Наше прошлое живо…

2-3 ноября в областной научной библиотеке состоялся первый областной краеведческий фестиваль, посвященный 150-летию тюменского купца 1-й гильдии, Почетного гражданина г.Тюмени, городского головы С.И. Колокольникова.

Два дня залы библиотеки были «отданы на откуп» краеведам всех мастей из всех волостей: круглый стол и открытая лекция на тему «Сибирское купечество: его вклад в социально-экономическое развитие региона», выставка тюменской домовой росписи, демонстрация документальных фильмов, посвященных сибирским купцам, экскурсия в мастерскую Вадима Шитова и дом-музей С.И. Колокольникова – участникам фестиваля было, чем себя занять.

На пешеходной экскурсии

Подобного рода мероприятия в Тюмени проводятся нечасто. Точнее, впервые. Что очень печально. Потому что, живя в первом городе Сибири, в городе, чей возраст медленно, но верно приближается к половине тысячелетия (и это не преувеличение! Наши дети и внуки будут отмечать 500-летие Тюмени – представляю, какой грандиозный праздник забабахают…), мы не только мало что знаем о его истории, но и не хотим знать, и планомерно, безжалостно уничтожаем последние крупицы старины или равнодушно взираем на то, как это происходит.

Мастер-класс по домовой росписи

А между тем визитная карточка Тюмени – это не только и не столько вантовый мост через Туру, сколько здание бывшего архитектурно-строительного университета, построенного, кстати, на деньги семьи Колокольниковых, это купеческие дома на ул.Республики, бывшей Царской, это уникальная, чудом, благодаря усилиям немногочисленных энтузиастов, сохранившаяся сибирская резьба на немногих, пока еще не сгоревших домах тюменских купцов и зажиточных мещан… Облик Тюмени исторической, оставленной нам в наследство предками, – вот визитная карточка нашего города, вот ее культурная доминанта, ее бренд, который мы давно ищем и никак не можем найти.

Сибирская резьба

Но вернемся к фестивалю. Так случилось, что автору этих строк пришлось быть ведущей Круглого стола, посвященного сибирскому купечеству. Готовясь к нему, я сделала для себя несколько открытий. Может, кому-то это покажется совершенно неважным, но все же… Помните строчки из сказки А.С.Пушкина про царя Салтана:

«Пушки с пристани палят, кораблям пристать велят…»?
«Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовет их в гости…»

или

«Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
«Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? Куда?»

Что это? Гости – гости… Гости-господа… Может, Пушкин что-то перепутал? С рифмой него проблемы? Ан нет! Оказывается, до 1775 года та часть купеческого сословия, которая вела торговлю с другими странами, называлась «гости»! А предприниматели, торговавшие в своей стране, именовались купцами. И только в 1775 году слово «купец» стало применяться и для тех, и для других – высочайшим указом. Тогда же появилось разделение на гильдии – в зависимости от величины заявленного капитала.

Еще одно открытие? Ну, что ж… В Екатеринбурге в 1913 году депутаты местной Думы как-то собрались и долго решали: куда им потратить деньги из городской казны? – на строительство оперного театра или городского водопровода? Решили строить театр. А вот в Тюмени первогильдейные купцы еще в 1860-х годах «скинулись» и городской водопровод построили. Есть, чем гордиться.

Осваиваю тюменскую домовую роспись

А теперь – открытие не из приятных: готовя исторические справки о тюменских купцах, я убедилась в том, что тема купечества совершенно не изучена. Все интернет-сайты просто копируют друг друга, тиражируя одну и ту же, лежащую на поверхности информацию. Более того, даже так называемый доклад о купце С.И.Колокольникове, зачитанный на Круглом столе сотрудником музейного комплекса, представлял собой всего-навсего биографическую справку, которую легко можно найти в Интернете. От специалиста хотелось чего-то большего… Особенно в сравнении с докладами об ишимских купцах Чернаковском и Еманакове, представленном ишимским краеведом Геннадием Крамором, и об ялуторовских купцах, подготовленном ялуторовской музейщицей Татьяной Бурлаковой.

А вот и главный герой праздника – купец Иван Васильевич Иконников

В этом контексте некоторым упреком в адрес тюменцев прозвучало имя В.А. Собенникова, купца 1-й гильдии, о котором до последнего времени мало кто знал и вспоминал. А был, оказывается, такой. Помимо всего прочего, ему принадлежал кожевенный завод, стоявший когда-то на берегу Туры: бывшая овчинно-меховая фабрика, «овчинка». Открытую лекцию, посвященную своему деду, прочитала для всех, кто интересуется историей города и края, внучка тюменского предпринимателя Инна Собенникова.

Инна Собенникова читает лекция о своем дедушке, купце В.А. Собенникове

Ситуацию надо исправлять. В следующем году – 180-летие купца Андрея Текутьева, так что есть хороший повод для наших краеведов поработать в архивах.

Непосредственное отношение к истории и краеведению имеет и выставка «Любовь к прекрасному живет в веках», посвященная тюменской домовой росписи. Сейчас уже и не помнит, и не знает никто, что в тюменских деревнях существовал обычай расписывать домашнюю мебель и хозяйственную утварь: ларцы, сундуки, шкафчик, ложки и плошки, даже стены и потолки. Декоративная роспись попала в Тюмень с Урала и из европейской части России еще в XVII веке, но уже к середине XIX века складываются местные центры народной росписи со своими особенностями. Отличительный знак тюменской, например, в том, что на кисточку берутся сразу две контрастные краски, а еще в том, что мастер держит кисть только вертикально и никак ее не поворачивает, а это, надо сказать, довольно сложно.

Образец домовой росписи

В Тюмени домовой росписью профессионально занимается Вера Быкова, которая и представляла участникам фестиваля свою книгу, посвященную этому народному промыслу, и работы своих учеников и сподвижников. Красота, надо сказать, невероятная! Для тех, кто решил попробовать себя в этом виде искусства, проводился мастер-класс, в котором автор этих строк, никогда не умевшая рисовать, рискнула принять участие. Говорят, что на освоение лишь одного элемента, так называемой запятой, без которой не нарисуешь ни одного листочка, уходит, как минимум четыре часа. Охотно верю. Если «гусеницу», главный цветочный элемент, худо-бедно удалось освоить, то вместо запятой у меня получались какие-то худосочные сперматозоиды.

Вера Быкова, основатель студии тюменской домовой росписи

Настоящий фурор произвел показ мод, подготовленный мастерской Веры Быковой, на котором девушки – сотрудники библиотеки демонстрировали костюмы, изготовленные по уникальным технологиям, и авторские украшения.
В рамках фестиваля проводился и первый областной конкурс краеведческих работ, в котором приняли участие более ста краеведов все возрастов. Отрадно, что взрослым участникам серьезную конкуренцию составляли детские работы. Понятно, что подготовлены они были не без помощи родителей, но главное – это интерес к истории своей семьи, своего родного края. Я не стану перечислять победителей конкурса – информацию о них можно найти на сайте областной библиотеки. Скажу лишь, что это, действительно, серьезные, хорошие, интересные, достойные наград работы.

Ну, и завершением фестиваля стала экскурсия в мастерскую Вадима Шитова, прогулка по купеческому центру Тюмени и посещение музея С.И. Колокольникова. В котором, к стыду своему, побывала впервые.

В мастерской В.Шитова

Напомню, что Вадим Шитов – известный тюменский реставратор и, без преувеличения, спаситель и хранитель такого уникального явления как тюменская деревянная резьба. Кстати, с докладом на этом тему выступил на круглом столе его сын Святослав Шитов, продолжатель дела своего отца: «Особый стиль тюменской резьбы неповторим. Тюмень единственная имеет объёмную скульптурную рельефную резьбу с неповторимыми розанами, гроздьями винограда, яблоками и грушами, а иногда и кедровыми шишками, завитками – волютами, что придаёт величественную торжественность фасадам домов».

Диво дивное

Святослав Шитов представлял Тюменский регион в составе Российской делегации на Всемирном конгрессе АЦК ЮНЕСКО в Пекине. «Деревянная» Тюмень покорила Пекин и участников конгресса со всей планеты. Но нет пророка в своем Отечестве. С сожалением говорит Вадим Шитов о том, что время купцов-меценатов, увы, прошло. Нынешние тюменские миллионеры не спешат вкладывать деньги в родной город. По пальцам можно пересчитать тех, кто готов помочь в святом деле сохранения историко-культурного наследия. А прочие… Проще сжечь. Вот и полыхают уникальные купеческие усадьбы и мещанские дома.

Победители конкурса краеведческих работ в мастерской В.Шитова

Дом купцов Иконниковых-Колокольниковых пока стоит, но зрелище эта жемчужина деревянного зодчества представляет собой печальное. Зеленая краска на фасаде облупилась и осыпается, сыплется штукатурка на кирпичном фундаменте, облезли и потемнели знаменитые вазоны на коньке крыши. 660 млн. вложили в новый музей истории России, а на ремонт уникальных памятников средств явно не хватает. «Разруха, – как говорил профессор Преображенский, – не в клозетах, разруха – в головах»…

Не хотелось бы завершать этот своего рода отчет о фестивале на печальной ноте. Радостно то, что праздник краеведов состоялся. Было много встреч и много новых знакомств. Было открытие новых имен и возвращение к уже почти забытым. Главное – не останавливаться на достигнутом. Наше прошлое живо, пока мы помним о нем.

Ольга ОЖГИБЕСОВА

Проба пера

Роспись по стеклу. Мастерская Веры Быковой

Петухи. Старинная домовая роспись.

Победителей награждает директор департамента культуры Виктор Новокаускас

1 комментарий

Добавить комментарий

Войти с помощью: