«Мы идем туда, где еще нет свободы», — таковы были слова главного героя кинофильма «Легенда о Тиле» в одной из финальных его сцен. И действительно, из далеких средневековых Нидерландов история о народном герое Тиле Уленшпигеле в свое время дошла до России, где стала даже популярнее, чем на родине. Книга Шарля де Костера, полное название которой «Легенда о Тиле Уленшпигеле и Ламме Гудзаке, их приключениях — забавных, отважных и достославных во Фландрии и иных странах», имеет несколько переводов на русский и всегда пользовалась широким спросом как в детско-юношеской, так и во взрослой аудитории. Известный писатель, филолог, журналист и педагог Дмитрий Быков назвал именно это произведение своей любимой книгой. Не меньший резонанс вызвала советская экранизация шедевра Шарля де Костера, созданная режиссерами Александром Аловым и Владимиром Наумовым в 1976 году.
В этом году картина отмечает свой 40-летний юбилей, и именно ей была посвящена открытая лекция профессионального киноведа Натальи Соколовой, состоявшаяся 26 октября в читальном зале научной библиотеки Тюменского государственного института культуры. Отметим, что данное мероприятие является частью большого культурно-образовательный проект «Летопись самых значимых событий истории российского кино», который стартовал 27 января 2016 года.
«Если говорить об изобразительном ряде этого фильма, то не Шарль де Костер вдохновил создателей киноленты, а работы известного нидерландского живописца Питера Брейгеля Старшего, который жил во Фландрии и был современником событий романа. В первую очередь, это картина «Притча о слепых». Образ слепых проходит через весь фильм в самые ключевые моменты. Также настроение фильма создает картина Брейгеля «Триумф смерти», — отметила Наталья Соколова.
«Тема Тиля Уленшпигеля пришла к Николаю Каретникову задолго до того, как его пригласили Алов и Наумов писать музыку к своему фильму. В середине 60-х годов Каретников задумал написать оперу о Тиле Уленшпигеле и работал над ней 20 лет. Опера была закончена только в 1985 году. В фильме «Легенда о Тиле» две трети музыки написана Каретниковым, и очень органично вплетена музыка Вивальди», — рассказала Наталья Павловна о происхождении саундтрека фильма.
Кинолента «Легенда о Тиле» удивительным образом соединила в себе сюжет Шарля де Костера, живопись Брейгеля, музыку Каретникова и Вивальди, а также работу таких гениальных актеров, как Евгений Леонов, Михаил Ульянов, Наталья Белохвостикова, Анатолий Солоницын, Иннокентий Смоктуновский, Евгений Евстигнеев. Полный общепонятных символов, аллюзий на библейские сюжеты, обличений современных проблем, фильм Алова и Наумова покорил умы и сердца советских зрителей, да и трогает современного зрителя неизменной бесконечно повторяющейся правдой о судьбах народов и каждого человека в отдельности. «Несмотря на то, что первый раз я посмотрела этот фильм почти сорок лет назад, я прекрасно помню те впечатления и эмоции, которые у меня в то время были. Я полгода жила под впечатлением этого фильма, и даже разговаривала и двигалась так, как это делала Неле в исполнении неповторимой Белохвостиковой», — поделилась своими давними впечатлениями Наталья Соколова.
В дальнейшем ожидаются открытые лекции еще о двух фильмах, которые заключают проект «Летопись самых значимых событий истории российского кино» в этом году — это фильм Никиты Михалкова «Раба любви» и «Андрей Рублев» Андрея Тарковского.
Владимир РАЙШЕВ,
фото автора