Комитет по охране и использованию объектов историко-культурного наследия умолчал о том, кто и как рассматривал проект «сарая» на Набережной

Тот самый «сарай» на Тюменской Набережной

Итак,  наконец-то пришёл ответ на  обращение автора серии публикаций по поводу «сарая на Набережной».

Давайте разбираться, о каких документах в письме идёт речь. Вот постановление о границах охранных зон.

Комитет подтверждает, что участок, о котором идёт речь, по состоянию на ноябрь 2018 года относился к групповой охранной зоне. Такие требования были к этой зоне:

А вот что можно было делать там.

Итак, всё-таки в групповой охранной зоне строить было можно, но «преимущественно под застройку общественного назначения» кроме того строительство должно «способствовать восстановлению исторической среды».

Что же теперь? В ноябре 2018 года вышел такой документ:

Данным распоряжением внутри объединенной зоны охраны объектов культурного наследия выделено несколько зон. В частности участок по ул.Красина, о котором идёт речь, относится к объединенной зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности Р6.

Требования к зонам Р1-Р6:

3.1. В границах территорий единых зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности (Р1 – Р6) запрещается:

а) изменение градостроительных (планировочных, типологических, масштабных) характеристик историко-градостроительной и природной среды, в том числе снос ценной исторической застройки, изменение исторических красных линий застройки кварталов и характеристик природного ландшафта и утраченной системы доминант;

б) строительство объектов капитального строительства, дисгармонирующих с объектами культурного наследия либо ограничивающих их зону обзора и нарушающих перспективу в зонах охраняемого зрительного восприятия объектов культурного наследия;

в) использование строительных технологий, создающих динамические нагрузки и оказывающих негативное воздействие на объекты культурного наследия;

г) строительство и (или) размещение некапитальных сооружений и временных построек, нарушающих исторический облик территории;

д) прокладка инженерных коммуникаций (теплотрасс, газопровода, электрокабеля и т.д.) наземным и надземным способом; размещение инженерных коммуникаций на главных фасадах зданий вдоль исторических линий застройки кварталов, а также улиц, формирующих территории общего пользования;

е) хозяйственная деятельность, препятствующая обеспечению сохранности и визуальному восприятию объектов культурного наследия в их историко-градостроительной и природной среде;

ж) установка наружной рекламы, препятствующей визуальному восприятию объектов культурного наследия в их историко-градостроительной и природной среде; размещение рекламных конструкций на крышах и перед главными фасадами объектов культурного наследия.

И ещё:

3.2. В границах территорий единых зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности (Р1 – Р6) разрешается:

а) строительство объектов капитального строительства, обеспечивающее регенерацию (восстановление) градостроительных (планировочных, типологических, масштабных) характеристик историко-градостроительной и природной среды, в том числе исторических красных линий застройки кварталов;

б) проведение инженерно-строительных работ, исключающих динамические воздействия и не создающих условия дополнительного увеличения транспортных потоков, включая мероприятия по ограничению движения грузового и транзитного транспорта;

в) капитальный ремонт и реконструкция объектов капитального строительства и их частей, необходимые для обеспечения сохранности объектов культурного наследия в их исторической среде, в том числе касающиеся размеров, пропорций и параметров объектов капитального строительства и их частей, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений в соответствии с установленными градостроительными регламентами;

г) проведение капитального ремонта и реконструкции автомобильных дорог, инженерной и транспортной инфраструктуры;

д) хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения сохранности объектов культурного наследия в их исторической среде: соблюдение требований в области охраны окружающей среды, пожарной безопасности; выполнение мероприятий по защите от динамических и иных воздействий, сохранение качества окружающей среды, гидрогеологических и экологических условий;

е) создание условий для визуального восприятия и популяризации объектов культурного наследия в их историко-градостроительной и природной среде, в том числе сохранение и восстановление сложившегося соотношения открытых и закрытых пространств;

ж) благоустройство территории с сохранением типологических, планировочных, масштабных характеристик историко-градостроительной среды; проектирование посадок: сохранение и восстановление культурных зеленых насаждений и выбраковка дикой поросли при условии соблюдения традиционных условий обзора объектов;

з) размещение временных элементов информационно-декоративного оформления событийного характера (мобильные информационные конструкции), включая праздничное и вечернее оформление, а также временных строительных ограждающих конструкций.

А вот конкретные требования к градостроительным регламентам для зоны Р6:

Мы видим, что в исторической части города строить 10-этажные здания можно только на ул.Красина, на участке с той самой гостиницей-сараем. Гостиницы здесь действительно можно размещать (код 4.7 видов разрешенного использования земельного участка). Однако в пункте 9. «Требований к градостроительным регламентам» ничего не говорится о том, что фасады допускается отделывать сайдингом…

Теперь что касается снесенного двухэтажного жилого дома по адресу — ул.Красина, 6. Да, дом не относился к объектам культурного наследия.

Однако есть интересная деталь. В Решении Облисполкома от 30.01.1990 (о котором речь шла выше) есть такой раздел:

Там под номером 86 находим двухэтажный жилой дом по адресу Красина, 6, относящийся к середине второй половины XIX века.

Рукописные правки здесь потому, что сам утверждаемый документ подготовлен ещё в 1985 году, а утвержден Облисполкомом только через 5 лет. Некоторые потенциальные памятники к тому времени были взяты под охрану, а некоторые снесены. В этом же списке, кстати, дом по адресу — ул.Красина 4.

Итак, вывод напрашивается сам. По состоянию на 2017 год, формально новое капитальное строительство было возможно, однако существовали ограничения по этажности и максимальному проценту застройки участка. Теперь этажность повысили до 10 (была зона 5-9 этажной застройки), и максимальный процент застройки участка повысили до 70% (для зоны ОД-2 установлено ограничение 50%). Таким образом, гостиница-сарай появилась очевидно потому, что на тот момент (в 2017) нельзя было построить 10-этажную гостиницу, занимающую 70% участка. Зато двухэтажную, занимающую менее 50% — пожалуйста. В итоге количественные ограничения были соблюдены. А вот качественные… Кто оценивал, является проект сарая «дисгармонирующим с объектами культурного наследия»? Да никто. Комитет по охране и использованию объектов историко-культурного наследия умолчал о том, кто и как рассматривал проект гостиницы на предмет его соответствия требованиям охраны объектов культурного наследия. Да, скорее всего гостиница-сарай в скором времени будет снесена и на её месте построят новую, уже 10-этажную. Какая она будет и впишется ли в окружающую историческую среду — вопрос открытый. Но то, как это всё организовано — это просто образец наплевательского и потребительского отношения к городу, к историческому центру.

Аркадий КАЮГИН

Развитие событий

2 месяца назад Что не так с сараем на Набережной?
2 месяца назад О мандатах и гостиницах
2 месяца назад Тюменская культурно-историческая среда безбожно уничтожается: комментарии архитектора Набережной реки Туры
02.05.2019 Этот материал

Добавить комментарий

Войти с помощью: