Музей ИЗО в Тюмени: чиновники то картины вынесут, то шедевры к грибку отправят

Вот вам на выбор: полотна мастеров или визуальные проекции «ура-патриотического» содержания? Думается, каждый здравомыслящий человек выберет шедевры. Но реальность убеждает нас в обратном. Большое желание чиновников выслужиться ставит под угрозу тысячи великолепных образцов живописи, скульптуры, народных ремёсел. В цепи событий, о которых пойдет речь в этой статье, напрямую высветились истинные приоритеты и ценности людей, которые принимают решения. Причем такой сценарий вряд ли мог быть осуществлен в любой другой стране, считающей себя цивилизованной. Вот неприкрытая правда нашего времени: для истории моей страны не нужны памятники, нужны видимости, «потемкинские деревни», выполненные самыми современными видеосредствами.

В этом году у Тюменского музея изобразительных искусств (музея ИЗО) юбилей. В сентябре 1957 года двери областной картинной галереи были впервые открыты для посетителей. Учредителем выступило Министерство культуры СССР, откликаясь на инициативу тюменцев. За шесть десятилетий музей скомплектовал уникальные коллекции русского, западноевропейского, отечественного искусства. Но и сейчас этот «Дом муз», как называли музеи древние греки, как и 60 лет назад, не имеет возможности и площадей, чтобы показать свои коллекции в полном объеме (в постоянной экспозиции – не более 5 %). Но весьма оригинальный способ выбрали высокопоставленные сотрудники Правительства Тюменской области для празднования юбилея музея ИЗО. Росчерком пера они решили переселить музей со всеми фондами в здание краеведческого музея. Приказ: перенести фонды (16 тысяч экземпляров произведений искусства) до 1 февраля. И никого не интересует, что здание по адресу Советская, 63 проектировалось именно под краеведческий музей 24 года назад, а за это время фонды краеведов пополнились в два раза. Не интересует департамент культуры и тот факт, что в здании нет помещений, подходящих под хранение крупногабаритных объектов искусства. Качество «долгостроя» у чиновников тоже не вызывает опасений, несмотря на следы протекания крыши и оформление стен хранилищ керамической плиткой, что запрещено делать в помещениях для музея. Как сказала на встрече с музейщиками заместитель губернатора Тюменской области Наталья Шевчик, «Если бы вы знали, сколько я недостатков нахожу в любом объекте, который сдается в социальной сфере!». Кроме того, чиновников не беспокоит и отсутствие разрешения в виде приказа Министерства культуры РФ. Ведь больше 60% экспонатов относится к федеральной собственности. Согласно статье 14 ФЗ №54 «О Музейном фонде и музеях в Российской Федерации», «в федеральной собственности находятся музейные предметы и музейные коллекции, которые находились в федеральной собственности (собственности бывшего СССР и бывшей РСФСР) до мая 1996 года». Статья 1 ФЗ №54: «Правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие отношения настоящего Федерального закона, не могут противоречить настоящему Федеральному закону». Фактическое слияние двух музеев первой категории не может быть осуществлено приказом органов исполнительной власти Тюменской области.
Около 40 лет Тюменская картинная галерея, а затем созданный на ее базе музей ИЗО располагались в Доме политпросвета на ул.Орджоникидзе, 47. При строительстве здания в 1969 году специально для картинной галереи были спроектированы два этажа. В 2007 году тюменский архитектор В.Д. Станкевский, автор здания политпросвета, разработал проект реконструкции этого здания под музей с учетом расширения экспозиционных залов. Но до реконструкции и ремонта руки у властей так и не дошли. Большие выставочные площади в разное время были отданы различным структурам. Как всегда в таких случаях, представители власти уверяли, что это временно. Два этажа правого крыла здания отдали Институту культуры и искусства, третий этаж там же – Центру ремесел и промыслов. Под фондохранилище коллекции дерева краеведческого музея выделили без согласия музея ИЗО огромный актовый зал на третьем этаже. В настоящее время все выставки и фонды музея размещены на площади 1600 кв. м. Приказ по департаменту культуры – срочно перевезти все имущество, предлагаемая площадь в здании на ул. Советской – 800 кв. м.
Сотрудники музея ждали обещанного ремонта уже много лет. Они рассчитывали, что после реконструкции смогут показать настоящие сокровища из фондов музея тюменцам. Но эти планам не суждено было сбыться. Управленцам от культуры здание понадобилось под «жемчужину» современной российской пропаганды – мультимедийную выставку «Россия – моя история».

Хочется сразу отметить, что заявления чиновников в статье на Ura.ru не подкрепляются фактами. Копии приказов, имеющиеся у меня, говорят как раз об обратном. Музей ИЗО намеренно выселяют в «новое» здание-долгострой на улице Советской, чтобы очистить площадку для «шедевра» в области создания иллюзий. А условия на Советской таковы, что, судя по представленным фотографиям, сотрудники музея ИЗО правы – они представляют угрозу для существования музея и сохранности его коллекций. На внутренних стенах здания влажные подтёки (из-за прохудившейся крыши?), на стенах керамическая плитка; нет оборудования ни для хранения, ни для экспозиций; нет помещений для хранения крупногабаритных экспонатов коллекций живописи, скульптуры, народного искусства; во многих помещениях отсутствует система кондиционирования (вместо неё установлена приточно-вытяжная вентиляция, не оборудованная парогенераторами для доувлажнения). Всё перечисленное уже является прямым нарушением 12 пунктов «Единых правил организации формирования, учета, сохранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в музеях Российской Федерации» (инструкция утверждена приказом Минкультуры РФ от 8 декабря 2009 г. № 842).

Пункт 36.1 четко указывает: к основным внешним причинам разрушения музейных предметов относятся нарушение норм температуры и влажности; повышенная влажность; засорение воздуха пылью; небрежное обращение с предметом, ведущее к механическим повреждениям; биологические вредители. На стенах здания на ул. Советской есть признаки грибковых поражений.

Хронология развития событий

7 декабря 2016 г. директор Музейного комплекса им. Словцова Елена Усольцева на общем собрании поставила коллектив перед фактом: фонды музея изобразительных искусств будут в ближайшее время перемещены в здание Музейного комплекса.

8 декабря сотрудники музея ИЗО получили от Усольцевой копию приказа и техническое задание на предоставление материалов для разработки экспозиций мультимедийного исторического парка «Россия – моя история» в здании на Орджоникидзе, 47.

12 декабря коллектив музея ИЗО обратился с письмом к губернатору Тюменской области В.В. Якушеву с криком о помощи, просьбой о встрече. Копии обращения были направлены заместителю губернатора Н.А. Шевчик и директору областного департамента культуры В.Л. Новакаускасу.

20 декабря Новакаускас подтвердил информацию о намерениях департамента создать объединение музеев Тюменской области и о планах переноса музея ИЗО на улицу Советскую.

12 января 2017 г. все сотрудники Музейного комплекса получили уведомление, подписанное директором Е.Г. Усольцевой, о том, что в связи с распоряжением Правительства Тюменской области от 08.12.2016 г. Музейный комплекс им. И.Я. Словцова, Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник, Ялуторовский музейный комплекс будут реорганизованы в форме слияния в государственное автономное учреждение культуры Тюменской области «Тюменское музейно-просветительское объединение».

13 января 2017 г. вышел приказ директора Музейного комплекса Усольцевой начать подготовку к перемещению всех фондов музея ИЗО в новое здание на ул. Советской.

25 января состоялась встреча сотрудников музея изобразительных искусств с заместителем губернатора Н.А. Шевчик. Она заявила, что правительством области принято окончательное решение: фонды музея будут перемещены в здание музейного комплекса на Советской; в здании по ул.Орджоникидзе, 47 будет создан мультимедийный парк «Россия – моя история»; музеи юга области начинают свою деятельность в рамках нового музейно-просветительского объединения.

На возражения о недопустимых условиях для хранения национальных богатств в новом здании Наталья Александровна ответила: «Решения все приняты. Мы вышли на финишную прямую». Фотографии из здания-долгостроя музейного комплекса им.И.Я.Словцова на ул.Советской выполнены несколько дней назад:
  

Семь сотрудников музея, среди которых искусствоведы, музееведы, остепененные специалисты (доктор искусствоведения), обвинялись в инертности, некомпетентности, в отсутствии профессионального развития, в технической неграмотности, в саботаже.

На переезд Шевчик дала музею ИЗО пять дней – до 1 февраля. В случае неподчинения угрожала увольнением. Переезд, по ее словам, должен состояться даже при отсутствии упаковки, оборудованных помещений, рабочей силы. Предлагаю читателям ознакомиться с пунктами 61 и 62 «Единых правил организации формирования, учета, сохранения и использования музейных предметов Министерства культуры», определяющих порядок транспортировки художественных ценностей. Сотрудники музея подсчитали и составили смету – только на подготовку к транспортировке и переезд по всем правилам необходимо более 11 млн рублей.

Как следует из записи беседы, ради переезда музея госпожа Шевчик была готова на эти выходные привлечь к работам рядовых сотрудников департаментов социального блока правительства. Наталья Александровна говорила, что лично со своей командой, работая даже по ночам, она перевезёт фонды. Полная запись беседы есть в редакции, а в следующем видеоматериале несколько цитат из полуторачасовой «обработки» сотрудников музея ИЗО.

«Ходилки», «мочилки»

Здесь стоит отметить, что должного уважения к работе сотрудников музеев у заместителя губернатора Н.А. Шевчик не наблюдается уже давно. Чтобы не быть голословными, приведем в следующем видеоматериале еще несколько характерных цитат из записи встречи Натальи Александровны с молодыми сотрудниками тюменских музеев. Встреча состоялась в октябре 2016 года. Общие «ЦУ» те же: хватит быть нахлебниками, зарабатывайте и подчиняйтесь командам сверху. Причем, согласно действующей редакции Федерального закона №54 «О Музейном фонде и музеях в Российской Федерации», музеи, в соответствии со своими учредительными документами, могут осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Цели же прекрасны: сбор, изучение, хранение и экспонированием предметов – памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительская и популяризаторская деятельность. Статья 5 закона: Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, являются неотъемлемой частью культурного наследия народов Российской Федерации.
Имущественные и неимущественные права и обязанности, а также государственный контроль в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав фонда, осуществляет Министерство культуры РФ.

26 января 2017 сотрудники музея изобразительных искусств написали на имя директора музейного комплекса Е.Г. Усольцевой ещё одну служебную записку, где говорилось о невозможности перевоза фондов и необходимости выделить упаковочные материалы. Сотрудники музея, являющиеся хранителями 16 художественных коллекций, указывают, что в фондах сейчас насчитывается 16 тысяч музейных предметов, стоимость которых по примерной оценке составляет более 145,75 млрд рублей. Более 60 процентов музейных предметов являются федеральной собственностью.

В минувшую пятницу несколько сотрудников музея ИЗО направили официальные заявления генеральному прокурору РФ Юрию Чайке и прокурору Тюменской области Владимиру Владимирову. Они просят принять меры «по поводу экстренной ситуации, связанной с грубым нарушением действующего законодательства о музейном фонде и музеях и ставящей под угрозу само существование музея и сохранность его коллекций». Просят провести экспертизу документов и решений, связанных с темой экстренного переезда на предмет соответствия их законодательным и нормативным актам.

Еще одно письмо было направлено в Министерство культуры РФ, осуществляющее государственный контроль в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав фонда.

Директор Музейного комплекса им. И.Я. Словцова Е.Г. Усольцева уклонилась сегодня от беседы со мной, сослалась на занятость. Из неофициальных источников поступила информация, что в минувшую пятницу после бесед с кураторами из правительства региона она написала заявление об увольнении.

В Департаменте культуры Тюменской области мне эту информацию не подтвердили, отправили к Усольцевой. Помощница директора департамента Новокаускаса Екатерина (фамилию назвать отказалась) сказала мне, что никакого приказа о переезде за 5 дней до 1 февраля не было. Что строители сейчас доводят помещения до норм. О мульмедийном проекте «Россия — моя история» говорить отказалась, сказала про это проект музея ИЗО!

Председатель тюменского отделения Союза художников России Александр Новик сказал мне, что обеспокоен ситуацией, но у него еще мало информации для принятия решений, потому он будет искать встречи с директором департамента культуры Новокаускасом. Тревоги художников обоснованы, потому что музей ИЗО является единственной площадкой для проведения выставок деятелей изобразительного и прикладного видов искусств.

Напомню: в октябре 2015 года директор Департамента культуры Тюменской области Юлия Шакурская (ныне директор Концертно-театрального объединения Тюменской области) вместе с директором Музейного комплекса им. И.Я. Словцова Натальей Хвостанцевой вынесли с выставки музея ИЗО две картины члена Союза художников России Юрия Рыбьякова. Задним числом картины были приобретены у автора после публикации информации об этом происшествии на PARK72.RU.

Для справки:
С 2008 года музей ИЗО входит в структуру Музейного комплекса им. И.Я. Словцова, образованного по решению Правительства Тюменской области в результате принудительного объединения двух разнопрофильных музеев – изобразительных искусств и краеведческого. Еще накануне той реорганизации коллектив музея изобразительных искусств неоднократно высказывал опасения и обращался в инстанции самых различных уровней, предостерегая о возможности утраты самостоятельности двух областных музеев первой категории. Во всех официальных ответах говорилось: реорганизация направлена на создание оптимальных условий для хранения и экспонирования музейных фондов при сохранении профиля работы каждого музея. Однако до сих пор сохранение самостоятельной специфики профиля музея изобразительных искусств в значительной степени обеспечивалась местонахождением музея в отдельном здании – бывшем Доме политпросвещения.

Коллекции краеведческого музея Тюмени располагаются в разных зданиях города, включая Спасскую церковь.
По предварительной информации, новое здание на ул. Советской,63 еще не введено в эксплуатацию, используется лишь частично: там находится администрация Музейного комплекса. Недавно, говорят, туда перевезли часть фондов краеведческого музея и они хранятся там в таких неподобающих условиях.

О коллекциях музея ИЗО

Коллекция «Русское искусство XVIII – начала XX в.» — одна из лучших в Урало-Сибирском регионе.
Раздел «XVIII век» включает работы таких известных художников, как А. Матвеев, П. Ротари, В.Л. Боровиковский и Ф.С. Рокотов.
Уникальные экспонаты начала XIX в. – работы К.П. Брюллова, А.Г. Венецианова, В.А. Тропинина и М.Н. Воробьева, а также пейзажи Г.Г. и Н.Г. Чернецовых, натюрморты И.Ф. Хруцкого и этюд Ф.А. Бруни.
Собрание русского искусства второй половины XIX в. включает произведения И.И. Шишкина, А.К. Саврасова, В.Д. Поленова, И.К. Айвазовского, И.Е. Репина, Б.М. Кустодиева.
В коллекции также представлены все живописные направления русского искусства рубежа веков – реализм, салон, символизм и модерн; основные творческие объединения – «Мир искусства» (работы К.А. Сомова, А.Я. Головина, З.Е. Серебряковой), «Союз русских художников» (работы С.Ю. Жуковского, С.А. Виноградова, А.Е. Архипова), «Бубновый валет» (работы А.В. Куприна и Р.Р. Фалька) и беспредметное искусство (полотно В.В. Кандинского).
Уникальными являются коллекции, связанные с художественной культурой и искусством края: «Сибирская икона», «Тобольская резная кость», «Тюменский народный ковер», «Традиционное народное искусство Тюменской области», «Традиционное искусство народов Севера», «Художники Тобольской губернии. XVIII – начала XX в.» (основа – моно-коллекция «Сибирского Хогарта» – талантливого живописца, графика, карикатуриста второй половины XIX века И.А. Калганова), «Художники Тюмени ХХ – начала ХХI вв.».
Таких уникальных коллекций сибирских промыслов по качеству и объему в других музеях больше нет, а коллекции «Архитектурный декор Тюмени», «Тюменский народный ковер», «Тобольская резная кость» –! Это визитная карточка и гордость нашего региона.

Приказы
  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото с обложки — здание-долгострой для тюменского краеведческого музея, ул.Советская,63

Лара НЕКРАСОВА

0

Развитие событий

30.01.2017 Этот материал
4 дня спустя Шедевры Музея ИЗО Тюмени увозят на строительную площадку? «Владимир Владимирович, не допустите уничтожения музейных фондов»
2 недели спустя Авральный вывоз предметов искусства из Музея ИЗО в Тюмени. Пахнет вандализмом
2 месяца спустя Прокуратура Тюменской области: нарушения закона по экспонатам Музея ИЗО надо устранять
3 месяца спустя Музей ИЗО Тюмени. Пятая серия: картины портятся, хранителей выгнали, виновные правят бал
3 месяца спустя Министерство культуры РФ: перемещение коллекций Музея ИЗО в Тюмени проводилось незаконно