Маэстро Антон Шароев покорил Берлин и остался без хора: где справедливость?

В Тюмени сфера культуры то и дело преподносит неожиданные сюрпризы, заставляющие задуматься об адекватности принимаемых на уровне руководства решений. Достаточно вспомнить ЧП с украденной картиной или варварский маршбросок по перевозке фондов музея ИЗО… Теперь реформаторы добрались до музыки. Последняя новость обескуражила любителей классики. У всемирно известного музыканта Антона Георгиевича Шароева, который много лет является художественным руководителем оркестра «Камерата Сибири» и Хоровой капеллы Тюменской филармонии, забирают хор. И это после того, как с этим творческим тандемом маэстро произвел фурор в Берлине, представив оперу «Христос». «Взял Берлин без единого выстрела!» – так охарактеризовали успех Антона Шароева в Германии представители «Клуба-7», присудив ему победу в номинации «Личность года». На фоне достижений коллектива решение о предстоящем освобождении Шароева от должности художественного руководителя выглядит странно. Как если бы тренера команды, завоевавшей Олимпийское золото, без объяснения причин отправили в отставку.

В 2018 году исполнится ровно 20 лет с тех пор как Антон Георгиевич Шароев живет и работает в Тюмени, а в 2019-м году он отметит 90-летие

«Что стало причиной моей планирующейся отставки – не знаю. Решение о назначении нового художественного руководителя хоровой капеллы принималось руководством тюменского концертно-театрального объединения. Кадровые маневры можно было бы понять и объяснить, если бы коллектив плохо выступал, но уровень капеллы значительно вырос за последние годы. Это очевидный факт. К примеру, в Берлине у нас спрашивали, как в Тюмени удается удерживать певцов с такими голосами, почему они не разъезжаются… Если принципиально нужно было снять меня с поста художественного руководителя, то могли бы хотя бы посоветоваться, кого назначить на эту должность, чтобы тандем оркестра с хором все-таки сохранился как явление – уникальное даже по мировым меркам! Ведь всем известно, что после смены руководства, как и после обновления состава, – говорит Антон Георгиевич. – любому творческому коллективу требуется несколько лет, чтобы сформировать собственный репертуар, сыграться. Кроме того, Юлия Валерьевна Шакурская, руководитель тюменского концертно-театрального объединения, всегда говорила, что нам следует искать специалистов среди тюменцев, а не приглашать иногородних. И это мнение я, в целом, поддерживаю. Если речь не идет об уникальных голосах и всемирно признанных специалистах. Как мне кажется, должность руководителя Хоровой капеллы Тюменской филармонии следовало бы предложить главному хормейстеру, которая является моим заместителем, Вере Бурковской. Она – высококлассный специалист, закончившая с красным дипломом аспирантуру Уральской консерватории имени М. П. Мусоргского, преподает в тюменском музыкальном училище хоровое дирижирование, имеет 15-летний опыт руководства хором, знает все его особенности досконально, реально оценивает возможности каждого исполнителя и может поставить новую программу за несколько часов. Лучшего кандидата просто не найти… Это очень ценный специалист! Насколько мне известно, новый руководитель капеллы уже назначен: у него нет соответствующего образования по хоровому дирижированию, он приглашен из Вологды. Без конкурса, без оповещения меня о смещении с должности… Мне, конечно, логика этой “революции” не совсем понятна. В Вологде масло хорошее делают… Про исполнителей с мировыми именами оттуда не слышал. Даже об общероссийской известности в данном случае речь не идет. Плюс ко всему – приглашенный специалист прежде руководил мужским хором, в то время как наш хор – смешанный, а это – совершенно другая специфика… Хотя бы для порядка, нужно было повести конкурс и выбрать лучшего. Тем более, что у нас есть свои кадры, которым нужно давать шанс».

Оркестр “Камерата Сибири”. Не в полном составе

Хоровая капелла Тюменской филармонии

Маэстро тревожит даже не бесцеремонность и бестактность, продемонстрированная «теми, кто у руля», а отсутствие стремления сохранить уникальный  коллектив. Ведь смена руководства подразумевает смену репертуара, формирование новой программы. С ней, кстати, тоже никого не ознакомили…

Он не исключает, что замену ему – как долгожителю – решили найти «на всякий случай”… В мае этого года он отметит 88-летие. Вот и решили “удивить”, лишив должности. Не слишком удачный “подарок” – с учетом того, что на пенсию дирижер не собирается и с нагрузками справляется.

Заслуженный деятель искусств России и Украины Антон Шароев бодр и полон творческих планов. Он в прекрасной физической форме, на самочувствие не жалуется, стариком себя не чувствует. Признается, что ложится спать ежедневно в 3-4 часа ночи, просыпается рано, не устает даже после длительных авиаперелетов. Говорит, что ощущает себя помолодевшим. Зимой не мерзнет: чуть ли не до -30 надевает ботинки на тонкие носки и частенько гуляет без шапки… Почти не болеет простудой. Забыл о прежде дававшей о себе знать гипертонии – не без помощи тюменских врачей! Даже прическа у маэстро за последние несколько лет стала более пышной. “С удивлением обнаружил, что лысина становится меньше!” – с улыбкой “отчитывается” о состоянии здоровья всемирно известный дирижер, отмечая, что чувствует себя гораздо лучше, чем 10 лет назад… Он заряжает энергией. Возможно, поэтому на концертах зрительницы всех возрастов – от 5 до 70 лет – время от времени признаются маэстро в любви. Так что списывать его со счетов рано!

Антон Шароев по-прежнему любит кофе. Он устал доказывать, что возраст – не повод для дискриминации

10 марта Антон Георгиевич получил благословение Митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия на проведение в творческом сезоне 2017-2018 годов в рамках благотворительного общедоступного абонемента №7 Тюменской филармонии цикла из семи концертов, призванных объединить христиан всех конфессий. Авторский проект маэстро называется «Христианское Благословение».

Помимо исполнения произведений И.С. Баха, Е. Фомина, Г.Ф. Генделя, Ал. Гречанинова, митрополита Илариона (Алфеева), А. Вивальди, А. Рубинштена, Каччини, Сен-Санса, Верди и других композиторов, запланированы совместные выступления с хором девочек-сирот «Отрада» при Богородице-Рождественском Ильинском Монастыре, сводным хором Тобольской православной гимназии и женским хором Тюменской филармонии.

Владыка одобрил программу, дав начинаниям Антона Георгиевича высокую оценку: «Пусть благоговение перед Богом великих композиторов коснется душ и сердец слушателей».

Митрополит Димитрий благословил цикл вечеров, который запланировал Антон Шароев на предстоящий концертный сезон

Правда, пока в Тюменской филармонии маэстро согласовали лишь 5 музыкальных вечеров из предполагаемых 7. Программу он еще не откорректировал, поскольку надеется, что все-таки удастся договориться о ее проведении в полном объеме. Число «7» сакральное для христиан. Мастер верит в Бога, несмотря на то, что принял крещение только в 60 лет. Недаром он настоял, чтобы абонемент на концерты оркестра «Камерата Сибири» тоже числился под этим номером.

«Я получил советское воспитание и в Бога не верил, но с годами пришел к этому. Теперь верю. Крестился в США. Это очень интересная история… На одном из концертов в Сан-Франциско в рамках «Русского фестиваля», который я давал с оркестром детей-вундеркиндов «Юные виртуозы России» в 90-е годы, по щекам присутствовавшего архиепископа Антония потекли слезы… Впоследствии публика и мои музыканты просили его благословения, и мне пришлось признаться в том, что я не крещен… Тогда же – принял решение креститься», – вспоминает Шароев.

Нужно сказать, что сокращение программы – далеко не первый «ушат холодной воды», который преподнесли маэстро. Успехи тандема оркестра и хора под руководством Шароева искусственно замалчиваются, программа – не рекламируется, а начинаниям – чинятся рукотворные преграды, которые без борьбы не преодолеть…

Антон Шароев стал “Личностью года” по версии “Клуба-7” по итогам 2016 года. Во многом – благодаря ошеломительному успеху премьеры оперы “Христос” в Германии. Тюменские эксперты, руководители ведущих СМИ региона, сочли это сенсационным событием мирового масштаба

…Последнее время в филармонии вывешивается всего одна небольшая афиша внутри здания с оповещением о выступлении коллективов…Снаружи о концертах Шароева никакой информации нет. А в прежние годы афиши по городу расклеивали… Так что задачи привлечь новых зрителей на вечера классической музыки, видимо, нет… Телеграммы с поздравлениями в адрес маэстро – перестали размещать на доске информации в стенах учреждения, хотя так раньше принято было делать всегда… Да и концерт в Берлине, который заставил в ноябре 2016 года весь мир заговорить о Тюмени как об оплоте классической музыки, тоже был на грани срыва. Он состоялся исключительно благодаря тому, что президент Ассоциации русско-немецкого сотрудничества Татьяна Леонгард не отступилась от идеи (после того как бюджет мероприятия урезали более чем в два раза!), а приложила титанические усилия для того, чтобы премьера состоялась. Ей пришлось привлечь спонсорские средства, залезть в долги.

Партитура оперы “Христос”. Фото News-dg.de

…Старт проекта не сулил проблем. Было направлено письмо на имя губернатора Тюменской области Владимира Якушева с предложением организовать премьеру оперы «Христос» в рамках немецко-российского фестиваля в Берлине. На поездку и проведение мероприятия просили выделить 6,5 млн рублей. Средства планировалось направить на организацию поездки оркестра «Камерата Сибири» (12 человек) и хоровой капеллы (50 человек) в Германию, аренду зала, обеспечение проживания делегации в течение трех дней. Губернатор одобрил. Но в итоге концертно-театральное объединение на организацию поездки выделило всего 2,9 млн рублей, порекомендовав выбрать помещение для проведения концерта попроще, гостиницу побюджетнее…

Премьера удалась. Чтобы успеть занять места, жители и гости Берлина приходили за час – полтора до начала мероприятия!

«Естественно, нам пришлось сократить состав делегации. Оптимизировать расходы. Но мне категорически не хотелось, чтобы мировая премьера оперы «Христос» Рубинштейна, которую открыл Антон Шароев, стала заурядным мероприятием… Если уж устраивать премьеру, презентовать регион, то нужно делать это достойно, в зале, куда охотно придет публика. А на премьеру пришли бизнесмены, ученые, общественные деятели, представители правительства ФРГ, ценители классики. Мы рассматривали возможность проведения мероприятия в концертном зале российско-германского дома науки и культуры, но он рассчитан на 450 зрительских мест, а у нас уже на тот момент было более 1000 человек, желающих побывать на премьере. Во многом по этой причине мы договорились о проведении выступления в одном из лучших залов Германии – Адмиралспаласт – на 1800 мест, – рассказала Татьяна Леонгард. – В итоге для того, чтобы реализовать замысел, мне пришлось искать спонсоров. Часть долгов, связанных с организацией поездки, закрывала уже после возвращения в Тюмень. В общей сложности на покрытие расходов потребовалось еще около 2 млн рублей. Помогли тюменские предприниматели, депутаты Тюменской областной думы, правительство Германии, институт Гете. В общем-то, мы сделали все возможное для того, чтобы премьера прошла на высшем уровне. И нам это удалось! Но со стороны Тюмени не отправили ни одного официального лица, хотя мы договаривались о том, что кого-то, кто представит Тюмень и регион в целом, отправят от департамента культуры. В итоге выручил тюменский депутат Игорь Ракша, который согласился за свой счет приехать на премьеру в Берлин и выступить со сцены с приветственной речью от лица Тюменской области… В Берлине ежедневно проходит до 300 различных мероприятий и привлечь публику очень сложно даже на бесплатный концерт. Нам удалось сделать выступление тюменских артистов сенсацией. Зал был полным. Люди приходили за несколько часов, чтобы занять место в зале. Накануне поездки мы обратились к заместителю губернатора Тюменской области Вадиму Шумкову, и на концерт были приглашены представители компаний, с которыми давно и плотно сотрудничает Тюменская область. Премьера удалась и стала резонансным событием. Нас пригласили с концертами в другие земли Германии, удивлялись, что маэстро живет не в Москве, а в Тюмени. Многие вообще впервые узнали о том, что в России есть такой город как Тюмень. Но в Тюмени, видимо, совершенно не придали значения этому событию. И если в Берлине СМИ пестрили публикациями о премьере, то в нашем городе об этом никто из представителей отрасли культуры даже не обмолвился в своих официальных интервью, никто не поблагодарил маэстро и музыкантов. Их даже не встретили после возвращения в Тюмень в аэропорту!»

Мировая премьера оперы “Христос” Антона Рубинштейна в Берлине в исполнении камерного оркестра “Катерата Сибири” и хоровой капеллы Тюменской филармонии. За дирижерским пультом Антон Шароев

Антон Шароев с Татьяной Леонгард (слева от маэстро), депутатом Тюменской городской думы Игорем Ракшой и его супругой Еленой (крайняя справа) на премьере оперы “Христос” в Берлине. Игорю Ракше пришлось приветствовать публику от лица Тюмени и Тюменской области, потому что официальных делегатов от госструктур в Берлин из Тюмени не направили

Теперь о сенсационности. Опера «Христос» знаменитого композитора Антона Рубинштейна, основателя Русского музыкального общества и Петербургской консерватории, одним из первых выпускников которой был Петр Ильич Чайковский, считалась утраченной. И на то, чтобы ее отыскать у маэстро Антона Шароева, который приходится Рубинштейну правнуком по внебрачной линии, ушло около 12 лет. В поисках ему помогали многие – уехавшие за границу российские артисты, знакомые из числа журналистов, музыкантов и дипломатов, и даже работник аппарата Ангелы Меркель.

«Клавир – вариант исполнения оперы «Христос» для рояля – я нашел в Москве 17 лет назад, – рассказал Антон Георгиевич корреспонденту PARK72.RU. – Но нужна была партитура, чтобы оперу мог исполнить симфонический оркестр. Мы знали, что знаменитый русский композитор Антон Рубинштейн впервые представил эту оперу в Берлине в 1894 году. Ее критики не сильно хвалили. Тема веры к тому же не поддерживалась в искусстве в те годы, когда он написал оперу «Христос»… В итоге перестали ставить – произведение было утрачено. Более 100 лет не исполнялось! Я искал партитуру в архивах в Москве и Санкт-Петербурге. Но безуспешно. Решил провести поиски в Германии, обращался в различные институты, архивы… В итоге помог знакомый одной из моих дочерей, который на тот момент работал в аппарате Ангелы Меркель. Он сделал запросы, и выяснилось, что в одной из библиотек Германии есть какие-то материалы по Рубинштейну, но какие именно, было не ясно. Я тут же отправился в Берлин. Это было в 2007-м году. Мне вынесли специальный аппарат и пленку с материалами, я начал листать и понял, что нашел то, что искал! Сотрудники библиотеки даже не знали, что это за опера и не понимали, что сохранив ее, они сделали чудо! Я досконально изучил материал. Опера была рассчитана на 3,5 часа, но там были эпизоды, на мой взгляд невнятные, за которые, возможно, Рубинштейна и критиковали, поэтому я их исключил. В результате – опера стала более динамичной, насыщенной, яркой, двухчасовой. Именно в такой редакции я ее представляю публике».

Стоит отметить, что это не первое возвращение классики миру, реализованное Шароевым. В 1984 году он представил в Колонном зале Киевской филармонии более 200 лет находившуюся в забвении оперу «Алкид», написанную композитором Д. Бортнянским в 1778 году для Венецианского оперного театра.

Антон Шароев – человек всемирно известный. С концертами он начал бывать за границей еще в советские времена. Его знают в Европе и Америке, в странах ближнего и дальнего зарубежья. Он не кичится известностью, прост в общении, легок на подъем, суров на репетициях и безупречен на сцене. Любит шахматы и пока жил в Москве, бывало, играл с гроссмейстерами.

Являясь заслуженным артистом одновременно и России, и Украины, Антон Шароев очень болезненно воспринимает разлад во взаимоотношениях между странами. С большим уважением отзывается о Владимире Путине и был одним из первых, кто подписал открытое письмо в его поддержку в связи с действиями России в Крыму

Переехал в Тюмень 19 лет назад, считает этот город родным, от всей души радуется его преображению и развитию, которое, по его мнению, было бы невозможно без грамотного руководства областью.

Он верит, что хорошая музыка помогает людям становиться лучше, поэтому делает все возможное, чтобы порадовать зрителя, привить ему хороший вкус. Продолжает ратовать за поиск и поддержку талантливых исполнителей, за воспитание высококлассных музыкантов…

У него еще немало грандиозных замыслов. К примеру, маэстро мечтает выступить с оперой «Христос» в одном из самых знаменитых католических храмов мира – Кельнском Соборе – с «Камератой Сибири» и Хоровой капеллой Тюменской филармонии. Мечтает поставить эту оперу в Мариинском театре. Удастся ли реализовать эти идеи – пока не ясно.

Зато совершенно очевидно, что Антон Георгиевич – человек-эпоха, человек, которым нужно дорожить и гордиться тем, что он живет и трудится во благо нашего региона.

Но кто-то, похоже, всерьез вознамерился растоптать дело, в которое маэстро вкладывал силы и душу на протяжении последних 15 лет. Причем речь идет уже не о замалчивании побед мирового масштаба, а о развале уникального тандема оркестра и хора.

P.S. Ситуация непростая. Будем надеяться, что концертно-театральное объединение даст комментарий по поводу проводимых преобразований. Пока намечающиеся изменения воспринимаются неоднозначно. Очевидно, что кадровые решения должны быть безупречно выверенными и взвешенными, чтобы ни у кого не было никаких сомнений в их справедливости, своевременности и конструктивности.

PARK72.RU

 

Развитие событий

25.03.2017 Этот материал
2 дня спустя Что ждет Хоровую капеллу под новым руководством?

14 комментариев

Добавить комментарий

Войти с помощью: