Хроники одной бульварной истории

Европейский микрорайон, литературный бульвар… Отдельные проявления прекрасного — вот что нужно воспевать. Прекрасного мало и за популяризацией дерьма оно отчетливей не станет.
из комментария блогера Рулона Обоева: А может не стоит продолжения, г-н Станкевский. Мы живем в дерьме — это понятно. Не стоило тратить своего времени на то, чтобы это показать. Это время Вы могли бы потратить на благие цели, на проекты, которые способны превратить Тюмень из города-болота в город-сад. Но Вы не будете делать эти проекты. Потому что ни на что дельное не способны, кроме как на осваивание бюджетного бабла — а таких специалистов пруд пруди. Стыдно архитектору обливать грязью работу своих коллег или конкурентов, когда не имеешь реальной работы, которую можно было бы поставить в пример.

Простим комментатору тождество популяризации и критики, будем снисходительны – блогосфера!

На самом деле прекрасного не так уж мало. Просто надо уметь его видеть. И отчетливей оно не станет за популяризацией чего бы то ни было – ясность восприятия (отчетливость) зависит от свойств зрительного аппарата и исходной точки зрения.

Самое не очевидное в этом мире – критерии отделения зерна от плевел, агнцев от козлищ. Приоритеты каждый выстраивает для себя сам. Для убедительного разделения – мало первого взгляда, клипового образа мышления и компьютерного сленга. Надо добраться до смысла. Если не включить голову, библейская миссия окажется невыполнимой. И тогда прекрасное и дерьмо окажутся в одном списке, то ли прекрасного дерьма, то ли дерьмовой красоты. Боюсь, такие ориентиры станут ложным маяком, а не путеводной звездой.

Способность к мышлению – отличие, дар и преимущество homo sapiens. Открытая дверь к высшей ступени познания.

Кого Юпитер хочет погубить, того лишает разума

латин. maxima, V в. до н.э.

Восторженное «воспевание» нового, так называемого «Литературного бульвара» в Тюмени, по ул. Советская, между домами 51 и 55 – не разделяю.

Осмысленная – бульварная проблема оказывается шире и глубже, чем Литературный. Бульвар – не фрески, о которых только и говорят, но совокупность необходимых и достаточных атрибутов. Обеспечивающих и неспешный променад, и кратковременный отдых (с колясками, самокатами, телефонами, детскими велосипедами, книгами, шахматами, мороженым, гаджетами, газетами, беседами). Для всех возрастных групп населения от мала до велика – от младенцев до глубоких стариков и инвалидов – в озелененном городском пространстве. Это особый бульварный мир, организованный особым пространственным воплощением. Признаки которого на Советской так и не появились – даже спустя вот уже почти два года после открытия.

Площадка на крыше полуподземной стоянки автомобилей – предстает всего лишь ущербным осколком ранее задуманного пешеходного городского диаметра, возможно – самого значительного достоинства в новейшей истории тюменского градостроительства. И эта малость – исполнена вопреки законным и умозрительным запретам.

СУДИТЕ САМИ

Пессимист – это хорошо информированный оптимист

Образованный зелеными парками, скверами и пешеходной прогулочной дугой, диаметр впервые появляется в послевоенном генеральном плане Тюмени 1946 года, первом после образования Тюменской области. В это время пространство трех площадей: рыночной, для митингов и Орджоникидзе, сквера и частично трех кварталов (всего примерно 500х500 метров) еще не застроено. Первые здания современной центральной площади – УМВД и УМГБ – возведены в 1948-51 годах. Угловое здание почты завершено в 1950 году, Машиностроительного техникума в 1953, обкома партии – в 1956, облисполкома – в 1963.

Начальные посадки деревьев на обширной базарной площади, появившись в 1936 году, заложили городской сад. Тогда же рядом основан городской стадион. Горсад с танцплощадками и летним кинотеатром закончены обустройством к 1948 году. И Горсад и стадион в 2004 году перестроены в Пешеходный, впоследствии Цветной бульвар.

Фрагмент предвоенного генплана Тюмени.
Территория сегодняшней Центральной площади не застроена

Генплан Тюмени 1946 года. Эскиз Центрального района. ЛЕНГИПРОГОР

Как видно, зеленое пятно Горсада со стадионом стало той печкой, от которой начала танцевать мечта горожан о масштабном зеленом пешеходном диаметре. Поперечном к традиционной четырехсотлетней оси развития Тюмени – проходящей по водоразделу главного городского мыса между р. Турой и Тюменкой.

Издревле водораздельные пути были главными трассами передвижений, как наиболее сухие, менее всего подверженные распутице. Из Тюменского острога по этому водоразделу торилась дорога в Бухару, Самарканд, Китай и Персию. По мере расширения селитьбы, трасса включалась в сеть городских дорог. В качестве центральной сквозной улицы, вначале Большой Спасской, потом Благовещенской, затем Царской, а теперь Республики. Ее азимут на столетия определил планировочную структуру Тюмени.

Поперечные зеленые разрядки перемежают прямолинейную улицу Республики (только расстояние от ее начала до Центральной площади 2,5 километра). Вначале присутственной площадью (позже расширенной – площадью Павших Борцов Революции и предполагаемой театральной площадью – с традиционными свободными перспективами на заречные и за-овражные дали), позднее – цепочкой бульваров по улице Голицынской (Первомайской) на месте отслуживших городских стен и валов. И, наконец, грандиозным диаметром с эспланадой, от берега до берега, и двумя бульварными улицами. Именно он, расходясь от нового сердца города, превращал пока стихийно развивающуюся посадскую селитьбу – в особо эксклюзивную, чрезвычайно удачно скроенную систему застройки и озелененного пешеходного общественного пространства, со-масштабного человеку.

Время упрощает пешеходную составляющую диаметра: улица Грибоедова застраивается, не позволяя разместить конечный бульвар, улица Дзержинского до сих пор не отдана пешеходам, улица Шверника вообще исчезает. А события последних лет не только не приближают нас к реализации важного для города замысла, но упорно и последовательно умаляют ранее осуществленные садово-парковые аккорды. Отрезана от реки, искалечена площадь Борцов Революции, потеряла звенья и захирела цепочка бульваров (кроме Кошачьего) на Первомайской.

Бурные девяностые выбили подпорки из-под не достроенного корабля города, и он плюхнулся в бурный океан дикого капитализма, теряя надежды, цели и обязательства. Сейчас предпочитают не вспоминать историй, которые привели к сегодняшнему состоянию: само-захваты и неправомерные отводы территорий, нарушения допущенных регламентов застройки, игнорирование обременений, смена приоритетов, целей и задач градостроительства, катастрофический упадок архитектуры. Именно во время градостроительного безвластия и беспредела был выхолощен альфа вариант – стройная, заманчивая и логичная система последовательных пешеходных бульваров, выстроенная в т.н. эспланаду. Вырождение ее продолжается и сейчас.

Новая история поняла свободу как индивидуализм, как формальное право каждого человека и каждой сферы культуры на самоопределение. Самый процесс понят как освобождение… Но для чего, во имя чего должно было совершаться освобождение? Этого не знает дух нового времени.

Н. Бердяев «Новое средневековье»

Уже освобожденный для начала эспланады квартал Водопроводная-8марта и Хохрякова-Советская спешно застраивается габаритным клоном здания обкома, хороня непрерывность пешеходной анфилады. Но генеральные документы территориального планирования, вплоть до настоящего времени, упорно продолжают предусматривать бульварный ход от улицы Советской до Осипенко. Правда, по частично измененной трассе. Были и проекты продолжения эспланады вплоть до реки. Теперь трудно усмотреть в оставшейся системе анфиладу примыкающих зеленых пространств. Но хоть в разрозненном виде, бульвары вот уже 70 лет неизменно предусматриваются во всех последующих генеральных планах города.

Тем аномальней кажутся принимаемые ныне решения об оккупации пространств, предназначенных для бульвара, полуподземными паркингами и новостройками. Это касается не только «Литературного», но и следующего – между улицами Сакко и Ванцетти. А возможно, и последующих, если будут попытки продолжения эспланады.

Проект продолжения эспланады до реки

Фрагмент основного чертежа ПП 6ПР «Центральный» Тюмени ИТП «Град»

Как нарочно, трехэтажное здание на улице Сакко 31, построенное в 2012-13 годах в фарватере эспланады, полностью перегородило задуманный порядок последовательных бульваров. Словно нарезая новые тупики для будущих полуподземных паркингов.

ОТ ПРОСТОТЫ ДО НЕОВАНДАЛИЗМА

Ах, лаской ложь умеет прикрываться,

Личиной добродетели – порок!

В. Шекспир «Ричард III»

Шесть вытяжных вентиляционных шахт из полуподземной стоянки (на вскидку – вместимостью до 100 автомобилей, если паркинг не распространяется под зданиями) расписаны энтузиастами-художниками на литературные темы. Это стало поводом назвать крышу паркинга – бульваром. Литературным. СМИ и блогосфера взорвались патриотическим порывом и обозначили Литературный Бульвар как новое явление и художественный прорыв в градостроительстве Тюмени.

О-о-о! Как просты и доверчивы тюменцы!

Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, «На эксплуатируемой кровле подземного гаража-стоянки допускается размещать площадки отдыха, детские, спортивные, игровые и др. сооружения, на расстоянии 15 м от вентиляционных шахт, въездов-выездов, проездов, при условии озеленения эксплуатируемой кровли и обеспечении ПДК в устье выброса в атмосферу.». То же в ВСН 01-89: «Вытяжные вентиляционные шахты из помещений подземных гаражей-стоянок, разрешаемых на незастроенной территории (под проездами, дорогами, скверами и другими площадками), должны предусматриваться высотой не менее 3-х метров над уровнем земли и размещаться на расстоянии не менее 15-ти метров от жилых и общественных зданий, детских игровых площадок, спортивных площадок и мест отдыха населения».

Вот такое похоронное приглашение на бульвар, более похожее на мавзолей в автомобильной сутолоке

А вот и сам «бульвар» – простор без ничего бульварного. В конце – дом по Сакко, 31

Вся территория «Литературного бульвара» накрывается шестью пятнами с радиусом 15 метров от вытяжных шахт, где запрещено размещать места отдыха населения.

На снимке со спутника красным цветом показаны территории,
не пригодные для отдыха

Два пандуса с разных сторон «бульвара» предусматривают (но лежащие поперек цепи на замке временно ограничивают) автомобильное движение по крыше паркинга, не отделенное от пешеходов. Покрытие выполняет функции  мостовой и тротуара одновременно. Оно продолжается от уличных раздельных мостовых и тротуаров и здесь перемешивается.

Это позволяет допустить, что весь «бульвар» можно использовать как открытую стоянку автомобилей. И как сквозной проезд, временно закрытый. Может, это и была цель строительства всего сооружения? Во всяком случае, размещение бульвара, как места отдыха, на крыше не предусматривалось, иначе вентиляционные шахты здесь не могли бы появиться. Не думаю, что они образовались из-за банальной некомпетентности. Скорее всего, из-за отсутствия цели обойтись без них.

Возможно, пандусы обеспечивают только проезд спецтранспорта. Но тогда зачем его поднимать на такую высоту? Следовало бы паркинг устраивать полностью подземным, а вентиляцию выводить выше кровли окружающих зданий, как того требуют нормы. Тогда можно было бы избежать многих проблем. И не говорите, что грунтовые воды или технические особенности не позволили этого сделать. Современные технологии прекрасно справляются с любыми трудностями, только это стоит много дороже. Дискуссия о соответствии цены и качества уместна только от уровня обеспечения добропорядочного, благопристойного городского пространства. О-хо-хо! Представляете, в какой бетонно-бугристый ландшафт превратится город, если авто-стояночный голод мы будем упорно утолять полуподземными паркингами?

Как видно, «бульварная» затея оказалась не только не продуктивной, но и противоречащей нормативным установлениям. Попытка организовать на крыше полуподземной парковки, обеспеченной вытяжной вентиляцией через крышу, место отдыха населения в виде бульвара – должна быть пресечена надзорными органами. А досрочное, даже до установки урн, скамеек, какого-либо озеленения, цветников, аллей и других атрибутов бульвара, объявление НОВОГО! Городского БУЛЬВАРА! – оказалось просто бульварной уткой.

«Бульвар, а ни одного дерева нет. Сколько тут бетона, надо его сломать и посадить деревья, листья будут ласково шуметь читателям», – посоветовал в своем выступлении В. Крапивин на церемонии открытия в 2013 году. В сущности, известный писатель с тюменскими корнями, Почетный гражданин Тюмени – не только не присоединился к осанне, но и безошибочно предугадал порочность идеи, поднятой на щит.

Вылезшие из земли, как духи ада, теплотрассы, камеры, кабели, а теперь и паркинги, наводят свой «художественный» порядок в исконно человечьем, гуманитарном пространстве города. Кто, кроме придворных, готов славословить наряд голого короля? Чтобы народ признал короля голым, хватает и одного мальчика, который говорит то, что видит –  не боясь показаться глупым. Так в сказке. Что будет в жизни – покажет время. Скорее всего, … Впрочем, не будем о грустном.

Надо ли художественно осмысливать то, чего в принципе не должно быть? Творческие усилия нужны для создания достойных городских объектов, а не артефактов, не имеющих права на жизнь. Не стоит так высоко взбираться искусству, чтобы профанировать его для отмывания не годных обстоятельств. Красота не может утвердится через недомыслие.

Фреска – не станковая или салонная живопись, и не граффити, которому все равно, на чем само-утверждаться. Кроме ответственности за собственно художественные качества произведения, автор распространяет свое ручательство на весь арт-объект, который он своей фреской создает. Тем огорчительней, когда талантливое произведение освящает ущербную сущность. Вентиляционные шахты, расписанные фресками – вполне допустимы. Если они не под знаком запрета в пешеходном пространстве для отдыха населения.

Можно было бы обсуждать художественный уровень и глубину фресок на вентиляционных тумбах, а также патриотический порыв их авторов, но перед лицом бессмысленности происходящего – это становится не актуальным.

Поневоле приходит на память философия так называемого неовандализма. В отличие от обычного вандализма неовандализм не разрушает прежних смыслов. Наоборот, он создает много новых, удивительных, но совершенно бессмысленных сущностей. Только это позволяет вовлечь огромное количество молодых, энергичных и здравомыслящих людей в процессы, которые не имеют никаких целей и не приводят ни к каким результатам.

Строительство полуподземной парковки по улице Советской никак не могло обойтись без благословления или умышленного неведения городских градостроительных функционеров, приставленных к соблюдению порядка, чина в нашем благословенном городе.  Потом – без прямого их указания или потворства – невозможно было бы пустить пешеходов по ее крыше к такой же пешеходной крыше у дома по улице Сакко 30 и принять все это в эксплуатацию (разрешить эксплуатировать, удостоверяя соответствие нормативам и безопасность). А ведь с 1946 года вплоть до сегодняшнего дня это пространство (что известно или должно быть известно всем блюстителям городского порядка!) не предусматривалось ни для чего, кроме бульвара. Сейчас еще можно найти подписи под разрешительными и утверждающими документами. И узнать героев поименно. Сомневаюсь только, что на официальное расследование будет политическая воля. Но это могут сделать энтузиасты. Горожанам будет интересно.

Ответ на классический вопрос Оси Кассиля: «Что будет, если слон влезет на кита» – в Тюмени однозначен: Литературный бульвар. Абориген, что горный козел, скачет по американским горкам парковок. Это по-тюменски круто! Здесь не очевидно, что транзитное анфиладное пространство-бульвар – не стоит размещать на крышах паркингов, вздернутых на два метра от уровня переходов через пересекающие его улицы. И превращать озелененную градостроительную паузу-разрядку в бетонное ущелье каменных джунглей.

Нигде не поминается участие архитектора в бульварной авантюре.

Чтобы из травы сделать масло, нужна корова

Э.Штритматтер

Чтобы из бестелесных идей, осязаемых пространств, естественного камня и дерева, неестественных стекла и бетона сделать зодчество, нужен архитектор. Никто, кроме него. Не стоит и пытаться, чтобы не плодить дорогостоящие градостроительные ошибки. Участие зодчего, личности с человеческими слабостями, не гарантирует от ошибок, но вероятность их появления значительно снижается. Архитектурные Советы могут свести их к минимуму, а профессиональный провал, вроде Литературного бульвара, будет возможен разве только при внезапном всеобщем помешательстве.

Не торопитесь оставлять комментарий. Сходите пешком по Литературному и дальше, по трассе пешеходной эспланады, до улицы Осипенко. И, обогатясь личными впечатлениями, сформулируйте эксклюзивное отношение к проблеме.

Виктор СТАНКЕВСКИЙ, 

архитектор

первый материал

второй материал

третий материал

42 комментария

  • Статья безумно интересная в своей познавательности…и настолько укоризненная, что мне самому стало стыдно.
    Как будто это я тюменский архитектор с 30-40 летним стажем и на моих глазах творились все эти безобразия с искоренением бульварных зон и надругательством над эспланадами. Так бы взял…и застрелился.
    А если без шуток – грустно всё это.

  • выхватил хронику в реале падения прогресса. над пиндосией пролетая увеличил скорость падения до 20 км за 10 мин, а уйдя на канаду опять притормозился -всего 10 км за 10 мин.
    на счас осталось 187 км высоты! ждем следующего витка над пиндостаном?
    должен там грохнуться…
    http://www.n2yo.com/?s=40619

  • А как получилось так, что в “низовьях” (близ реки) улиц Оржоникидзе и 8 марта всё попутали?
    Мне кажется, что с бульварами ещё и сейчас не всё потеряно.
    Проектировать в чистом поле и дурак может , а вы попробуйте созидать “по живому”.
    Да и плакаться грех – сами на всё это взирали долгие годы.
    Если не ошибаюсь (пусть меня поправят), г-н Станкевский сам сиживал на посту главного архитектора города…
    Хотелось бы понять …пофамильно – кто эти враги красивой жизни Тюмени.
    А то праведный гнев уходит в несознательный Космос….

  • Фото аватара Рулон Обоев:

    Ну всё понятно. Очередной выпад в стиле: “Все в дерьме – а я в пальто белом, стою, красивый”
    Бульвар не там и не так поставили. Деревьев не предусмотрели. Архитекторам нужным (пардон, Архитектурному Совету – Вы даже пишите это с особым пиететом) в конверте не занесли – сволочи безграмотные.

    Автор в восторге от Тюмени 80-90-х, а мне такой город категорически не нравится. Да, было множество зеленых зон – но неухоженных, некрасивых чаще всего даже опасных.
    Город был серый, нелюдимый, неинтересный. Весь этот город строился идеями и руками Станкевского и Ко.
    Давайте Вы себя покритикуете – отчего нам по наследству достался такой некрасивый город? Где были Ваши градостроительные идеи раньше? И, внимание вопрос, ЧТО ПРЕДЛАГАЕТЕ ДЕЛАТЬ СЕЙЧАС? Советы собирать? Бюрократию плодить?

    Как такового полёта градостроительной мысли я в этих статьях не вижу. Вон, как Лебедев или Варламов (они не архитекторы), популярно показывают – как есть и как было бы хорошо, если бы было иначе (с конкретным примером). Это рациональный подход к критике, который нравится всем сторонам – и горожанам, и власти. Потому что не пустое балабольство, основанное на чувстве собственной важности.

    Отдельное спасибо за упоминание меня. Если мой комментарий задел – значит я оказался близко к болевой точке.

    • Рулон напрасно грубит. Пусть товарищ (Станкевский) любезно объяснится перед публикой…

      • …а я пока поностальгирую на новой версии “А зори здесь тихие.”

        • Фото аватара Долгожитель Хаты:

          “”Не кощунствуй, Бог!” – говорит Бах…”

          На новой версии одноимённого фильма Вы можете только расслабиться, как если на улице Вам предложат сниматься в порно за 10-20 долларов в пляжной раздевалке или в туалете “Фестивального”.
          Я Вас совсем не знаю, но я Вам искренне не советую.

          • Откуда такая самоуверенность.
            Фильм хороший, тем более, что по такому первоисточнику невозможно сделать плохо.
            И зал был полон, что тоже большая редкость.
            Избавьте меня от своих циничных советов.

            • Фото аватара Долгожитель Хаты:

              1. Ну может и был когда-то знаком с Вами. Но это было давно и неправда. Детей точно общих нет – и это не самоуверенность, а тупо уверенность))

              2. Я разве писал, что фильм плохой? Любая порнушечка с классными молодыми тёлками – зачётный видос!!)))

              3. И заД может быть полным всякой левой фигни… что тоже для обычных людей большая редкость. И что?..))

              …Там, где сейчас находится главный зал маркета “Сват” холдинговой компании “Фонд” под руководством горячо мною любимого Николай Николича, раньше был “голубой зал” кинотеатра “Темп”. И это не карты так легли. Большой любитель кинематографа Н.Н. Сорокин специально выкупил здание у Областного киновидеообъединения…
              .
              Так вот, в далёких теперь уже 70-х давали в этом голубом, извините, зале новую фантастическую постановку Тарковского “Сталкер”.
              Первоисточник там тоже весьма не слабый был.
              И зал был полон – все билеты проданы.
              А знаете что было к концу сеанса?
              Шок, непонимание и 20 зрителей, не сидящих уже на откидных стульчаках, а стоящие в проходах слева и справа. Все голубые сидушки были пусты – все до одного!!! А эти 20 человек, которые уже поняли как их жестоко поимели в голубом зале, очень хотели всё же понять замысел своего “насильника”, от чего и достояли сеанс до конца.
              Вот такой стокгольмский синдром… “А ты говоришь – трамблёр!”

                • А потом Вы, уже даже не заходя в розовый зал, также “успешно” расплевали в своей газетенке “8 с половиной” Феллини, “Скромное обаяние буржуазии” Бунюэля, “Фанни и Александр” Бергмана и “Кабаре” Фосса, заработав в райкоме дружеское похлопывание по плечу…

      • Фото аватара Рулон Обоев:

        Вы просто предыдущие статьи не читали – это авторский стиль такой. “Все дебилы, кроме я”, называется.

        • Фото аватара Долгожитель Хаты:

          Ну может и не так категорично? Я думаю, нужно хоть что-то соображать в этой теме, чтоб иметь о ней мнение…
          Лично я далёк от мещанской архитектуры. А Вы? )))

      • Он так изъяснится, что будет ещё больше словоблудия. Лучше не надо

      • архитектор Станкевский – это имя…и я горжусь, что он время от времени печатается у нас…кста, фоты он подбирает сам)

    • варламовские велосипеды собянинские чиновники с удовольствием превратили в попил бюджета!
      http://www.irn.ru/news/71339.html

      • Фото аватара Рулон Обоев:

        Распиливать бюджет можно по-разному. Можно оставить после себя кучу ларьков и мусора, а можно превратить город в европейскую столицу. Лично я однозначно за второй вариант.

        И, кстати, по всему миру это проект банков. Потому что привязана система быстрой оплаты по карточке.

        • по еЙропеским столицам не зачищают старину и зелень, чтобы из окошка членовоза -око надзирающее, радовалось герметичной раскраске открытых прострастранств!
          напомнить во что сын сельского старосты, превратил базарную площадь?

          • Фото аватара Рулон Обоев:

            А что в Москве прям зачистка прошла?
            и вообще в Европе хозяин здания ухаживает за ним, а не доводит до руин, ожидая расселения.

            • я про Тюмень говорю, в которую, для распила обязательных бюджетных потоков с северов посадили умельца по таковому.

              • Фото аватара Долгожитель Хаты:

                Зело пространен сказ твой, вещий Олег. ))) можно и почленораздельней – здесь же все свои)))

                • а помнишь был спокойный
                  девяносто шестой?
                  лишь ветерок шуршал
                  по крепким крышам…
                  был никому не нужен
                  макинтош областной
                  от коренных народов, было
                  тише!
                  онЕ ведь при тусовке
                  избирательных прав
                  не взяли на второй раздаче прикуп
                  по жизни согласившись
                  не кроить гео-карт
                  платили автономно в область выкуп

                  но!
                  время или реки нефтебакс дойчегаз
                  разъели суверенную их душу…
                  посовещались
                  скинулись
                  решили за нас
                  что южный край -под полный кайф
                  стал нужен!

                • Как обычно – заболтали тему всякой ерундой.
                  Ни одного сообщения по сути.

                • Так их, Люба…”молотом-то правды…)))

    • Фото аватара Мышь:

      И мне Тюмень 80-90х больше импонировала, да была разухабистой и неухоженной, но вместо того чтоб её, образно говоря, причесать, её обрили налысо, и нахлобучили шляпу дурного покроя. На клей. Чем лучше плитка вместо горсада? Кому лучше от того, что автостоянки застроили и теперь вместо дворов парковки? А про втиснутые в каждую щель высотки вообще молчу. Как там дела с микрорайоном Майами? Передумали, не? Вот у владельца огромной дурынды под названием Теннис-палас бабки внезапно кончились, вложено уже почти лярд, а надо ещё 2 раза по столько же, и ни кто не дает. Чьё там отмывается? ТЦ – Гостиница без подъездных путей, территории, парковки, нафига было это делать?Место там мёртвое, там ничего никогда не достроится. У нас вообще направление отмывки денег это строительство. Для подслеповатой прокуратуры непаханное поле. Потому и город такой получается, что на благоустройство и эстетику всем плевать.
      В Новосибирске парки, в Ебурге – парки, в Иркутске, Томске, Омске, Перми и даже в Москве и Питере, тока в Тюмени зелёные уголки. “Деньги-то у нас есть, у нас ума не хватает” ©

      • уважаемая Мышь!!!
        еще в конце семидесятых Марк Николаевич Сурчин -возглавляя тюменскую копайлопату, говаривал…
        – нулевой цикл, самый вкусный! к нему добавляй, да добавляй -НУЛЕЙ в смету.

        • Воруют везде одинаково. Тюмень – не самый поганый город Земли, далеко не самый. Парков в Тюмени хватает, их нужно облагораживать и развивать (пример застоя – заброшенная зеленая зона по Мориса Тореза в примыкании к ул.Республики).
          Еврей Сурчин М.Н. – не самый большой вредитель в городе…еле шкандыбает, но в Майами не съезжает.

          • Теннис-палас – благо для города. нужно радоваться, что нашелся придурок , вложивший в это мероприятие денег. Жаль, что пока не хватило. Помните, какой гадюшник был на этом месте долгие годы. А теперь оригинальный бетонный монстр!
            Достроят – станет лицом города…

            • Напишите ещё, что город зря построил закрытый теннисный корт возле “Фаворита”….Это же очень плохо, что Беличенко иногда проводит там теннисные турниры для молодежи…, а молодежь может живьем посмотреть на теннисиста 2-ой сотни.

              • А то , что дворы стали парковками для машин – это беда, почти природный катаклизм. В этом году бюджет на благоустройство ещё подрезали….ну что ж, будем по раздолбанным дорогам скакать.
                Улица Комсомольская тому великий пример!

              • Фото аватара Мышь:

                Люба, Теннис -палас к спорту имеет отношение только в названии, его сохранили чтоб было удобней развести народ пожиже )) Там строится торговый центр и гостиница, от тенниса только “кортик” для постояльцев, в отличие, кстати говоря, от корта около Фаворита. На те деньги что вбуханы в этот палас, можно было бы 10 таких кортов по всему городу построить, но они нафиг никому не нужны – не прибыльно

                • Вас беспокоит судьба чужих денег?
                  Или Вы видите другое применение этому месту?
                  Или что? Или как?
                  Не понимаю причину Вашего возмущения?

  • Радует обилие пешеходных (надземно-подземных) переходов на схеме “Проект продолжения эспланады до реки”. Кто бы нам их гарантировал?

  • Фото аватара Рулон Обоев:

    И ещё. У любой ошибки есть имя и фамилия. Кто-то же подписывал разрешение на строительство на этом месте несколько домов, торгового центра с объектами соцкультбыта и подземного паркинга?
    Без запланированных парковок.
    Без деревьев.

    Эту ошибку постарались исправить и сделали это талантливо. Этот проход на Свердлова не серый, не унылый и, так или иначе, украшает Тюмень. Вот про это я писал, рекомендуя обратить внимание на позитивные стороны.

Добавить комментарий

Войти с помощью: