Городская электричка Тюмени: пустая трата денег

0994724_9539854

В последнее время  большие надежды разрулить аховую ситуацию с тюменскими пробками власти связывают с запуском городской электрички. Тамара Казанцева, депутат областной думы считает, что её появление может стать настоящим спасением от утомительных пробок: «Тюменцам нужна эта электричка».

Рельсовый транспорт свяжет станцию Войновка с посёлком Утешево, расстояние между которыми составляет двадцать километров, время в пути – минут сорок. К намечаемым семи промежуточным остановкам власти обязуются построить железнодорожные платформы, пешеходные переходы, пустить к ним общественный транспорт, оборудовать автомобильные парковки. Сомневаться не приходится – предполагаемое будет сделано в срок.

Сомневаться приходится в другом – главном: стоит ли овчинка выделки? Готов согласиться, что в экономике и строительстве я ни бе ни ме ни кукареку. Но как профессиональный пассажир (да-да, именно, профессиональный пассажир, пусть пока этот термин и не на слуху), уверен: расчёты на то, что городская электричка оправдает возлагаемые на неё надежды, а именно: при включении в схему движения городского общественного транспорта Тюмени, сможет существенно разгрузить автомобильные дороги, переключить на себя основной пассажиропоток на данном направлении – из области фантастики.

Считается, что особым спросом она будет пользоваться как раз у жителей спальных юго-восточных микрорайонов, которые без проблем получат возможность добираться до центральной части города.

Картина маслом: автомобилисты, оставив в покое свои машины, вступив в ряды пассажиров общественного транспорта, дружно шагают вместе с ними в направлении железнодорожной платформы, минуя при этом автобусные остановки. Надо полагать, и сама Тамара Николаевна откажется от служебного автомобиля и с удовольствием пересядет в милую её сердцу электричку. И впрямь, чем она хуже своих избирателей, которые будут прохлаждаться в вагонах поезда, а она изнывать в часовых пробках в салоне автомобиля?

Отставим картину маслом в сторону и спустимся на грешную землю. Радетели проекта не устают курить фимиам электричке: жители микрорайонов с комфортом, за каких-то пятнадцать-двадцать вместо часа и более, смогут домчаться до вокзала станции Тюмень.

Что на это возразить? Попробуем влезть в шкуру потенциального пассажира, проживающего не в шаговой доступности от места остановки поезда, а, скажем, в районе МЖК. Вот он, потенциальный пассажир, держащий путь в центр города, к Госуниверситету, часов в семь-восемь утра, выходит из подъезда своего дома. Нажимает на заветную кнопочку и словно по щучьему велению и по хотению авторов проекта чудесным образом вмиг переносится к ожидающей его электричке.

Ересь несу? Ересь. Чтобы оказаться на платформе (у Пермяковского моста), ему придётся проделать тот же привычный путь: идти на автобусную остановку. Только теперь не обязательно садиться на 30-й или 17-й маршруты – до остановки «Улица Пермякова» можно добраться и другими. Вошёл в автобус, достал из кошелька 18 рублей, оплатил проезд и поехал. Ну, поехал – это чересчур оптимистично: улица Широтная в час пик – сплошная пробка, также, впрочем, как и Пермякова…

Наконец-то автобус дотащился до остановки, пассажир вышел, возвращается назад – к подземному переходу, дабы перейти на другую сторону улицы. Дальше ещё один переход – улица 30 лет Победы, сплошь в машинах. Одолел и этот участок – осталась финишная прямая, вернее, кривая к платформе. Успел? В этот раз успел, пришлось даже и подождать: с такими пробками рассчитывать попасть к поезду из минуты в минуту – не получится, можно и с носом остаться: электричка хвостиком помашет…

Поезд подошёл, наш пассажир вошёл в вагон, приобрёл билет за 18 рублей и теперь уже без проблем доехал до вокзала. На какой путь прибыл поезд? Если на 3-й или 4-й – чтобы попасть на перрон, надо воспользоваться очень неудобным надземным переходом, на это потребуется затратить дополнительные минуты. Хорошо, будем считать, что поезд прибыл на самый удобный – 1-й путь.

Осталось доехать до остановки «Площадь Борцов революции», оттуда до места работы рукой подать. Туда можно добраться только 10-м маршрутом. Ой, как нехорошо получается-то! Не успел! Буквально минутки не хватило: автобус, согласно расписанию, отчалил в 8:22. Следующий отправляется только через полчаса – в 8:51. А погода, как на грех, ненастная, сильный северный ветер. Всё же дождался следующего – кошелёк похудел ещё на 18 рублей. Не знаю, сэкономил ли он во времени (и то вряд ли), а вот из семейного бюджета вместо обычных 18 рублей, пришлось потратить 54 – в три раза больше…

Читатель скажет: утрирую? Возможно. В отличие от авторов проекта, я абсолютно уверен: потенциальные пассажиры, проживающие в спальных микрорайонах, пользоваться электричкой не будут!
Житель Восточного микрорайона Михаил Шабалин: «Погодные условия в Тюмени – не как в Европе: пока добежишь до электрички, потом на автобусе до центра, оттуда, может, ещё придется идти или ехать, не так всё просто и быстро в итоге получится. Лучше в тепле, в своём авто, стоять в пробке».

Ещё один миф связан с запуском рейсовых автобусов к местам остановок поезда. Откуда и куда собираются перевозить пассажиров? Более того, выскажу крамольную вещь: будь проезд на электричке бесплатным – она всё равно не заинтересует жителей спальных микрорайонов. Какое уж тут бесплатно, если добраться до неё – 18 рублей, от неё до места назначения – ещё 18 рублей.

– Погоди, ворчун, погоди, – слышу я возражения, – а выделенные полосы? Упустил из виду? Нет, не упустил. Напомню: городская власть до конца июля обещает выделить специальные полосы для общественного транспорта на улице Пермякова – от путепровода до Широтной и на самой Широтной.

Глава администрации Александр Моор ссылается на мировой опыт, когда общественный транспорт имеет приоритетное направление перед остальными видами транспорта. С этим нельзя не согласиться, вот только надо понимать, выделенные полосы играют против электрички, против строительства отдельного пути для неё. Если на автобусе пассажир не будет на этих улицах стоять в пробках – тогда ему тем более не резон выходить для пересадки на поезд.

При этом пробки, в которых окажется личный транспорт, увеличатся намного и по длине, и по времени. Значит, будет непростое противостояние власти и автолюбителей: кто кого? Хватит ли у администрации сил и мужества стоять до конца или она пойдёт на попятную?

Если востребованность электрички даже в часы пик вызывает сомнение, что уж говорить о её дневной загруженности: перевозить она, скорее всего, будет воздух. То же самое можно сказать о дачниках: с октября по апрель на дачи ездят единицы. О рентабельности можно забыть: строительство пути и эксплуатация электрички не только никогда не окупятся – убытки от затрат будут с каждым годом лишь возрастать. Как было заявлено, городские власти готовы тратить на субсидирование 12 миллионов рублей в год. Сдаётся мне, что это цветочки: не придётся ли увеличивать эту сумму в разы?

Запустить новый маршрут автобуса, потом поняв, что он не востребован, быстренько отменить (60-й, например) – это одно, затрат почти никаких. Строительство не востребованного железнодорожного пути с понесёнными затратами в три с лишним (это пока) миллиардов рублей – совершенно другое.

Пока многим картина рисуется радужными красками, столкнувшись с реальностью, эйфория достаточно быстро сойдёт на нет. Всё бы ничего – миллиардные расходы могут вылететь в трубу.

PS.

Есть ли альтернатива этому проекту, способная заметно улучшить транспортное обслуживание населения города Тюмени? Не лучше ли, на мой взгляд, потратить часть этих денег на замену маловместительных, забитых до отказа маршруток на автобусы МАЗ-206? Рано или поздно город должен решиться на эту замену: маршрутками не могут пользоваться ни мамаши с детьми в колясках, ни инвалиды-колясочники. А как же в таком случае проект «Равные возможности», курируемый партией «Единая Россия»?

Некоторые из городских депутатов соглашаясь с необходимостью замены, успокаивают пассажиров тем, что это уже происходит, но в одночасье не получится, для этого нужно время. Реальная жизнь не подтверждает слова депутатов: недавно запущен 24-й маршрут «з-д «Нефтемаш» – Тарманы». Обслуживают его 8 автобусов малой вместимости…

Информация к размышлению

Подобный проект был реализован в Екатеринбурге в 2005–2008 годах. Но поезд оказался невостребованным. Осенью 2013 года Свердловское министерство транспорта сократило количество электричек из-за низкого пассажиропотока. Заполняемость электричек составляла около 10%, сообщает «Ъ».

Геннадий ИВАНОВ