Почему музеи не любят современных художников

Старт Уральской индустриальной биеннале «Работа никогда не завершается» стал поводом показать гостям церемонии открытия выставки сокровища тюменского музейного фонда.

Евгения Рябова рассказывает о чаше-братине для пиров

В зале документов хранится немало свидетельств ушедших эпох

Между экскурсией по экспозиции биеннале и ее торжественным открытием у первых посетителей выставки была пара часов для осмотра богатств фондохранилища в нескольких залах.

Хранитель археологической коллекции Константин Барабанщиков

«Сегодня это совсем не тот музей, к которому мы все привыкли, – отметила директор Тюменского музейно-просветительского объединения Светлана СИДОРОВА на пресс-конференции, посвященная биеннале и открытию комплекса. – Сейчас это пространство, большие залы, это зона отдыха, содержательного досуга, возможность проведения больших мероприятий и обширной экспозиционно-выставочной деятельности».

Старинные шкафы стоят в коридоре фондохранилища

А на лестничных площадках размещены экспонаты коллекции минералов

Научный сотрудник музея Евгения РЯБОВА, проводившая экскурсию, рассказала, что здание оборудовано четырехступенчатой системой охраны, автоматическим регулятором температурно-влажностного режима и современной пожарной системой автоматического газотушения, безвредной для экспонатов и посетителей. Она пояснила, что залы хранения разделены в зависимости от материала экспонатов: есть отделение бумаги, где находятся документы, есть залы дерева, металла и т. д. В каждом из них созданы индивидуальные условия, оптимальные для того или иного материала.

Антикварные швейные машинки хранятся в коллекции металлических предметов декоративно-прикладного искусства

В отделении ценных исторических документов находится почти 49 тысяч единиц хранения основного и вспомогательного фондов. Посетителям показали наградные документы и поздравительные адреса, партийные билеты, фотографии и многое другое представляют краеведческую ценность. Здесь же хранятся и картографические экспонаты, в том числе, копия начала XX века, сделанная с чертежной книги Семена Ремезова.

По словам Владимира Карпухина, в тюменском музее есть очень интересные образцы оружия

Хранитель коллекция оружия Владимир КАРПУХИН показал наиболее интересные образцы холодного и огнестрельного вооружения. Одним из самых интересных экспонатов он назвал подлинный русский шлем-шишак XVI – XVII веков. «Это времена покорения Сибири, казаков и стрельцов, – рассказал он. – В европейской части России от такого вооружения уже практически отказались, но у нас в Сибири оно было очень востребовано». В коллекции боевые и ямщицкие кистени, бердыши, офицерские и казачьи сабли, шпаги, кинжалы, кортики моряков и воздухоплавателей, пистолеты и маленькие легкие пушки.

Наконечник офицерского эспантона

Среди церемониального оружия, которое обычно представлено шпагами и саблями, особо выделяется наконечник офицерского эспантона, являющегося отличительным знаком. «Конечно, у боевых офицеров такой знак отличия радости не вызывал, – поясняет Карпухин. – Идет бой, гремят пушки, летит кавалерия — а он, кроме оружия, должен был таскать еще это двухметровое копье».

Еще одним интересным экспонатом хранитель коллекции назвал немецкий кинжал люфтваффе, переданный тюменскому музею Героем России Владимиром Шарпатовым. Трофей достался знаменитому летчику от отца, получившего кинжал в бою с фашистами.

Поднять пиршественную братину могли только былинные богатыри, а простые смертные пользовались ковшами

Купеческий “женский” зал с изящной мебелью

В зале предметов из дерева организованы три интерьерные зоны. Одна из них показывает быт очень богатой крестьянской семьи: три огромных сундука, настоящий «кухонный гарнитур» с резными накладками и резной деревянной посудой, которой не пользовались, а держали для красоты. «Сибирь, как котел, принимала в себя все, – поясняет Евгения Рябова. – Переселенцы приносили сюда свои традиции и способы работы с материалом. Исконно сибирские прялки расписные, а это — резные, похожие на архангельские и вологодские образцы». Центральную часть экспозиции занимает огромная деревянная чаша-братина для пиров.

Две другие зоны представляют интерьеры купеческих домов: «мужской» зал с ломберным столом и тяжелым французским резным шкафом и «женский» с изящными диванчиками и книжными полками.

Зал “домашнего очага” с металлической посудой и бытовой утварью

По словам хранителя коллекции металла Марины ВОЛЬХИНОЙ, собрание насчитывает порядка 30 тысяч единиц хранения, которые располагаются в нескольких залах. Сотрудники музея к организации коллекции подошли творчески и разделили их по темам, чтобы было удобно не только хранить экспонаты, но и проводить экскурсии для гостей.

В музее хранятся и оконные наличники, снятые с памятников деревянного зодчества в различных архитектурных стилях. Здесь есть и классицизм, и сибирское барокко и даже что-то вроде модерн. Евгения Рябова посоветовала обратить внимание на темный простой наличник, неприметный рядом с собратьями, богато украшенными объемной резьбой.

Деревянные резные наличники

Рядом со шкафами в коридоре стоят ткацкие станки

«Христианство не одержало на Руси полной победы, и сейчас возрождается интерес к язычеству, – пояснила она. – В народе всегда было двоеверие: за иконами прятали обережных куколок, дома украшали обережными знаками. На первый взгляд, в этом наличнике конца XIX — начала XX века нет ничего интересного. Но он украшен языческими знаками земли, хлябей небесных и ночного солнца. Предки считали, что днем солнце везут в колеснице по небосклону красные солнечные кони. А за ночь к востоку его под землей и мировым океаном перевозят в ладье водоплавающие птицы. Поэтому такие красивые птицы как лебеди и гуси были связаны с Бабой Ягой, жительницей мира мертвых». Рябова добавила, что знаками ночного солнца часто украшали донышки колыбелей и крышки сундуков, чтобы оградить от воров и ночного зла.

От языческих оберегов экскурсия перешла к богатейшей коллекции икон, включающей в себя храмовые, домовые, народные и даже старообрядческие иконы. Только в советское время они из предметов поклонения стали предметами искусства. Музейные сотрудники часто прятали от властей образа, не внося их в описи, чтобы сохранить от уничтожения. Когда к 1987 году в Троицком соборе города Тюмени была смонтирована выставка, до момента открытия не знали, разрешат ли в конечном итоге ее посещение. Рябкова рассказала об отличиях икон до-петровского времени от более поздних образцов. Ранние иконы более схематичны и каноничны, а в пост-петровской иконе появляется объем. «Когда идешь из зала в зал Третьяковской галереи, – вспоминает Евгения Рябова, – то до-петровские иконы молчат. Там абсолютная тишина. А иконы пост-петровского времени будто шептаться начинают, они производят впечатление более живых».

Особое внимание тюменской общественности приковано к тюменскому бесценному собранию живописи, в которой есть полотна Брюллова и Боровиковского, Тропинина, Кустодиева, Шишкина, Васильева, Левитана, Саврасова, эскизы Серова и школы Венецианова. Есть у нас и коллекция западно-европейских художников с XVI до начала XX века — уникальный факт для зауральского музея. Это, конечно, не художники первой величины, но можно получить представление, над чем работали творцы в Германии, Испании, Италии, Англии, Франции, Венгрии и Польши.

Людмила Овсянкина показывает зал живописи, графики и скульптуры

Начало «русского» двадцатого века представлено произведениями Кандинского, творчеством группы «Бубновый валет» и т.д.. «Эта коллекция сейчас располагается в условиях, наилучших за всю историю хранения в Тюмени», – заверила Евгения Рябова. Она сообщила, что в коллекции русской живописи представлены все этапы развития светского искусства с XVIII века до наших дней, а также есть собственная коллекция, которую отметили кураторы уральской индустриальной биеннале «Работа никогда не завершается». Это собрание предметов актуального искусства нового времени, которые не каждый музей рискнет взять на хранение.

Первые посетители оставили подписи на память

Чем рискует музей, принимая такие экспонаты? По словам Рябовой, современные художники экспериментируют не только с визуальными образами, но и с технологией. «Как поведет себя через пятьдесят или сто лет тот или иной эксперимент, сказать достаточно сложно, – пояснила она. – А хранение вечное. И мы не имеем права списать «осыпавшуюся» работу, потому что это будет утрата произведения искусства». В тюменском музее есть удивительная работа, написанная смесью гуаши и канцелярского клея. Поначалу она выглядела очень ярко, благодаря клеевому блеску, но, спустя 15 лет она может экспонироваться только в горизонтальном положении, чтобы не осыпался клей.

Посетители увидели уникальную скульптуру Петра Клодта — макет памятника Николаю I, который находится на Исаакиевской площади Санкт-Петербурга.

Макет памятника Николаю Первому работы Петра Клодта

Разумеется, гостям была очень бегло показана лишь крохотная часть музейных сокровищ: всего в музее 350 тысяч экспонатов, а в фондохранилище ждут своего часа более 30 крупных коллекций предметов. Общая площадь нового музейного здания составляет 29 тысяч квадратных метров, из которых 4 тысячи квадратов отведено под выставочное пространство. Для ценителей истории и искусства организован амфитеатр на 300 мест и семь зон музейного сервиса. Единовременно в музее может побывать тысяча посетителей.

Макет тюменского острога

PARK72.RU

Развитие событий

4 дня назад В новом музейном комплексе «Работа никогда не завершается»
4 дня назад Новый музей заставил тюменцев улыбнуться: ошибки на баннерах и "МММ" в логотипе
14.11.2017 Этот материал
2 дня спустя Без бумажки арт-терапия, с бумажкой — современное искусство
2 недели спустя Мы строили, строили… Или почему Тюмень не хочет знать свою историю?