Тюменский областной союз туриндустрии в минувшую среду собрал в одной аудитории тюменских туроператоров, турагентов, отельеров, представителей музейного дела.
С мастер-классом «Создание брендового маршрута региона» по приглашению ООО Мастерская путешествий «Рыжий слон» в Тюмень приехала Ольга Санаева, известный эксперт в области развития внутреннего туризма. Гостья рассказала о работе Экспертного совета по туризму при министерстве культуры Российской Федерации, об усилиях регионов в создании интересных и узнаваемых турмаршрутов.
Основной темой мастер-класса стал вопрос развития именно регионального туристического рынка.
– Это немножко миф, что все россияне у нас вдруг захотели поехать по стране. Но хочется, чтобы это случилось, тем более, у нас есть на что посмотреть, – отметила эксперт.
В числе основных причин «недоразвитости» турбизнеса в регионах, Ольга Санаева назвала неосведомленность жителей страны о региональных турпродуктах, низкий уровень их брендированности, слабый уровень продвижения в массовом сознании россиян. О Египте, Турции, Бали и Гоа почему-то знают все. Этому способствуют билборды на дорогах, журналы в киосках. Понятно, что там пляжи, экзотика, а у нас комары и бездорожье. И всё же…
Эксперт поделилась своими соображениями по развитию брендовых маршрутов в регионе. Например, что касается Тюменской области, то почти у всех слово «Тюмень» ассоциируется с большой нефтью. Поездка по месторождениям, где добываются нефть и газ – чем не тур? В прошлом году в Тюменской области уже был утвержден брендовый маршрут «Чайный Путь – Врата Сибири». В настоящее время пора создавать «нефтяной» брендовый маршрут.
Интересны заброшенная ракетная база в Богандинке. Местная этнография. Кладбище мамонтов. Староверы. Тобольск и распутинские места. Ремезов, Менделеев, Алябьев, Ершов, декабристы. Охота и рыбалка. Горячие источники, о которых в Центральной России также мало известно.
Важно подумать о брендировании местного гастропродукта, который бы вызвал в сознании туриста цепочку приятных ассоциаций. Пока что такого продукта у тюменцев нет. Пельмени? Они уже уральские. Строганина? Якутская. Орехи? Дальневосточные. Остается ишимское масло, которое наши маслоделы поставляли не только за пределы региона, но и в страны Европы. Выбор невелик, и всё же…
Ольга Санаева подробно остановилась на типах брендовых маршрутов, их особенностях, связанных с питанием, размещением, вопросами безопасности, транспортного и экскурсионного обслуживания туристов.
Эксперт считает, что для достижения успеха важно соблюдать ряд условий.
– Самое главное в туризме – это улыбка, – подчеркнула она. – Я сегодня прохожу у вас мимо ресепшн, там такие красивые девушки! Но по ним видно, что улыбались они очень и очень давно.
Для продвижения региона на рынке туруслуг важно регулярно выпускать каталоги, буклеты, видеоролики, сайты, ежегодно проводить в регионе рекламные туры для турагентов. Также важны высокое качество и низкие цены. Необходимо учитывать массу деталей: сезонность, цену перелета за Урал. Глобальная проблема – это санитарные остановки по маршруту. Перекусывают туристы 20 минут, а проходимость санитарных комнат – час и более.
В столицах нынче туристам на время экскурсии выдают наушники, и то, что экскурсовод рассказывает, слышно в радиусе 200 метров. Кричать в мегафон или, не дай бог, в рупор – это уже вчерашний день.
Актуальный вопрос – аттестация экскурсоводов. По закону, уже в этом году ее будут проводить регионы в лице работодателей, представителей органов власти, учреждений культуры и образования.
– Важно начинать эту работу, чтобы не остаться без специалистов, – отметила Ольга Санаева. – Экскурсоводы должны подтвердить свои культурологические и исторические знания, умение организовать группу, оказать доврачебную помощь, иметь правильную речь, быть интересными позитивными людьми.
И, безусловно, улыбаться. Ведь улыбка – это флаг корабля.
Радослав ВАСИЛЬЕВ,
фото автора