Официальный портал органов государственной власти  Тюмень наш дом  Афиша КТО
Главная / Культура / Авральный вывоз предметов искусства из Музея ИЗО в Тюмени. Пахнет вандализмом

Авральный вывоз предметов искусства из Музея ИЗО в Тюмени. Пахнет вандализмом

Всю первую декаду февраля 2017 года под руководством директора Музейного комплекса имени  И.Я. Словцова Светланы Сидоровой шел процесс перевозки картин и предметов большой художественной ценности. В Тюмени стояли морозы – минус 30 градусов. Увозили в недострой – в здание, не имеющее Акта государственной приёмки, не принятого в эксплуатацию. Теперь мне это доподлинно известно. Убедили меня в этом вчера лично Светлана Сидорова и директор департамента культуры Тюменской области Виктор Новокаускас. 

Увозили предметы искусства грузовиками из музея в здание на улице Советской в дом 63, в простых ящиках, даже без крышек, без маркировки.

Набили так фонды недостроя на Советской,63, что стоят произведения искусства упакованные в плотную бумагу и целлофан, плотно прижатые друг к другу в ящиках.

По словам искусствоведа, доктора наук Натальи Сезёвой: «Конечно, картины не должны храниться в упаковке больше недели, – это органика, она отсыревает и разваливается, не жалея ни северную кость, ни художественные полотна, ни дерево, ни сибирские уникальные ковры, ни текстиль. Это приведёт к потере экспонатов. В запакованном виде они могут храниться так не больше недели». Неделя уже ПРОШЛА!

В минувшую пятницу на всё это беспредельное безобразие со слезами взирали на Советской, 63 искусствовед Елена Козлова-Афанасьева и общественный активист Татьяна Леонгард.

На представленных ими фото – помещения временных фондохранилищ на ул. Советской для коллекций Музея ИЗО. Очевидное текущее производство строительных работ.

В ряде закрытых отдельных помещений, без окон и без оборудования – перевезенные и  «достойно» размещенные фонды музея ИЗО, в данном случае – фонд  древнерусского искусства: у стен в штабелях на полу – запакованные крупные иконы; в ящиках, которые один на другом – тоже, конечно, иконы, за ними – буквально вплотную запихнут ценнейший поклонный крест. С правой стороны, до которой не протиснуться – редкий экспонат деревянной скульптуры 17 века. Оборудования нет. Окон нет, вентиляции нет.

Временное помещение, куда разгружается фонд декоративного искусства. Небольшое, узкое. И само помещение и установленное оборудование планировалось и предназначено для коллекций краеведческого музея.

Помещение – отстойник в погрузочно-разгрузочной зоне.  Тоже временное для музея ИЗО. В него выгружают скульптуру. Стеллажи уже заполнены небольшими произведениями, однако крупногабаритную скульптуру ставить практически некуда и не на что. А перевезена только одна треть коллекции скульптуры.

Человеку интеллигентному больно смотреть на варварское отношение к прекрасному, зная какой Труд каких Людей стоит на полу с перспективой на погибель.

Татьяна Леонгард так впечатлилась увиденным, что написала письмо губернатору. Электронную копию вы найдете в конце этого текста. Вчера, 13 февраля, она зашла посмотреть, как обстоят дела в здании Музея ИЗО на ул. Оржоникидзе, 47. И первое, что она увидела – грузовик, а на входе в музей – ящики без крышек, с запакованными там картинами разной величины.

Она заявила руководству музея, что не допустит нарушения действующего законодательства и выноса картин. Для «урегулирования вопроса» пришли директор Музейного комплекса имени  И.Я. Словцова Светлана Сидорова и директор департамента культуры Тюменской области Виктор Новокаускас. На предложение показать документы: Акт государственной приёмки здания  на Советской, 63 и разрешение на перемещение фондов, они дружно ответили отказом. «Мы сейчас торопимся в Ялуторовск. Приходите в 19 часов к нам, мы всё покажем», – сказали они нам.

Своё участие в судьбе коллекций музея ИЗО руководитель группы «Общество и власть: прямой диалог» РО ОНФ в Тюменской области Татьяна Леонгард объяснила так:

«Прошла неделя после публикаций в СМИ, я думала, что департамент культуры примет меры. В пятницу (10 февраля) я поехала на стройку, куда переносят картины, уникальный фонд, произведения искусства. В здании идет ремонт, предметы культуры складывают во временные помещения. Часть из них находится в погрузочно-разгрузочной зоне комплекса, где открывают ворота во время работ. Уникальные коллекции подвергают целому ряду опасностей.  Это преступно по отношению к коллекции. Репин, Шишкин, Кустодиев, Айвазовский, Поленов, Брюллов. Это может привести к гибели коллекций – и это недопустимо. По отношению к предметам искусства мы ведем себя по-варварски. И мне жаль губернатора, который вверил культуру людям, которые могут принимать такие решенияЧтобы организовать пространство для визуальных спецэффектов мультимедийных проекций нашей Родины должностные лица Тюменской области оставляют гнить на полах недостроя подлинное искусство, и что особенно символично, – древние иконы и ценнейший поклонный крест 17 века. Как это много говорит о нашей вере, духовности, верховенстве закона, правопорядке и человечности».  Полный текст вы найдете в видеорепортаже к этой статье.

Заведующая Музеем ИЗО в Тюмени Вера Коваленко, напротив, в открытых ящиках с картинами, выносимыми на улицу в мороз, отказывалась видеть плохое. Разве что детали: «Если вы имеете в виду упаковку, коробки нюансы.  Это всё я понимаю гораздо лучше вас. Ничего страшного нет».

Людмила Осинцева, хранитель отдела «Декоративно-прикладного искусства» собирает фонды: «Ящики не приспособлены для складирования. В них нельзя хранить и содержать предметы искусства. Сложили как могли стекло, фарфор 18 века. Нам приказали: вы должны сложить. Мы их спросили, а как там будет храниться. Ответа не было. Ведь наш фонд размещают в тех помещениях, где должны были храниться предметы из краеведческого музея. Там сделали жуткий склад, и от нас требовали, чтобы мы втолкали туда как можно больше».

В фондах музея ИЗО, на четвертом этаже здания на Оржоникидзе, 47, где пока еще находятся самые ценные коллекции – тепло и светло. Все стоит по местам, как положено по министерским правилам. Этикетки на стендах навевают благоговение. Зная, куда их собираются увозить, начинаешь к ним испытывать настоящее сочувствие. А для хранителей фондов каждая работа как родной ребенок. Видеорепортаж в конце текста.

Напомню, пытаясь предотвратить переезд ценнейших коллекций в неприспособленные и необорудованные помещения фондохранилищ в здании на улице Советской,63, пять сотрудников Музея ИЗО написали письма прокурору Тюменской области Владимиру Владимирову, министру культуры РФ Владимиру Мединскому и прокурору РФ Виктору Чайке. Среди авторов была и главный хранитель Музея ИЗО в Тюмени Татьяна Сергейчук. Еще 26 февраля в своей служебной записке на имя директора Музейного комплекса Светланы Сидоровой она указывала, что для переезда нужны спецматериалы на сумму в три с лишним миллиона рублей. Но денег так и не выделили. А приказ на переезд не отменили. И перед хранителями музейных фондов руководство поставило вопрос ребром: либо упаковывать и перевозить предметы национального достояния будут просто грузчики (!!!), либо придется паковать в то, что есть.

Ранее на эту тему: Музей ИЗО в Тюмени: Чиновники то картины вынесут, то шедевры к грибку отправят

Федеральный закон РФ  № 54  «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», из статьи 5: «Музеи обязаны обеспечить в порядке, установленном едиными правилами физическую сохранность музейных предметов и музейных коллекций, …безопасность музейных предметов и музейных коллекций, включая наличие присвоенных им учетных обозначений и охранной маркировки музейных предметов и музейных коллекций».

Из Единых правил организации формирования, учета, сохранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в музеях Российской Федерации, пункт 42.1: «Музейные фонды размещаются в специально оборудованных хранилищах. Под хранилища отводятся просторные, светлые помещения с регулируемыми системами вентиляции и отопления, обеспечивающие необходимые условия для правильного хранения, а также изучения музейных предметов в целях всестороннего их использования».

Ни о какой «сохранности» и «безопасности» в фондохранилищах без окон и оборудования в недострое на ул. Советской, 63 речь не идёт. Помещения, куда свозятся экспонаты, не сданы в эксплуатацию и не оборудованы. Еще только проходят тендеры на поставку оборудования. Как сказала на одном из последних совещаний директор музейного комплекса Сидорова, окончание всех строительных работ и поставки оборудования ожидаются через полгода.

Что подтверждается и информацией, размещенной на портале правительства Тюменской области в Перечне объектов капитального строительства Тюменской области, строящихся за счет средств областного бюджета.

Следовательно, предметы искусства в опасности, и в это положение их поставили умышленные и организованные действия с использованием служебного положения, а также письменные приказы руководителей культурной отрасли Тюменской области и Музейного комплекса им. И.Я. Словцова.

Про ответственность

Если посетитель повредит своими действиями предмет искусства в музее, то ему не избежать уголовной ответственности. Деяния относятся к статье 214 «Вандализм» Уголовного Кодекса РФ. На наших глазах процесс происходит в глобальных масштабах, с использованием всех возможностей и преимуществ административного ресурса методом давления должностных лиц, находящихся при исполнении своих служебных обязанностей. В фондах Музея ИЗО находится 16,5 тысяч экземпляров. 60% предметов относится к федеральной собственности.

Причем, как следует из положений по реорганизации учреждений собственности субъекта Российской Федерации, процедура должна пройти одобрение законодательного органа – областной Думы. Именно она должна установить порядок проведения реорганизации. Насколько нам известно, музеи, которые сейчас «сливают» в ГАУК «Тюменское музейно-просветительское объединение»: Тобольский музей-заповедник, Ялуторовский музей, и Музейный комплекс им. И.Я. Словцова (вместе с Музеем ИЗО) не прошел даже формальной процедуры одобрения законодателями. А кроме того, и одобрения общественности – тех самых жителей территорий, где располагаются эти музеи. Ведь согласно Конституции РФ, статья 44 пункты 2 и 3: «Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».

А тем временем с негативными проявлениями такой реорганизации столкнулся уже и Тобольский музей-заповедник. Департамент культуры области запросил у Тобольска ценные экспонаты на «реставрацию». Из приказа Виктора Новокауска следует, что шедевры тоболякам следует прислать в наш недострой. Это вызвало протест у жителей Тобольска. Председатель Общественной организации города Тобольска «Добрая воля» Диляра Гадирова написала письмо губернатору области: «Общественность Тобольска считает, что подобное слияние равно значимых по статусу музеев в ГАУК «Тюменское музейно-просветительское объединение» с центром в Тюмени подрывает основу выполнения поставленной Президентом РФ В.В. Путиным задачи создания туристского центра Западной Сибири на базе историко-культурного наследия Тобольска. Более того, мы видим, что происходит попытка, прикрываясь общими словами о «реставрации и консервации», изъять это историко-культурное наследие, собиравшееся тоболяками на протяжении многих десятилетий».

Полная версия обращения к губернатору тоболяков находится в конце этой статьи.

А что происходит? 

Если высшие должностные лица в области не выполняют закон и свои обязанности, может они нам, гражданам, сигнализируют, что законы исполнять теперь и другим не нужно? Можно не платить налоги, административные штрафы и распухшую в размерах квартплату?

Искусство, как и обычных людей, в регионе свели до роли обслуживающих элиту элементов. «Скрипач не нужен». Для «пипла» – пропаганда на месте музея ИЗО – видеоинсталяции православного направления «Россия – моя история».

Цитата из газеты «Коммерсант»: «В Тюменской области из бывшего Дома политпросвета, который предполагается отдать под проект, в недостроенное здание был аврально выселен Музей изобразительного искусства с коллекцией классической живописи… Речь идет о создании региональных аналогов «исторического парка». По данным Минобрнауки, экспозиции подготовлены Патриаршим советом по культуре».

А для себя, любимых, наша элита заказывает в наших музеях «легонькие» выставки с шедеврами декаративно-прикладного искусства на один день. Например, в филармонию, на день празднования Дня Тюменской области. Людмила Осинцева, хранитель отдела «Декоративно-прикладного искусства»: «Повезли туда скульптуры, поломали одну. Там никто не охранял. Там нашествие гостей. И все экспонаты перетрогали, перепробовали. Люди совершенно дикие».

Плохой признак
За несколько десятилетий работы в СМИ я сталкивалась с разного рода враньем должностных лиц, но такого обилия и качества, как в сфере культуры в феврале 2017 года, ещё ни разу не было. При нашей беседе в Музее ИЗО 13 февраля я при свидетелях попросила директора Музейного комплекса имени И.Я. Словцова Светлану Сидорову и директора департамента культуры Тюменской области Виктора Новокаускаса для доказательств их правоты показать документы: Акт государственной приёмки здания на Советской,63 и документы – основание, дающие право на перемещение музейных фондов.


Они сказали, что у них все документы есть и назначили встречу на 19 часов. В указанное ими время и департамент культуры, и музейный комплекс оказались пусты и закрыты, должностные лица не отвечали на звонки по мобильным телефонам. «Я пришел, тебе нема».

Тюменского архитектора Виктора Станкевского (автора проекта здания Политпросвета на ул. Орджоникидзе, 47) «вдохновила» на реплику директор музейного комплекса Сидорова ложным высказыванием: что здание на Орджоникидзе, 47 находится в аварийной состоянии, запись ее слов под этой ссылкой.

«Для меня, автора проекта здания Музея изобразительных искусств  (вначале Дома политпросвета) спонтанное, внезапное обнародование аварийного состояния здания назначенным неделю назад  директором Музейного комплекса им. И.Я. Словцова Светланой Сидоровой – по ходу спешной эвакуации – оказалось сюрпризом. До этого никаких признаков аварийной ситуации никем не отмечалось. (Как помнят горожане, дежурный безотказный прием объявления аварийности уже использовался для «обоснования» сноса АРТ-ПАЛАСА на Театральной площади четыре года назад). Насколько мне известно, Музей изобразительных искусств не знал об аварийном состоянии здания. Здесь не работала ни одна вневедомственная комиссия по экспертизе аварийного состояния, персонал не видел трещины, осадки, отслоения штукатурки, перекосы дверей, окон или иное проявление аварийности. В здании не отслеживались измерения деформаций конструкций, не устанавливались маяки, а администрация Музея изобразительных искусств не обращалась в вышестоящие органы с просьбой обследовать здание на аварийность. (Если и когда все-таки будет работать экспертная комиссия определения аварийности здания, я бы хотел в ней участвовать). Итак, вброс внезапной аварийности – грубый вульгарный фейк, который даже не рассчитан на убедительность. А шокирующая «аварийная эвакуация» – просто реализация рейдерского захвата, осуществляемого некомпетентными силами с использованием административного ресурса» Архитектор В. Станкевский.

И если не прекратить сейчас это грубое попрание Конституции, законов РФ и здравого смысла, то ничего хорошего из этого не выйдет. Чем заканчиваются такие процессы в обществе, нам хорошо известно из учебников истории.

Письмо губернатору Тюменской области от руководителя группы «Общество и власть: прямой диалог» РО ОНФ в Тюменской области Татьяны Леонгардт ПИСЬМО_Губернатору_Музей ИЗО

Письмо председателя Общественной организации города Тобольска «Добрая воля» Диляры Гадировой. Якушеву В.В. от Тобольска

Видеорепортаж из Музея ИЗО Тюмени (ул. Орджоникидзе, 47). Мы зафиксировали нарушения при погрузке и перевозке, а также поговорили с искусствоведами и хранителями музея.

Лара НЕКРАСОВА

Развитие событий

2 недели назад Музей ИЗО в Тюмени: чиновники то картины вынесут, то шедевры к грибку отправят
2 недели назад Шедевры Музея ИЗО Тюмени увозят на строительную площадку? «Владимир Владимирович, не допустите уничтожения музейных фондов»
14.02.2017 Этот материал
1 месяц спустя Прокуратура Тюменской области: нарушения закона по экспонатам Музея ИЗО надо устранять
2 месяца спустя Музей ИЗО Тюмени. Пятая серия: картины портятся, хранителей выгнали, виновные правят бал
3 месяца спустя Министерство культуры РФ: перемещение коллекций Музея ИЗО в Тюмени проводилось незаконно
Дата публикации: Вторник, Февраль 14th, 2017

Время публикации: 13:42

4 комментария

  1. а по-моему все это слишком раздуто и преувеличено! И слова-то какие подбирают — вандализм!

  2. Людовик

    Да не, реально перегибают они с трагизмом, будто не музей а хороший театр играет.

  3. На самом деле все просто: приказ отдан — чиновники исполняют. Им скажут сжечь — сожгут. И акт составят и подпишут. А уж чего жечь им все равно.
    Скажете преувеличение, а чем отличается вот такой тупой перевоз картин и предметов искусства от сожжения — да ни чем.

    Цитата: … на входе в музей – ящики без крышек, с запакованными там картинами разной величины… и фото которое должно быть доказательством в уголовном деле о халатности, но не станет. И никто не узнает сколько экспонатов окажется утрачено при таком переезде.

    Ну и молчание Якушева В.В. может говорить только об одном — приказ о переезде отдан либо им, либо с его полного согласия и одобрения. Только так!!!

Оставить комментарий

Войти с помощью: