Тигр и золотые пистолеты: разгром «клановой аристократии» в Дагестане

Безусловной сенсацией стала антикоррупционная зачистка в Дагестане. Представить себе ещё недавно, что в этой республике будут арестованы и премьер-министр, и другие высшие государственные чиновники, было, прямо скажем, невозможно.

Более того, не выдам большого секрета, если скажу, что бытовало и такое убеждение: против коррупции в Дагестане поделать ничего нельзя, так уж там всё устроено.

Тем не менее, была предпринята попытка доказать, что изменить ситуацию, всё же, возможно.

Абдусамат Гамидов. Кадр из оперативной съёмки ФСБ

В скромной спортивной куртке, в наручниках и в окружении сотрудников ФСБ – на кадрах оперативной съёмки – исполняющий обязанности председателя правительства Дагестана Абдусамат Гамидов.

Он и ещё несколько первых лиц республики задержаны: премьер, два его заместителя, министр образования – все они были отправлены спецрейсом в Москву.

Из Махачкалы под конвоем подозреваемых доставили сначала в Следственный комитет, а затем в Басманный суд столицы. Во время заседания некоторые из задержанных даже не скрывали своей улыбки, уверенные в своей безнаказанности.

Впрочем, настроение у дагестанских чиновников быстро испортилось, после того как судья отправил их под арест сроком на 2 месяца.

Абдусамат Гамидов в суде

В суде интересы Абдусамада Гамидова представляли сразу 5 адвокатов. Его и других высокопоставленных чиновников обвиняют в хищении бюджетных средств, выделенных на реализацию социальных программ.

В частности, покупка здания под детский сад в Буйнакском районе обошлась втрое дороже реальной стоимости. Вместо 12 миллионов рублей – почти 32 миллиона. В ходе реконструкции спецприёмника для нелегальных мигрантов похищены свыше 41 миллиона рублей.

Ещё 35 миллионов бюджет Дагестана лишился в результате махинаций при строительстве дорог и коммуникаций для горной турбазы «Орлиное гнездо». Общий ущерб – более 100 миллионов рублей.

Абдусамат Гамидов, Шамиль Исаев, Раюдин Юсуфов

В рамках расследования уголовного дела следователями была установлена причастность к совершению хищения путём мошенничества временно представляющего обязанности председателя правительства республики Дагестан Абдусамада Гамидова, временно исполняющих обязанности заместителей председателя правительства республики Дагестан Шамиля Исаева и Раюдина Юсуфова.

Судя по оперативной съёмке, задержанные чиновники жили на широкую ногу: роскошные дворцы, как в восточной сказке, высокие заборы и позолоченные купола. Внутри домов – мраморные лестницы, дорогие ковры, а также шкуры животных, чучело тигра и много, много оружия.

У бывшего премьера целый арсенал: боеприпасы, два автомата Калашникова, коллекция пистолетов «Беретта» и, главное, золотой ТТ; на рукоятке – инициалы Гамидова – ГАМ.

Тяга к оружию – это национальная особенность, а вот золотой пистолет – это показать своё превосходство. На Востоке – это бай, хан. И вот он хочет показать, что является таким носителем некой сакральной власти.

Что касается роскошных домов, разного антиквариата – это тоже непременный атрибут богатой и хорошей жизни в любом Северо-Кавказском регионе. Другое дело, какими способами эти средства собраны – явно, что нецелевыми. Регион дотационный, глубоко дотационный. Федеральный центр воспринимался как дойная корова. По-моему, силовики уже дали понять, что это далеко не так.

Дагестан один из самых бедных регионов в нашей стране. Его бюджет на 75% зависит от помощи государства, поэтому показная роскошь раздражает жителей.

Кроме эпатированных в Москву чиновников, из-за слишком большого числа нарушений при строительстве под арест взяли мэра и главного архитектора Махачкалы. Их обвиняют в превышении должностных полномочий. Ущерб от их действий составляет 80 миллионов рублей.

Владимир Васильев, врио главы Дагестана

Этим фактом возмущён временно исполняющий главы Дагестана Владимир Васильев:

«То, что будет строиться сейчас, предупреждаю, будет сноситься. Люди этого требуют. Беззакония больше не будет».

После задержания верхушки дагестанской власти Васильев отправил в отставку правительство республики. Новым премьером назначен бывший министр экономики Татарстана Артём Здунов.

Судя по всему, руководитель региона намерен не только обновить политическую элиту и ослабить влияние кланов, но и очистить республику от коррупции.

Эксперты говорят, что дагестанская элита научилась виртуозно осваивать бюджетные дотации. На республику из федеральной казны тратились десятки миллиардов рублей, причём с каждый годом всё больше. И при Рамазане Абдулатипове эти суммы только росли.

Объявлялась война коррупций, клановости, говорили, что Дагестан освободили от рабства – на деле всё было диаметрально противоположно, наоборот, ситуация усугублялась, долги республики очень сильно увеличились.

По мнению политологов, дагестанское дело возникло из совокупности причин. Во-первых, денег стало меньше, а республиканская элита умерить аппетиты не захотела. Во-вторых, антикоррупционная повестка накануне марта становится одной из главных – задача показать, что это не Навальный борется со взяточничеством, а Кремль.

Сейчас в условиях, когда президентская кампания выходит на финишную прямую, Кремлю, конечно, нужно демонстрировать, что борьба с коррупцией идёт, и она идёт, в том числе, на тех территориях, которые, будем говорить откровенно, в общественном мнении воспринимаются достаточно негативно, воспринимаются как чёрные бюджетные дыры.

Ещё одна возможная причина дагестанской операции – неприятности, возникшие у миллиардера Сулеймана Керимова. Политологи говорили о его беспрецедентном, ещё недавно, влиянии в регионе.

Оно ослабело в силу целого ряда причин, в том числе и тех, что связаны с проблемами господина Керимова в Европе, но процесс ослабления этого влияния начался раньше, и сегодня понятно, что Керимов уже не может адаптивно воздействовать на политический процесс в Дагестане.

У разгрома дагестанской элиты может быть ещё одно последствие –после президентских выборов может возникнуть необходимость в частичной смене кадров в федеральной системе власти. Владимир Васильев сможет получить довольно высокий пост как человек, победивший коррупцию в её логове…

Человек использует власть для обогащения – это достаточно распространённая классическая схема для восточной культуры. Взаимные услуги, включая определённые денежные подношения, входят в систему взаимоотношений.

Любое действие со стороны госслужащего, чиновника в Дагестане было платным, т.е. люди должны были платить за всё, и, безусловно, соответствующий сигнал поступил в федеральный центр.

В результате федеральный центр вполне логично заменил Рамазана Абдулатипова на Владимира Васильева. Это политико-управленческая модель, по которой работает сейчас Ингушетия – к власти пришёл силовик, который эту ситуацию будет сейчас исправлять – лечить, если хотите.

И, похоже, лечение началось. С конца января в Дагестане действует специальная комиссия из Москвы. По делу о хищении бюджетных средств прошли обыски в министерствах республики.

Сейчас вместо дагестанских подразделений ДПС за порядком на дорогах следят командированные из других регионов полицейские и сотрудники Росгвардии. Местным чиновникам запретили выезжать за границу.

Кроме того, в Махачкалу прибыл глава Следственного комитета Александр Бастрыкин.

То, что целый комплекс чиновников снимается, это неслучайно, потому что воровать одному из министров, когда все остальные не воруют, нереально. Поэтому, если сажают одного, то реально об этом знали, так или иначе, в этом участвовали многие люди. В этом смысле, действительно, систему надо чистить целиком.

В Кремле подчеркивают, что антикоррупционная кампания в Дагестане не связана с политикой. География борьбы с коррупцией достаточно широка.

В начале февраля Никита Белых стал первым российским губернатором, получившим срок за взятку. Бывшего главу Кировской области, который во время процесса успел даже жениться, приговорили к 8 годам строго режима.

Никита Белых

Бывший губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин настолько свыкся с жизнью в СИЗО, что даже во время оглашения приговора читал книгу. «Царя Сахалина», как его называли, приговорили к 13 годам колонии строгого режима и к штрафу в полмиллиарда рублей. Бывшие чиновники из команды Хорошавина также признаны виновными в получении взяток.

У нас сажают ведь не только за взятки. Посмотрите, что у нас происходит. У нас уголовные дела в отношении глав регионов, в том числе, расследуют и с позиции ст. 210 УК РФ «Организация преступного сообщества» – как раз было на Сахалине. Это новый подход. Там другие срока, другая ответственность, вплоть до пожизненного срока. И это правильно, потому что выкорчёвываются целые социально-экономические системы в результате преступной деятельности.

Разве любой чиновник-коррупционер не знает, что за воровство полагается тюрьма? Прекрасно знает. И не в первый раз за высокопоставленным чиновником пришли соответствующие органы. Я не думаю, что это какой-то для них сигнал. Наоборот, у меня есть другое ощущение, что человек, попадая на соответствующую должность в нынешней ситуации, считает, что он поскорее должен побольше наворовать, чтобы вовремя убежать куда-нибудь.

Впрочем, убежать от антикоррупционной операции в Дагестане уже вряд ли удастся – силовики перешли на усиленный режим несения службы,  а 10 февраля в Махачкалу прибыл генпрокурор России Юрий Чайка. Он представил кандидатуру нового прокурора республики Дениса Попова.

Виктор КОЛМОГОРОВ