Сопротивление бесполезно. Остается сделать процесс максимально безболезненным

Специалисты администрации города и области обсудили с представителями общественных организаций процесс «укрупнения» школ, вызывавший массу вопросов и протестов.

Ректор Тюменского областного государственного института развития регионального образования Ольга РОЙТБЛАТ, «модерирующая круглый стол», отметила, что процессы оптимизации учебных заведений, проходили с 2002 года, и это до сих пор никому не казалось ужасным.

Массовые процессы укрупнения не считаются с интересами отдельных граждан

«Проводимая реорганизация не имеет никаких других целей кроме оптимизации административно-управленческих функций, – подчеркнул директор департамента образования и науки Тюменской области Алексей РАЙДЕР. – В рамках укрупнения и реорганизации сеть образовательных учреждений остается на месте, сохраняется их территориальная дислокация, соблюдение принципа территориальной привязанности детей по микроучасткам и качество обучения». По расчетам, слияние каждой пары школ позволяет экономить в год не менее 3 миллионов рублей. Принципы нормативного финансирования сохраняются, и сэкономленные средства останутся в этих же школах. Депутат Тюменской городской Думы, заведующая объединенным детским садом №50 г. Тюмени Екатерина ВЕШКУРЦЕВА привела пример, что на деньги, сэкономленные при объединении семи детских садов был открыт логопедический и методический центр, приняты на работу два дополнительных психолога, на 20 процентов увеличена зарплата педагогическим работникам.

По словам Алексея Владимировича, предпосылкой для процесса оптимизации управленческого аппарата школ стал переход на электронный документооборот и автоматизация процессов, благодаря чему больше нет необходимости в таком количестве специалистов административного блока и финансово-экономических служб учебного заведения.

DSC00022

Глава областного департамента рассказал о вариантах реорганизации учебных заведений.

  1. К школам присоединяются детские сады в качестве дошкольных подразделений – такая практика реализуется в Тюмени с 2007 года.
  2. В сельской местности, где несколько юридических лиц – детских садов, имеющих по несколько групп дошкольников, эти детские сады объединяются в одно юридическое лицо.
  3. Объединение школ со школами, также практикующееся в Тюмени.

В свою очередь, последняя модель, вызвавшая столь мощный накал общественных страстей, может быть реализована по одному из трех ключевых сценариев.

  1. Объединение школ под эгидой ресурсных центров. В 2012 году указом губернатора ряду школ возвращена предметная специализация (физико-математическая, информационно-технологическая, гуманитарно-социальная). Теперь, когда в этих школах сформировались педагогические коллективы, эффектривно работающие в реализации программ углубленного обучения, настала возможность распространить опыт этих педагогов.
  2. В этом случает объединяются школы, являющиеся центрами социально-культурной деятельности микрорайонов. По линии департамента спорта и молодежной политики г. Тюмени реализуется три таких проекта, есть две школы, работающих в культурно-гуманитарном профиле, ресурс которых сегодня подлежит расширению на остальных детей и родителей.
  3. Объединяются окраинные школы, расположенные территориально близко друг от друга.
DSC00079

Алексей Райдер подчеркнул, что процедура реорганизации «никоим образом не связана с «дорожными картами» реализации Указов Президента». «Все построенные детские сады и школы не становятся самостоятельным юрлицом, а вводятся в эксплуатацию как учебный корпус уже существующего учреждения, – напоминает директор департамента. – Если с новыми зданиями это воспринимается нормально, не вызывает вопросов и протестов – почему тиражирование опыта на существующую сеть вызывает такой эмоциональный накал?»

Заместитель главы администрации г. Тюмени Вера СОЛОВЬЕВА добавила, что в городе реорганизовано 58 детских садов, открыто около тысячи дополнительных мест, и процесс укрупнения не остановить. «Развитие современных экономики и общества идет по пути интеграции, – подчеркнула Вера Константиновна. – Взаимодействие школ уже по факту сложилось, и директорский корпус давно готов к переменах. Родители, дети и педагоги никоим образом не пострадают».

DSC00127

Однако пострадавшие нашлись. Например, в некоторых детсадах значительно увеличилась нагрузка на педагогов: на одного воспитателя приходится по списку 40 детей, при этом одна нянечка работает на две группы. Такое количество воспитанников на одного педагога не способствует повышению качества образования, и таких условиях сложно контролировать каждого ребенка. «Забираешь вечером домой и радуешься, что живой», – жалуются родители.

«В этом году мой сын после окончания 9 класса пошел учиться в СПО от института инжиниринга и промышленных технологий ТюмГНГУ, – рассказывает Виктория ОРЕШНИКОВА, проживающая в пос. Боровский. – Мы не рассчитывали, что наше учебное заведение объединят с колледжем связи. И неправда, что на детях это не отразилось: занятия несколько раз в неделю заканчиваются в 19:00, а мой ребенок потом вынужден целый час ждать автобус на автовокзале. При слиянии нашим мнением никто не интересовался».

Председатель родительского комитета г. Тюмени Андрей ДОБРЫНИН, подтвердил, что в школе, где учатся его дети, родители заполняли анкету с мнением по поводу слияния школ – но это исключение лишь подтверждает правило «заговора директорского молчания». Были высказаны предположения, что это спровоцировано директорами, опасающимися потерять свое уютное кресло. Добрынин напомнил о случае в школе №66, когда в здание мимо охраны прошли посторонние люди в нетрезвом состоянии, привязались к ученице, подросток Максим заступился за нее и получил травму. «На первом же собрании директор школы сообщил родителям, что у Максима репутация забияки, – вспоминает Андрей Владимирович, и неудивительно, что он опять с кем-то подрался. А девочка – якобы знакомая этих ребят, которые именно к ней пришли. По версии директора охранники поступили правильно, всего лишь нажав на «тревожную кнопку», и большего от них не требовалось». Родители в шоке. Это отработанная реакция у директора, которого заботит только его место. Мнение общественности привычно игнорируется. Мы не хотим, чтобы она продолжала руководить школой, но снимать таких, как она, нужно сразу, а не под шумок реорганизации».

DSC00071

«Родительское сообщество поставили перед фактом месяц назад, – рассказывает Марина СМЕТАННИКОВА. – Сказали, что все решено, и от нас ничего не зависит. После уведомление о слиянии, я спросила, на основании каких нормативных документов это делается. Мне ответили, что никаких нормативных документов нет. У вас должны быть экономические расчеты, вот сейчас вы говорите о трех миллионах экономии – почему вы эти расчеты не предоставили школам? Дайте посмотреть, планы, сметы и цифры. Директору нашей школы №5 сказали: у тебя фантастические показатели, давай ты будешь директором двух школ и посмотрим, как справишься. Любовь Гнусарева (замдепартамента образования г. Тюмени – прим.ред.) все время говорит: поставим директора, а дальше его проблемы – не факт, что он останется на месте. Почему вы людей через колено ломаете? Это школа, а не ларек с мороженым».

«Директорам школ было направлено распоряжение обсудить предложение о реорганизации с общественным советом, попечительским советом школы, родителями, – комментирует руководитель пресс-службы главы администрации г. Тюмени Гульнара СИДОРКИНА. – Но почему-то некоторые из директоров не сочли нужным это сделать. По итогам обсуждения они направляли в департамент мнение по поводу целесообразности реорганизации и предлагали оптимальные способы ее осуществления. В случае, если руководство школы давало положительное заключение, формировались экономические расчеты и подписывалось распоряжение о начале слияния одной школы с другой».

В ходе дебатов «круглого стола» представители общественности были вынуждены признать многие выгоды преобразований. Но эти перемены к лучшему, неплохо задуманные «сверху», почему-то на местах реализуются с максимальным скандалом и провокацией сопротивления. Впрочем, «сопротивляться и возражать уже бесполезно, – отметила Ольга Ройтблат. – Все уже решено, процесс реорганизации будет продолжатся и наша с вами задача сделать его максимально безболезненным».

Ольга Ройтблат (слева) заверила, что при укрупнении никто из детей не пострадает

Уведомительный характер встречи еще раз подчеркнул Райдер, отметив, что администрация не принимает спонтанных решений, и никакие общественные обсуждения ни на что уже не повлияют.

Оксана ИСАЕВА,

фото автора

 

7 комментариев

  • Фото аватара Nikita SMIRNOV:

    Надо администрацию города подсократить. Человек до 100))) в обшей сложности.
    А часть функции на обл правительство перекинуть.
    Представляете, сколько сэкономить можно?

  • Фото аватара Долгожитель Хаты:

    “Алексей Райдер заявил, что правительство не принимает непродуманных решений”

    То, что братва продуманная, уже всему миру хорошо известно – не только у власти с 90-х остались, но и 17-й год, как держатся, 2-й год как кукурузят “кузькину мать” на весь мир…

    И я так понимаю, что хотят они не тратиться на образование наших сыновей не потому, что тюрьмы строить дешевле. А потому, что пушечное мясо срочно требуется для дальних рубежей, где его разрывать и закапывать будут в песок, чуть повыше нефтяных пластов (дешёвых, в отличии от сибирских-то). А, как известно, “умный в гору не пойдёт”.

    И вот тут я начинаю сомневаться в том, что рубежи такие уж дальние будут…. Да и сына в любом случае жалко. Я хотел, чтобы он творил светлое будущее для внуков, да и сам успел пожить в других измерениях… Да и делить им будет нечего, когда на 10 взрослых человек будет 5-7 детей. За 50 лет людей будет так катастрофически не хватать, что вместо них большинство работ будут выполнять роботы (это такие умные машины, но это я отдельно потом напишу).

    И для этого на школы денег жалеть не надо.
    Хорошо образованные люди ведь чем кардинально отличаются от малообразованных?
    Они значительно меньше плодятся. А тех, кого плодят, стараются хорошо обучить и воспитать.
    И это единственный выход для человечества мирным путём начинать уже сокращать количество буйного человеческого поголовья на планете.
    У образованных тоже амбиций хватает – но они хоть договариваться друг с другом умеют без кровопролитий….

    Ладно, работать надо… Но, очень надеюсь, что кто-то из продуманных почитает нас тут…. ну а вдруг? Люди-то они не совсем уж малограмотные. Да же ж?

Добавить комментарий

Войти с помощью: