Музей ИЗО Тюмени: выставка, которой не будет. Аристарх Лентулов

7 февраля 2017 года в тюменском Музее изобразительных искусств (на ул. Орджоникидзе, 47) должна была открыться выставка «Аристарх Лентулов: диалог со временем», посвящённая 135-летию со дня рождения этого знаменитого художника, мастера русского авангарда. Но выставки этой, как и многих других, не будет: музей ликвидируется, фонды вывозятся… 1 февраля новый директор Музейного комплекса им. И.Я. Словцова Светлана Сидорова приказала разобрать выставку тюменских современных художников «Двое», она была открыта для посетителей всего три дня.

Знаете ли вы, как рождается художественная выставка? Сначала появляется замысел. Знание истории искусств, владение конкретным материалом, умение увидеть его в определённом контексте, соединить его в целостный ансамбль — это только необходимое начало. Это то, из чего выставка будет состоять, о чём вам, зритель, будет рассказывать экскурсовод. Далее — создание экспозиции. То пространство, в котором вы окажетесь, и где вас будут окружать произведения искусства. Почувствуете гармонию или дискомфорт, желание остаться в этом пространстве или поскорее покинуть его, в зависимости от того, создано для зрителя живое «говорящее» окружение, или просто интерьер по типу художественного магазина. Всё это делает искусствовед — куратор выставки. Он же создаёт методическое пособие для экскурсоводов. Дальше — техническая работа. Дизайнер выполняет афишу и этикетки, что тоже процесс творческий и неоднозначный. Группа сотрудников в содружестве с куратором осуществляет монтаж. Художник-реставратор устраняет мелкие дефекты оформления. Добро пожаловать, зритель!

А теперь о выставке, на которой никто уже не побывает. Всё, о чём говорилось выше, было сделано. Небольшой зал на третьем этаже Музея изобразительных искусств Тюмени простоял в ожидании открытия всего один день, и готовая уже выставка была разобрана. Открытия не случится… И дело совсем не в том, что к ней готовились, что она была плановая, что организаторы выставки не получили извинений: скрытая от непосвящённых творческая работа музейщика приносит ему радость и для него самого напрасной не бывает. Дело даже не в том, что большому мастеру – Аристарху Лентулову не оказана должная честь: его искусство создало ему славу. Дело в том, что само закрытие уже готовой выставки — акт пренебрежения ко всем нам.

В работах Аристарха Лентулова того периода творчества — смелая авангардистская кисть по-новому заговорила в рамках изменившегося миропонимания художника. «Синтетический реализм».

Уже не расскажут о «Бубновом валете» и его современных последователях. Вам не объяснят на нормальном человеческом языке всю эту «искусствоведческую заумь» так, чтобы вы спокойно и осознанно смогли положить эти знания в копилку своего эстетического опыта.

А ещё вам не поведают о странном и никогда не существовавшем на самом деле здании в пейзаже Лентулова «Туапсе» и о том, как оно связано с известным промышленником Перцовым и его знаменитым «Домом» в Москве.

Вы не познакомитесь с таинственным «Молодым человеком», не узнаете о судьбе «Звонницы» на полотне Германа Фёдорова. Не прочтёте письма профессора «Н.Н.Н», адресованного вдове художника Роберта Фалька, не поймёте, как со всем этим связан французский гений Поль Сезанн. Не создадите коллаж в стиле раннего Лентулова, не примете участия в шахматном турнире, не услышите в живом исполнении музыки Аренского и Хиндемита. Этого не случится потому, что музей ИЗО ликвидируется и фонды вывозятся прочь (в здание-недострой, не прошедшее процедуры госприёмки. — Прим. авт.).

Ранее на эту тему: Шедевры Музея ИЗО Тюмени увозят на строительную площадку? «Владимир Владимирович, не допустите уничтожения музейных фондов» 

Для справки:
Аристарх Лентулов родился 16 января 1882 года в Пензенской губернии (село Черная Пятина). Его отец был сельским священником. Лентулов поступает в Пензенское художественное училище. Продолжать образование он будет в Киевском художественном училище. Тяжелое материальное положение вынуждало начинающего художника постоянно искать подработку: уроки, заказы. Его увлекала творческая манера Малявина и Врубеля. В 1908 году он пишет картину «Портрет четырех». В его работах все чаще преобладает оттенок «крап-роза» в сочетании с цветом «поль-веронез». С годами творческая манера Лентулова становится все более экспрессивной. Обучение художественному мастерству Лентулов продолжит в Париже, где в 1910 году художник поступит в Академию живописи Ла Палетт. Здесь он знакомится с Ж. Метсенже, А. Глезом, которые развивали идеи кубизма. В это время полотна Лентулова представляют собой несколько плоскостей, отличающихся яркой окраской («Звон», «Москва», «Василий Блаженный»). В двадцатые годы XX века Лентулов становится председателем Общества московских художников, работает над натюрмортами, портретами, пейзажами («Овощи», «Закат на Волге»). Уделяет много внимания работе над оформлением театральных постановок (опера «Демон», спектакль «Испанский художник»). Творческую деятельность Лентулов всегда совмещал с активной преподавательской работой в Московском художественном институте и Вхутемасе-Вхутеине. Художник умер в Москве 15 апреля 1943 года.

Екатерина ФИЛИМОНОВА,
Лара НЕКРАСОВА,
фото работ Аристарха ЛЕНТУЛОВА из коллекции Музея ИЗО в Тюмени к выставке «Аристарх Лентулов: диалог со временем»

0