Весна – летят на голову кирпичи. В Тюмени разрушаются дома  

В центре «лучшего города Земли», как любят называть Тюмень патриотичные горожане, в двухстах метрах от дома №2 по проезду Геологоразведчиков, где в марте 2016 года  обрушилась стена, находится еще один дом, терпящий бедствие – дом №6. У подъезда №6 лежат кирпичи, они падают с 5-го этажа уже на протяжении нескольких недель. Люди идут к подъезду и от подъезда, даже не догадываясь о смертельной угрозе. Ограждения нет. Его здесь некому установить. Ведь управляющей компании у дома №6 нет уже два месяц. За последние 2 года их сменилось здесь несколько штук. Пока я стояла у подъезда, в зоне опасности прошли 2 ребенка и одна взрослая женщина.

P1030103

P1030108

Дом проблемный. По словам жильцов, капитального ремонта в нем не было никогда. Он сдан в эксплуатацию в 1966 году – во времена развитого социализма СССР. Семья Домниных из квартиры №316 живет в этом доме  с тех пор. Именно в их квартире наблюдаются явные процессы разрушения: потолок провис, стена промерзла насквозь – что заметно даже по фотографиям. Фотоаппарат,  установленный на монопад (подставка для селфи), дает истинную картину разрушения стены на месте между крышей и оконным проёмом – откуда и падают кирпичи ко входу в подъезд №6.

кладка под крышей

На протяжении последних 5 лет время от времени жители дома №6 по улице Геологоразведчиков пишут жалобы: то в Жилищную инспекцию Тюменской области, то губернатору, то депутату Тюменской городской Думы по избирательному округу №11 Динару Абукину, то гаранту прав и свобод – президенту РФ. Ответы приходят однотипные: квартира ваша приватизирована,  следовательно – ремонт крыши, подвала, коммуникаций, подъезда – только за ваш счет, уважаемые жильцы. И ни слова про статью 21 Бюджетного Кодекса РФ – где в списке расходов бюджетов (разделах и подразделах и классификации Единых для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. – Прим.авт.) являются: наравне с общегосударственными вопросами (функционирование президента Российской Федерации и должностных лиц субъекта Российской Федерации и муниципального образования) в пункте 5 находим: жилищно-коммунальное хозяйство: жилищное хозяйство; коммунальное хозяйство; благоустройство.
Ежегодно на содержание жилого фонда деньги отчисляются из федерального бюджета России– в местные. Ежегодно на обследование (экспертизы) жилых домов, на предмет выявления признаков непригодности в домах для проживания и домов аварийных, подлежащих сносу, выделяются значительные средства в местных бюджетах муниципальных образований. Куда идут эти деньги? На что расходуются исполнительными органами местного самоуправления – остается только догадываться. Может неиспользованные они отправляются в премиальный фонд на “стимулирование” исполнительных органов власти?

При непрозрачности, и даже можно выразиться, тотальной скрытности этих исполнительных органов местного самоуправления (обусловленной отсутствием прямых выборов и неподотчетности населению) происходит губительный процесс – разрушения жилого фонда, создания невыносимых и явно вредных условия для здоровья и жизни людей, проживающих в непригодных для жизни домах.

Согласно данным собранным «Собрания жителей Тюмени по получению комфортного жилья взамен аварийного и непригодного для проживания» 29 января 2016 года , таких домов в городе несколько сотен.

Похоже ни депутаты, ни исполнительные органы местного самоуправления не торопятся решать главный – квартирный вопрос.
И, тогда его, по-своему, решают уже время и разруха: дома разваливаются окончательно, а жителям (всем, безотносительно – муниципального или частной собственности покупают для проживания новые квартиры). Злые языки говорят, что покупка происходит при явном удовольствии заинтересованных сторон (продавцов и покупателей – закупщиков из городской администрации). И возникает вполне резонный вопрос: так, ПОЧЕМУ органы местного самоуправления – из рук вон плохо исполняющие свои обязанности по содержанию и ремонту жилого фонда так радостно-обязательно исполняют работы по покупке нового жилья даже для владельцев приватизированных квартир?

Ответ содержится в подробнейшей и до сих пор актуальной статье Общероссийского общественного движения «За права Человека»- «Капремонт многоквартирных домов или История всероссийского обмана».

История вопроса

Оказывается, на заре перестройки в стране – 4 июля 1991 года в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике (РСФСР) был принят Закон № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР».

Статья 16. Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта в соответствии с нормами эксплуатации и ремонта жилищного фонда, осуществляется, как правило, после проведения наймодателем капитального ремонта. При согласии граждан за непроизведенный ремонт наймодателем может выплачиваться соответствующая компенсация.

В первоначальном тексте статьи 16 даже отсутствует коррупционная составляющая, дающая чиновнику право решать: ремонтировать или не ремонтировать дом. Приватизация после ремонта или выплачивай жителю стоимость этого ремонта.

Со сменой строя в государстве в статью внесли смягчающую поправку. Как бы для того, чтобы не ущемлять право граждан на приватизацию в зависимости от того, был или не был в доме капремонт.

Статья 16. Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда

Внимательно перечитаем статью закона статья 16 в редакции Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1 .

«…за наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда».

Государство тогда не отвернулось от граждан в вопросе капитального ремонта жилых домов. И из текста статьи 16 Закона очевидно, что государство гарантирует – не разово произвести, а производить!!! капремонт «в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда». Для большей ясности напомним эти нормы.

До сего дня еще руководствуются очень толковым документом, который принят еще в 1988 году¸- Ведомственными строительными нормами ВСН 58-88р «Положение об Организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденными приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 г. № 312, в котором четко расписаны сроки эксплуатации каждой из возможных инженерных коммуникаций в доме, а также сроки капитального ремонта в домах.

«Данный вопрос обсуждался на заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации 1 августа 2007 года и ответ на него утвержден и включен в Обзор судебной практики за 2 квартал 2007 года в следующей редакции. «Согласно ст. 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Из данной нормы следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательств».

Инициативная группа жителей московского района Якиманка подала в 2015 году иск о несоответствии федерального закона, который обязывает жильцов оплачивать капитальный ремонт, Конституции (документ находится в распоряжении газеты «Известия»). Истцы просят суд направить запрос в Конституционный суд, а также требуют (от правительства, которое выступает ответчиком по иску) приостановки действия закона до принятия решения КС.

Аргументация такова. Во-первых, взносы в фонд капремонта от одного собственника могут быть потрачены на ремонт других домов, к которым собственник не имеет никакого отношения. Это прямо указано в ч. 4 ст. 179 ЖК РФ. Иными словами, владелец квартиры несет бремя содержания не своего, а чужого имущества, хотя им даже не пользуется. А это противоречит ст. 210 ГК РФ. Фактически и юридически получается какая-то обязательная касса беспроцентных взаимных займов. При этом система не предусматривает никаких гарантий, что собственник, чье имущество отремонтировано на твои деньги, вернет их в фонд.

Во-вторых, капремонт по смыслу ч. 1 ст. 166 ЖК РФ включает в себя немалый список работ. Очевидно, что большинство из домов, включенных в программу, уже давно требовало тех работ, которые запланированы только сейчас. Даже до приватизации в них квартир.

И здесь есть любопытный момент. После приватизации за бывшим наймодателем сохраняется обязанность проводить капремонт (ст. 16 закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).

Самарские юристы подсказывают непростой, но элегантный способ решения этого вопроса:

Именно бывший собственник приватизированного жилья – муниципалитет или власть региона – должен нести расходы по взносам на такой капремонт. Именно с них фонду капремонта и следует требовать взносов, а не с граждан. В итоге мы видим, как бывшие собственники приватизированного жилья свою обязанность по капремонту намереваются выполнить за чужой счет.

Если вы стали обладателем приватизированного жилья и смелы в своих начинаниях, можете перестать платить или продолжать не платить в фонд капремонта. Взыщут с вас — выставьте счет бывшему собственнику (муниципалитету или региону – смотря кто у вас был).

Капремонта вряд ли будет взыскивать деньги с таких неплательщиков. Ведь в итоге платить придется учредителю фонда — региону, потому что у муниципалитетов денег не хватит.

Возвращаясь в Тюмень в дом №6 проезда Геологоразведчиков
Признаки разрушения есть и с фасадной, и с торцевой части здания.

P1030125

Даже на беглый взгляд видны признаки аварийности электрической проводки во всем доме.

P1030118

Чтобы избежать чрезвычайный происшествий: в доме №6 (пожаров, обвала крыши или стен, падения кирпичей на голову прохожим), прошу администрацию города Тюмени обратить внимание на жилой дом по указанному адресу:

– считать эту статью официальным заявлением, и перенаправить его по адресу – в структурные подразделения исполнительного органа, ответственные за жизнь и здоровье людей, проживающих в доме №6, за содержание жилого фонда;

– ввести оперативное управление жилым фондом в указанном доме;

– провести обследование и экспертизу за бюджетный счет;

– в ответном сообщении на мое заявление указать точный и полный алгоритм действий для жителей домов, имеющие явные признаки жилья, непригодного для жизни людей, присоединив образцы документов для заполнения;

– направить в редакцию PARK72.RU ответ Администрации города Тюмени на требование публичного мероприятия жителей города Тюмени об изменении порядка формирования состава межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции с целью обеспечения защиты прав и законных интересов граждан города Тюмени.

Лара НЕКРАСОВА

Примечание:

Согласно п.3 ст.5 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”:

«При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: …

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, …».

Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”:

«Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией».