Стильный и современный рынок для молодежи

«Стараемся сделать рынок интересным для молодежи», — представляет рынок «Михайловский» директор Татьяна КИСЕЛЕВА, управляющая им около четырех лет.

И это заметно. Широкие галереи, современные стильные вывески, цветочные кашпо, парящие под потолком, и большой фонтан с подсветкой могли бы украсить торгово-развлекательный центр. Завершают впечатление модная полка книгообменника и благотворительная «лавка добра». А, устав от шоппинга, можно отдохнуть на удобных скамейках-коровах, выпить кислородного коктейля или смузи в кофейне или, может, полакомиться горячей ароматной выпечкой в пекарне. Татьяна Киселева рассказала, что на «Михайловском» реализуется передовой опыт крупнейших российских рынков. В поисках интересных идей администрация ездила даже в Испанию — но не все можно воплотить в тюменских реалиях.

Тюменские журналисты побывали на рынке «Михайловском»: прошлись по торговым рядам, попробовали тюменский сыр и живых устриц, заглянули в лабораторию ветсанэкспертизы и пообщались с сотрудниками рынка и поставщиками. Татьяна Киселева рассказала, что около 60 процентов продукции рынка поставляют тюменские производители, остальное — из других городов и из-за рубежа. В свою очередь, 60 процентов местных продуктов обеспечивают мелкие точечные предприятия, а остальное — промышленное пищевое производство.

Законодательство обязывает рынки 10 процентов торговых мест предоставлять фермерским хозяйствам, но на «Михайловском» им отдано почти 30 процентов. «Мы можем этим гордиться, — подчеркивает Татьяна Киселева. — Даже если не получается привлечь в торговлю самого фермера, мы получаем его продукцию. Отдаем лучшие места только предпринимателям, которые берут на реализацию продукцию тюменских фермеров: домашнее мясо, птицу, сыры, молоко».

Открытие шесть лет назад рынка «Михайловский» многих мотивировало развивать подсобное хозяйство. Тюменка Галина ФЕТИСОВА рассказала, что даже переехала на постоянное место жительства из центра города в деревню Менгарская Ялуторовского района. «Раньше было чуть-чуть, а открылся рынок — появилась площадка, где торговать, — поясняет она. — На рынке сразу дали два места для птицы и овощей».

Галина Фетисова сменила центр города на глухую деревню, чтобы заняться фермерством

На вопрос журналистов о государственной поддержке, Галина Фетисова ответила, что предлагали, но она отказалась. «Деньги нужно возвращать, — объяснила она. — И, главное, — пришлось бы расширять производство, а у нас и так рабочих рук не хватает». В деревне Менгарской, за которой заканчивается дорога, сейчас проживает всего лишь 17 человек — все пенсионеры. В хозяйстве работает сама Галина Анатольевна, ее сын и наемный помощник. Дочь в городе занимается приемом продукции и связями с рынком.

Сыр из тюменских и свердловских маленьких сыроварен можно попробовать перед покупкой

«Торгующий фермер — это редкость, — представила Фетисову директор рынка. — Работают на земле и торгуют — разные люди, у каждого своя особенная специфика, и на оба занятия часто не хватает времени. А тот, кто производит продукцию, не всегда может правильно ее представить».

Чтобы помочь тюменским сельхозпроизводителям найти путь к клиентам, администрация Тюменского района полтора года назад запустила проект агрофраншизы. Идея заключается в том, что один торгующий фермер принимает на реализацию продукцию у нескольких мелких хозяйств, которые не производят достаточно товара для самостоятельного выхода на рынок.

Игорь Холманских рассказал о тюменской агрофраншизе

Представитель тюменской агрофраншизы Игорь ХОЛМАНСКИХ выращивает сельскохозяйственную птицу в поселке Винзили. Проект он представил как партнерство нескольких хозяйств, которые по мере необходимости помогают друг другу.

Директор «Михайловского» рассказала, какой путь проходят предприниматели-торговцы от заявки до места за прилавком. В первую очередь, важна продукция, соответствующая требованиям к качеству и специфике, а также снабженная всеми необходимыми документами. Служба безопасности рынка проверяет предпринимателя на платежеспособность и порядочность.

Татьяна Киселева рассказала о строгом контроле в лаборатории

По словам директора, приоритет у эксклюзивного товара с «изюминкой» — и на «Михайловском» его немало! Это, например, вкуснейший сыр из небольших тюменских и свердловских сыроварен. А в аквариумах с «морской» водой и индивидуальными температурными режимами — огромный ассортимент живых мидий и устриц из Новой Зеландии, Франции, Японии и Дальнего Востока. В емкости побольше застыл настоящий живой камчатский краб.

Компания «Лодка» — первая и единственная в Тюмени, поставляющая живых моллюсков для гурманов, готовых платить от 250 рублей за раковину. По словам продавца, морепродукты закупают рестораны и отдельные экспериментаторы, желающие попробовать морские диковинки. Но уже есть и постоянная клиентура любителей. Кстати, знакомство с живыми устрицами специалисты рекомендуют начинать с японских, обладающих выраженным классическим вкусом. А вот дальневосточные, по их словам, отличаются привкусом йода.

Живые устрицы — продукт, к которому нужно привыкнуть

Предприятие, начавшееся с желания предпринимателя удивить тюменцев, в течение года открыло вторую торговую точку, а сейчас разрабатывается франшиза для других городов.

Журналистов пригласили заглянуть в закулисье торговых рядов — лабораторию ветсанэкспертизы. Здесь проверяется вся продукция, поступающая на рынок. Мясо и свежая рыба разгружаются через отдельный вход от остальных продуктов. Перед клеймением мяса берутся пробы из нескольких мест туши для проверки на паразитов на лабораторном оборудовании. Например, трихинеллоскоп «Гастрос» имитирует процесс пищеварения с искусственным желудочным соком, чтобы выявить личинки паразитов.

Свежая рыба отбирается на пробу по хвосту из контейнера. А яйца, по словам заведующей лабораторией ветсанэкспертизы рынка «Михайловский» Елены КАЛАЕВОЙ, проверяются на овоскопе все до единого, и за каждое несет ответственность ветеринар.

Трихинеллоскоп «Гастрос» переваривает мясо в искусственном желудочном соке, чтобы выявить паразитов

Столь же строго рынок относится и к меду. На прилавки «Михайловского» не попадет не только фальсификат, но и не очень качественный натуральный мед, например, нагретый при слишком высокой температуре. Елена Калаева пояснила, что к осени мед густеет и, чтобы разлить для продажи, его приходится растапливать. «Важно это сделать при определенной температуре, — подчеркнула завлабораторией, — чтобы он не потерял ценные свойства. Мед с низким диастазным числом не пропускаем, потому что он никакой пользы уже не принесет». По ее словам, фальсифицированный мед лаборатория выявляет не часто — в отличие от перегретого.

Качество продукции проверяют в лаболратории восемь ветеринаровМед привозят флагами, с каждой берется проба, а затем наклеивается бирка с номером и результатами санветэкспертизы. Некачественный мед в торговый зал не попадает, — заверяют специалисты лаборатории.

Рынок «Михайловский» идет в ногу со временем не только привлекая интересные современные товары, но и развивая услуги — например, доставку товаров на дом. Продукты на заказа собирают сами сотрудники рынка, но, по словам директора, это не всегда просто. «Рынок — это отдельная жизнь, — поясняет она. — У каждого покупателя есть свой любимый продавец, к которому он специально идет».

Оксана ИСАЕВА,
фото автора

Добавить комментарий

Войти с помощью: