТАБАНАКОВ. — Давайте сначала построим нормальный город, и пусть он потом «поумнеет». Все начинается с идеи и стратегии, а мы обсуждаем какие-то частности, которые ничем не объединяются. Не так давно на «круглом столе» обсуждались проблемы, которые могут возникнуть на улице Мельникайте в связи со строительством магистрали непрерывного движения с развязками. Смоделировали движение автомобилей — а жизнь? Давайте ее тоже смоделируем и посмотрим, удобно ли будет людям жить на такой улице. Вам нравится улица Пермякова? Там сейчас красиво, когда все объекты заслоняются загородками? Через все кольца перекинуты переходы, подъезжаешь — и не понимаешь, куда ехать, потому что дороги уже не видно, все застроено. Это красиво? Это «смарт»?».

Председатель правления Тюменского отделения Союза архитекторов России Андрей Табанаков

Табанаков заявил об опасности отсутствии архитектурной стратегии при развитии города. «Тюмень как была моноцентричным городом, так и остается, — подчеркнул он. — никто не делает выводов. Строим радиальную схему, транспортники прекрасно знают, насколько она неудобна. Возьмите Нью-Йорк с его «стрит» и «авеню» — это гораздо лучше. В моноцентричном городе никогда не избавиться от транспортных проблем, сколько развязок ни построй». Архитектор также предложил сделать «карманы» на кольцевых развязках, чтобы столкнувшиеся автомобили ожидали своей судьбы, не мешая полдня остальным участникам дорожного движения.

Несмотря на то, что обсуждалась, в основном, возможно пилотная сфера транспорта, нашлось место и для презентации технологичных новшеств в других отраслях. Например, директор Тюменского филиала Федеральной кадастровой палат Олег ШИПИТЬКО рассказал, что регистрация сделки теперь занимает не месяцы, а считанные дни, а начальник производственно-технического управления АО «Тепло Тюмени» Николай БЯКОВ представил систему «Умная теплосеть», которая была запущена конце октября. Информационная платформа задает показатели параметров теплоснабжения и сравнивает их с фактическими показателями приборов учета тепловой энергии, установленных в контрольных точках. Система также позволяет моделировать различные режимы теплоснабжения, направления потоков теплоносителя в системе при аварийных ситуациях, а также моделировать подключения новых объектов и принимать решения о целесообразности таких подключений.

Директор Тюменского филиала Федеральной кадастровой палат Олег Шипитько и руководитель проекта Smart City в Тюмени Олег Данилов

Система в концепции «город на ладони» обеспечивает коммуникации диспетчеров с ремонтными бригадами прямо на карте Тюмени, со временем в нее будут включены данные контроля корпоративного автотранспорта, спецтехники и ремонтных бригад.

На замечание журналистов о том, что стопроцентной эффективности теплоснабжения, заявленной на слайде, в природе не бывает, представитель АО «Тепло Тюмени» пояснил, что при реальной работы системы выбирается конкретный объект или район, где сравниваются расчетные параметры с фактическими, сто процентов — просто цифра для презентация, чем немало повеселил участников клуба.

Начальник производственно-технического управления АО «Тепло Тюмени» Николай Бяков

Понятно, что будущее, показанное в фантастической литературе и кинематографе уже практически наступило. Когда нашей жизнью будет управлять искусственные интеллект — вопрос времени. Руководитель проекта в Тюмени считает, что в ближайший десяток лет создать идеальный «смарт сити» не получится, но наша жизнь заметно изменится уже через три года.

Оксана ИСАЕВА,
фото автора

Замначальника ГУС Тюменской области Андрей Чистяков

0