Киновед Наталья Соколова о фильме-юбиляре «Легенда о Тиле»

«Мы идем туда, где еще нет свободы», — таковы были слова главного героя кинофильма «Легенда о Тиле» в одной из финальных его сцен. И действительно, из далеких средневековых Нидерландов история о народном герое Тиле Уленшпигеле в свое время дошла до России, где стала даже популярнее, чем на родине. Книга Шарля де Костера, полное название которой «Легенда о Тиле Уленшпигеле и Ламме Гудзаке, их приключениях — забавных, отважных и достославных во Фландрии и иных странах», имеет несколько переводов на русский и всегда пользовалась широким спросом как в детско-юношеской, так и во взрослой аудитории. Известный писатель, филолог, журналист и педагог Дмитрий Быков назвал именно это произведение своей любимой книгой. Не меньший резонанс вызвала советская экранизация шедевра Шарля де Костера, созданная режиссерами Александром Аловым и Владимиром Наумовым в 1976 году.

%d0%bb%d0%b5%d0%b3%d0%b5%d0%bd%d0%b4%d0%b0-%d0%be-%d1%82%d0%b8%d0%bb%d0%b5-%d0%b0%d1%84%d0%b8%d1%88%d0%b0

В этом году картина отмечает свой 40-летний юбилей, и именно ей была посвящена открытая лекция профессионального киноведа Натальи Соколовой, состоявшаяся 26 октября в читальном зале научной библиотеки Тюменского государственного института культуры. Отметим, что данное мероприятие является частью большого культурно-образовательный проект «Летопись самых значимых событий истории российского кино», который стартовал 27 января 2016 года.

Наталья Соколова

«Если говорить об изобразительном ряде этого фильма, то не Шарль де Костер вдохновил создателей киноленты, а работы известного нидерландского живописца Питера Брейгеля Старшего, который жил во Фландрии и был современником событий романа. В первую очередь, это картина «Притча о слепых». Образ слепых проходит через весь фильм в самые ключевые моменты. Также настроение фильма создает картина Брейгеля «Триумф смерти», — отметила Наталья Соколова.

Картина Питера Брейгеля Старшего “Притча о слепых”

«Тема Тиля Уленшпигеля пришла к Николаю Каретникову задолго до того, как его пригласили Алов и Наумов писать музыку к своему фильму. В середине 60-х годов Каретников задумал написать оперу о Тиле Уленшпигеле и работал над ней 20 лет. Опера была закончена только в 1985 году. В фильме «Легенда о Тиле» две трети музыки написана Каретниковым, и очень органично вплетена музыка Вивальди», — рассказала Наталья Павловна о происхождении саундтрека фильма.

Кинолента «Легенда о Тиле» удивительным образом соединила в себе сюжет Шарля де Костера, живопись Брейгеля, музыку Каретникова и Вивальди, а также работу таких гениальных актеров, как Евгений Леонов, Михаил Ульянов, Наталья Белохвостикова, Анатолий Солоницын, Иннокентий Смоктуновский, Евгений Евстигнеев. Полный общепонятных символов, аллюзий на библейские сюжеты, обличений современных проблем, фильм Алова и Наумова покорил умы и сердца советских зрителей, да и трогает современного зрителя неизменной бесконечно повторяющейся правдой о судьбах народов и каждого человека в отдельности. «Несмотря на то, что первый раз я посмотрела этот фильм почти сорок лет назад, я прекрасно помню те впечатления и эмоции, которые у меня в то время были. Я полгода жила под впечатлением этого фильма, и даже разговаривала и двигалась так, как это делала Неле в исполнении неповторимой Белохвостиковой», — поделилась своими давними впечатлениями Наталья Соколова.

В дальнейшем ожидаются открытые лекции еще о двух фильмах, которые заключают проект «Летопись самых значимых событий истории российского кино» в этом году — это фильм Никиты Михалкова «Раба любви» и «Андрей Рублев» Андрея Тарковского.

Владимир РАЙШЕВ,

фото автора