Тюменская такса за сутки ареста – две с половиной “штуки”

Пятого марта Центральный районный суд города Тюмени признал экс-ректора Тюменского государственного института культуры Игоря Шишкина виновным в злоупотреблении должностными полномочиями (ч.1 ст.285 УК РФ). Дело рассматривалось в особом порядке по инициативе подсудимого и с согласия участников процесса. В последний момент прокуратура предъявила гражданский иск к обвиняемому о возмещении ущерба в пользу федерального бюджета в размере 1 048 840 рублей. Иск поддержали все стороны, и он был удовлетворен судом.

Согласно материалам уголовного дела, в стремлении соответствовать требованиям «майского» Указа Президента России Владимира Путина 2012 года бывший ректор Тюменского государственного института культуры Игорь Шишкин, используя своих подчиненных, в 2016-17 годах вносил недостоверные сведения в ежеквартальные отчеты о выполнении целевых показателей по достижению уровня средней зарплаты профессорско-преподавательского и педагогического составов. За что приказом министерства был поощрен на общую сумму в 1 млн. 48 тыс. 840 рублей.

Игорь Шишкин не стал давать комментарии по существу обвинения. В судебном заседании он признал вину, в прениях произнес: «Надеюсь на снисхождение», а последнем слове: «Нечего добавить».

C’est La Vie. Да и как повышать зарплату работникам во исполнения «майского» указа в виду ограниченности финансирования?!..

Но новому руководству института эти проблемы, уже, пожалуй, не грозят, поскольку после случая с Шишкиным размеры субсидирования института выросли в три раза.

В открытом судебном заседании были исследованы только те доказательства, о которых ходатайствовали стороны. Сторона обвинения огласила протокол обыска жилища обвиняемого, в ходе которого с участием сотрудников РУ ФСБ по Тюменской области были изъяты рубли, доллары и евро Игоря Шишкина на сумму почти равную сумме гражданского иска. По просьбе стороны защиты суд зачитал характеризующий материал на подсудимого от мало известных широкой публике персон и иных должностных лиц, некоторые из которых уже ныне не у дел или в опале. Такие сведения мало влияют на суд.

К примеру, в судебных заседаниях экс-главы «Роснано» Леонида Меламеда, обвинявшегося в хищении более 220 млн рублей, оглашение персонального благодарственного письма Президента России Владимира Путина не повлияло на изменение меры пресечения соратника Анатолия Чубайса. Да и близость экс-министра экономики Алексея Улюкаева к главе страны не избавила его от обвинительного приговора с реальным сроком лишения свободы.

Отдельно было уделено внимание обращению Игоря Шишкина, поданного в ходе предварительного следствия, в адрес уполномоченных лиц РУ ФСБ по Тюменской области о направлении изъятых у него денежных средств в счет погашения ущерба.

Уголовные дела последних лет Тамары Зыковой, Сергея Польянова, Юрия Алтынова и прочих чиновников, когда органы ФСБ занимаются не свойственном им деятельностью по выявлению и раскрытию должностных преступлений, говорят о ненадлежащем выполнении структурами МВД своих функций. Возможно, назначение Леонида Коломийца главным полицейским региона приведет местную полицию к дисциплине, поскольку новый генерал начал креативно призывать подчиненных к порядку.

Однако, сейчас сложившаяся практика деятельности органов госбезопасности вызывает опасения, что их методы работы будут сведены, хоть и к эффективным, подтвержденным историей и примером национального лидера, но обратимся к «беловоротничковым» приемам.

Тем не менее, федералы дают высокую оценку деятельности областного ФСБ и его руководителю Игорю Кочневу, поскольку антитеррористическая операция проведена под его руководством смело, решительно, ответственно. Такие качества ныне в большом дефиците. И, как утверждают инсайдеры, к сожалению, в марте месяце тюменцы расстанутся с боеспособным генералом госбезопасности Игорем Кочневым, которого с повышением переведут на более масштабный фронт работы. Ну, как говорится, большому кораблю – большое плавание. В добрый путь, Игорь Кочнев, хоть и не хочется, поскольку в Ваше отсутствие в регионе борьба с коррупцией вполне возможно полностью сойдёт к оккультным махинациям.

Но, вот только осадочек остался.

С советских времен научная сфера в роли падчерицы. И недостаток денежных средств, чаще на представительские расходы для ласкания ответственных должностных лиц во имя НТП, компенсировался за счет оформления «мертвых душ» по темам НИОКР или получения необоснованных премиальных, которые после кассы все сдавали казначею на «общее» дело. Как в дальнейшем казначей распоряжался деньгами, так это на его совести, но большей частью на ублажение проверяющих. Обычный чиновник становился винтиком порочной машины.

Автор не оправдывает руководство тюменских индустриального университета и института культуры за вмененные им преступления. Но, как провозгласил обвинительный приговор, что для «достижения цели наказания: восстановление социальной справедливости», – указанный принцип следует применять и к прочим «деятелям», а не избирательно.

Вот поэтому в последнем слове Игорь Шишкин и сказал с сожалением: «Нечего добавить». Такова жизнь. Как рулетка. На кого попадет, а кого-то пронесёт.

Ведь и в иных образовательных учреждениях Тюмени имеются подтвержденные документально факты правонарушений, схожих с деяниями Игоря Шишкина, и за аналогичные бы в иных регионах не избежали уголовного наказания. Однако в тюменской низменности при пребывании Владимира Владимирова на посту прокурора области эти лица не привлекались к уголовной ответственности.

Кстати, после дела Шишкина размеры субсидирования Тюменского государственного медицинского университета тоже увеличились в три раза.

Возможно, проводимая в настоящее время перестройка правоохранительной системы России приведет к позитивным результатам, пока кумовство вновь не захватит госаппарат.

Профилактика должностных преступлений начнётся с исправления принципов государственного управления и восстановления нравственно-моральных ценностей в обществе. Возможно, фиксирование понятия «Бог» в новой Конституции этому посодействует, ведь всё же начинается со слова, а только затем следует поступок.

Возвращаясь к «тюменской таксе за сутки ареста – две с половиной штуки».

В судебном заседании гособвинитель просил назначить Игорю Шишкину штраф в размере 75 тыс.рублей, и с учетом его содержания под стражей в порядке ст. 91 УПК РФ в течении 48 часов, и окончательно установить 70 тыс.рублей.

Суд своим приговором смягчил гнев прокуратуры и постановил штраф в размере 70 тыс.рублей, снизив требование стороны обвинения на пять тысяч рублей, и с учетом содержания 18 и 19 февраля 2019 года Шишкина под стражей в порядке ст. 91 УПК РФ, окончательно установил 65 тыс.рублей.

Аналогичный подход и в уголовном деле Тамары Зыковой.

Вот и получается, что государство оценивает сутки в СИЗО для человека в 2,5 тыс.рублей. Что относительно соразмерно согласно сложившейся судебной практике по делам о компенсации за незаконное ограничение свободы при расчёте сумм в зависимости от стражных дней. И к тому же, сопоставимо со средней заработной платой научных сотрудников государственной и муниципальной форм собственности по Тюменской области, которая согласно данным Управления госстата за 2019 год составляет 93199,6 рублей.

Однако, вряд ли найдутся желающие на такой источник выгоды. В Тюмени дураков нет.

Юрий РЯБЦЕВ,

фото автора