В Тюмени вышла уникальная книга о пионерах тюменской фотографии

Любая фотография, выхватывает из течения жизни один момент, и превращает его в вечность. По крайней мере, момент живет, пока живет его носитель, будь то бумага, или определенное количество пикселей. Сквозь время, различные перемены, революции и войны до нас дошли редчайшие образцы старой фотографии. Именно этому явлению посвящена книга краеведа Льва Боярского  «Пионеры тюменской фотографии. Становление фотографического дела в г. Тюмени в XIX- начале XX вв.», презентация которой состоялась 26 сентября в Тюменской областной научной библиотеке им. Д. И. Менделеева.

dscn3145_result

Данная книга является первым томом серии «История Тюменской фотографии». Выход книги приурочен сразу к нескольким датам, отмечаемым в 2016 году: 190 лет первой в истории фотографии; 180 лет со дня рождения (20 сентября) Константина Николаевича Высоцкого – первого тюменского фотографа и основателя фотоателье; 150 лет со дня открытия в Тюмени первого фотоателье;  120 лет кинематографа в Сибири (первый кинопоказ в Тюмени). Одной из целей книги было определение места тюменской фотографии в истории сибирской фотографии. И это место довольно значительно, ведь в Тюмень переезжали губернские фотографы, мастера из Омска и Томска. А также в книге говорится о первенстве Тюмени в сфере кинематографа — первый киносеанс в Сибири был проведён в Тюмени 1 декабря 1896 года. Вот что говорит о своей книге сам автор Лев Боярский, к сожалению, не пришедший на презентацию: «Ещё один немаловажный аспект, затронутый в книге — я рассматриваю, как люди в конце XIX – начале XX века приходили в профессию, становились фотографами — ведь не существовало ни школ, ни традиций — в основном, фотографами были самоучки, иногда из художников, учителей рисования (Высоцкий, Хапалов), иногда из преподавателей или чиновников, бывало – из аптекарей или парикмахеров. В Москве и Петербурге были фотографы-князья и фотографы-ямщики. Тюмень не отставала от столиц — сто лет назад появляются фотографы из дворян (Ляхмайер, Клюев) и из крестьян (Родионов, Маргин). Мне был интересен не только сословный, но и национальный аспект — среди всех малых предпринимателей владельцы фотоателье были самыми мобильными. А наиболее «мобильными из мобильных» были фотографы еврейского происхождения — например, некий Шмуль Вишняк за три года сменил три города по губернии. Были среди фотографов люди и других национальностей – например, я рассказываю в книге о первом фотографе Тюмени татарского происхождения Кариме Девишеве. Другое незаслуженно забытое имя — фотограф-любитель Фёдор Рычков, приказчик фотомагазина Соколовой. Девишев и Рычков были членами Русского фотографического общества». В процессе подготовки книги была проведена серьезная работа по восстановлению старых фотографий, в результате чего читатель сможет увидеть снимки в первозданном виде.

Старая фотография до и после восстановления

Как отметил раввин Тюменской синагоги и одновременно специалист по старой фотографии Игорь Варкин, «на сегодняшний день эта книга является наиболее четко разработанной информативной базой для исследования тюменской фотографии. То, что сделал автор, является новым уровнем. Все, что писалось об этом раньше, было либо в русле каких-то еще исследований, либо касалось только основных моментов. Здесь же Лев Боярский, как человек от науки, как человек музейный, создал труд, который может послужить интересным справочником».

Игорь Варкин

В книге 150 снимков, из них 120 предоставлено Музейным Комплексом им. И.Я. Словцова. 20 кадров опубликованы впервые (в основном, портреты). Издал этот уникальный труд Тюменский дом фотографии под непосредственным руководством издателя Сергея Фирцева.

Издатель Сергей Фирцев

Владимир РАЙШЕВ,

фото автора

dscn3158_result

dscn3142_result