История тюменского автобуса

Все мы знаем, что без общественного транспорта современный город не может существовать. Цивилизованность города, во многом, определяется наличием и доступностью в нём городского транспорта. Но многие ли знают, когда в нашем городе началось автобусное движение? Как ни странно, однозначного ответа на этот вопрос пока дать нельзя. Тема истории общественного транспорта, как оказывается, недостаточно изучена краеведами. Известно, что ещё в 1914 году купец Шмыров получил разрешение на проведение автомобильного маршрута между центром города и Загородным садом. Но пока мы не нашли свидетельств о том, что эта линия работала.

Первый тюменский автобус

Самое раннее свидетельство о пуске экспериментальной автобусной линии в Тюмени относится к далёким двадцатым годам. 2 июня 1929 года по маршруту «Затюменка – Пристань» начал курсировать автобус «Организатор», оборудованный тюменскими пожарными из старого грузовика. В кузов забирались по лестнице, приваренной в задней части кузова. Крыши не было, только поверх бортов были сделаны высокие перила. Пассажиры сидели на деревянных скамьях, установленных по бокам. Конечно, в дождь и снег находиться в «автобусе» было не намного удобнее, чем на улице. Но люди радовались и такому средству передвижения по городу, потому что таксомоторов в Тюмени в те годы ещё не было. Проезд на «автобусе» стоил 15 копеек. В газетах того времени писали: «Некоторым тюменцам езда на автобусе пришлась так по вкусу, что, имея «трёшку» в кармане, они упорно не слезали с машины, не истратив последнего пятака». В конце июля автобус сломался – износились шины, сломались рессоры. В конце октября пожарные изготовили новый автобус, но и он, проработав неделю, остановился, потому что в городе закончился бензин. Таким образом, едва начавшись, автобусное движение в Тюмени неожиданно заглохло. Препятствовало движению городских автобусов в то время, прежде всего, плохое состояние дорог. Первый асфальт на улицах города появился только в 1950-м году.  Тем не менее, после некоторого перерыва, движение автобусов возобновилось. В 1934-м году было закуплено три настоящих автобуса, и в городе заработало три полноценных маршрута. На фотографиях Тюмени конца 1930-х годов  уже можно увидеть небольшой автобус марки ЗИС-8. Помните «Фердинанд» из сериала «Место встречи изменить нельзя» – вот это как раз он. Но, как утверждают старожилы, кроме настоящих автобусов, на маршруты вплоть до конца 1940-х годов выходили и пассажирские грузовики.

автобус-1_o

Автобусный бум в Тюмени

Развитие городской инфраструктуры, и, прежде всего, укладка асфальта, неумолимо приближали новый этап в развитии общественного транспорта. В 1951 году городскими властями были закуплены первые комфортабельные автобусы – ПАЗ-651 (на 18 мест) и ЗИС-155 (на 28 мест). Количество маршрутов не изменилось, их по-прежнему было три – вплоть до середины 50-х годов. Это маршруты «Вокзал – ТЭЦ», «Вокзал – ул. Толстого» и «Сетевязальная фабрика – ул. Толстого». В 1954 г. автобусный парк Тюмени насчитывал 58 автобусов моделей ЗИС-155 и ПАЗ-651.

В 1958 году появились автобусы ЗИЛ-158 – рассчитанные на 32 места. Количество маршрутов увеличилось до десяти, а количество машин до 136. Среди новых маршрутов были: «Вокзал – Лесобаза», «Кирпичный завод – Асфальтовый завод», «Магазин Динамо – пос. Андреевский», «Магазин Динамо – пос. Парфёново», «Вокзал – Пристань», «Вокзал – ТЭЦ», «Школа-интернат – Гормолзавод», «Вокзал – Дом отдыха». В 1964 году количество маршрутов увеличилось до двадцати восьми. Автобусный парк насчитывал 212 машин, в основном, модели ЗИЛ-158. Появились такие маршруты как «Кольцо А» и «Кольцо Б». Автобус под литерой А ходил по маршруту нынешнего № 41, но с пересечением железной дороги в районе Авторемонтной, а кольцо «Б»  – соответствовало нынешнему маршруту № 43.

автобусы Универсам_o

Ветераны автотранспортного предприятия вспоминают, что в конце 1950–начале 1960-х гг. для ликвидации «давки» и обслуживания большего количества пассажиров, использовались автобусы с «прицепами»: «К пассажирскому автобусу прицеплялся т. н. «вагон» – внешне он напоминал автобус, но кабины в нем не было. Для того чтобы попасть в этот вагон и продать билеты пассажирам, которые в нем ехали, кондуктору обязательно нужно было выходить на улицу.

автобусыы_o

В 1970-80-е годы маршрутная сеть активно расширялась. В 1989 году в Тюмени насчитывалось уже около 50 городских и более 10 дачных маршрутов. По городу курсировали десять различных моделей автобусов. На маршруты выходили венгерские Икарусы – в 1970-е годы это была модель 556 – белый автобус с красной полосой, а в 1980-е – модель Икарус-260 и классическая «гармошка» Икарус-280. Чаще всего на улицах Тюмени можно было встретить автобусы ЛиАЗ-677, ЛАЗ-695Н, ПАЗ-672. Довольно долго прослужили небольшие автобусы модели КАвЗ-685 с «носатым» капотом и дверью, открываемой водителем вручную. В-основном, они работали на маршрутах №№ 2, 20, 24, 26. Жители Зареки жаловались на частые поломки «старичков», но они продолжали тарахтеть до последнего.

автобусы республика_o

Тем не менее, общее количество машин было недостаточным – даже по центральным улицам автобусы проезжали раз в 20 минут. В «часы пик» на остановках скапливалось огромное количество народа. Подъехавший автобус тюменцам приходилось штурмовать. Иногда водители специально останавливались подальше, чтобы дать людям спокойно выйти, пока с остановки бежала огромная толпа. Право уехать доставалось сильнейшему. Ситуацию разрешило только введение коммерческих автобусов в 90-е годы. На тех же стареньких ЛиАЗах стали появляться таблички «Личный», «Коммерческий» или «Частный», проезд в них стоил на несколько рублей дороже, чем в муниципальных автобусах.

Когда появились маршрутки?

Первые маршрутные такси появились на тюменских улицах еще в феврале 1960 г.(!), но не прижились. Просуществовав в Тюмени всего несколько месяцев, они исчезли из эксплуатации. Вновь возродились маршрутки лишь в 1968 г. (тогда их было всего две, потом стало чуть больше), но к 1975 г. они снова исчезают и появляются лишь несколько лет спустя. Один из маршрутов проходил от современного “Строителя” до ж-д вокзала. Также “маршрутки” курсировали от транспортного агентства на Республики до аэропортов Плеханово и Рощино. Проезд по городу на маршрутном такси стоил 10 копеек, но если маршрут проходил по пригородным территориям, стоимость проезда возрастала до 55 коп. Самое громкое происшествие с маршрутным такси в Тюмени произошло в июле 1982 года, когда рухнул один из пролётов деревянного моста, соединявшего центр города с Зарекой. По мосту в момент обрушения ехало два транспортных средства – мотоцикл и маршрутное такси. Мотоциклист погиб, а опытный водитель «рафика» (микроавтобус РАФ-2203) удержал машину на падающей ферме, так что люди, ехавшие в маршрутке, не пострадали. Водитель был награжден именными часами.

«Передайте на билетик!»

С конца 1940-х годов, как вспоминают старожилы, оплата за проезд в тюменских автобусах была по «участковому» тарифу. Оплата возрастала с увеличением расстояния поездки. Заходя в автобус, пассажир говорил кондуктору, до какой едет остановки, и кондуктор считал, сколько это будет стоить. Эта система просуществовала до начала 1960-х годов, когда были введены билеты с единой ценой за поездку. Билет на проезд в автобусе до денежной реформы 1961 г. стоил 50 копеек, а после реформы его стоимость стала равняться пяти копейкам и оставалась неизменной до 1991 года.

В 40-60-х годах плату за проезд принимали кондуктора. Как правило, это были женщины со специальной сумкой и связками билетов на груди. Старожилы рассказывают, что в то время у кондукторши в автобусе можно было приобрести свежие газеты. Кондукторша всегда сидела на своём месте и по салону не ходила.

автобусы и водители_o

С 1 сентября 1967 года кондуктора из автобусов исчезли, их заменили кассы «самообилечивания». Бросив пять копеек в металлический ящик в салоне, пассажиры поворачивали круглую ручку, и из отверстия в левой части ящика появлялся билет. В час пик люди передавали деньги по салону и тот, кто стоял у кассы, вынужден был бросать деньги и отрывать билеты для всех. Иногда рядом с кассой мог усесться человек, заявлявший: «Не бросайте пять копеек, я уже бросил рубль». Иногда переданный за проезд пятачок исчезал в неизвестном направлении. Когда появилось самообслуживание, возросло количество безбилетников, и по автобусам стали ходить «охотники на зайцев» – контролёры с красными повязками, неожиданно заходившие на остановке и проверявшие «билетики». Первое время после введения касс в салонах автобусов даже висели фотографии перепуганных безбилетников, но их скоро убрали, взамен повесив красные таблички «Совесть пассажира – лучший контролёр». Нас, детей 1980-х годов, удивляли рассказы родителей о том, что когда-то в автобусах не было самообслуживания, а в салоне сидела живая женщина с сумкой. Это казалось забавным архаизмом.

В те годы появилось нововведение – компостирование талона. За 30 или 60 копеек в киосках «Союзпечати» или у водителя можно было купить книжечку талонов с надписью «Недействителен без компостирования», а в салоне автобуса, вместо касс, был установлен компостер. На боковом стекле кабины автобуса вывешивалась табличка для контролёров, показывавшая последовательность отверстий, потому что иногда «зайцы» пытались ездить по одному талону несколько раз.

В 1990-е из автобусов убрали компостеры и вернули «старых добрых» кондукторов. В то время цены на билет очень отличались в разные месяцы. Например, в июле 1997 года  за один билет отдавали 500 рублей, но нужно учесть, что зарплату в те дни тюменцы получали в миллионах.

Тюменский троллейбус

06

В 1970 году горкомхоз принял решение о пуске в Тюмени троллейбуса – самого прогрессивного для своего времени вида транспорта. Праздничное открытие троллейбусной линии было приурочено к первомайским праздникам и состоялось 30 апреля 1970 года в 12 часов дня. Митинг по случаю запуска первой восьмикилометровой троллейбусной линии «Завод медоборудования – Моторный завод” снимало Тюменское телевидение. Заметка “Троллейбус в Тюмени” появилась в газете “Тюменская правда” 3 мая 1970 г. Как сообщает автор заметки, за рулём самого первого троллейбуса, выехавшего из депо, был Сергей Пыхтеев, водителями трёх других машин стали Светлана Пыхтеева, Юрий Дунаев и Архип Мисюра. Постоянная эксплуатация троллейбуса в Тюмени началась 11 июня 1970 года. В январе 1971 года было открыто два маршрута через центр города – № 1 «Музей – Моторный завод» и № 2 «Музей — Завод медоборудования». В 1973 году появилось ещё четыре маршрута, соединившие улицу Мельникайте с разными частями города (№№ 4,5,6,7).

На рейсах работали троллейбусы марки ЗиУ-5. К началу 1980-х все они были заменены новой моделью – ЗиУ-9 и её дальнейшими модификациями. В последние годы троллейбусной эры новые модели «рогатых» машин городом не закупались, и парк постепенно изнашивался. В 1986 году в городе работало 15 маршрутов троллейбусов, было начато освоение новых микрорайонов, а к 2008 году контактную сеть дотянули до «Тюменского микрорайона». Троллейбусное управление планировало проложить линию и в аэропорт Рощино, но руководство города решило иначе. В октябре 2009 года троллейбусная сеть была демонтирована, по официальной версии — из-за «низкой востребованности данного вида транспорта». В настоящее время Тюмень – самый крупный город России, не имеющий электротранспорта.

Между прочим, в восьмидесятые годы генплан Тюмени разрабатывался с учётом проекта по устройству в городе трамвая. Его планировали провести в заречные микрорайоны. Остаётся надеяться, что когда-нибудь, устав от вечных пробок и загазованности, тюменцы вернутся к идее общедоступного и экологически чистого городского транспорта.

Лев БОЯРСКИЙ

Фотографии из фондов Музейного комплекса им. И.Я. Словцова, а также из личных коллекций.

Автор благодарит за предоставленную информацию В. Кружинова и З. Сокову (статья «В начале великого перелома»), а также историка транспорта А. Скочина.