Уникальный проект «Моя любовь, Душа моя – Россия» о царской семье представили в Тюмени

Новый творческий проект, посвященный Романовым, представили в Музейном комплексе имени Словцова. Его авторами стали ребята из студии духовной культуры «Ковчег», которой руководит музыкант и педагог Лилия Артемьева. Детско-юношеское творческое объединение работает в редком для сегодняшнего времени жанре литературно-музыкальной композиции. Студия приурочила постановку к 100-летию гибели царской семьи. В полуторачасовом историческом спектакле «Моя любовь, Душа моя – Россия» тюменские школьники на примерах судеб великих князей и императорской семьи попытались рассказать зрителям о том, что такое истинная любовь друг к другу, к детям, к вере и Отечеству.

В спектакле приняли участие более 20 ребят разного возраста, они пели, читали стихи, играли на инструментах, цитировали дневниковые записи и исторические факты из жизни Романовых. Студия «Ковчег» работает на базе Дворца творчества и спорта «Пионер», а выступление на площадке музейного комплекса – результат сотрудничества с музейщиками.

На сцене зрители увидели три истории любви: великой княгини Елизаветы Федоровны (Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская) и великого князя Сергея Александровича Романовых; великой княгини Елизаветы Маврикиевны (Елизавета Августа Мария Агнеса Саксен-Альтенбургская) и великого князя Константина Константиновича Романовых; императрицы Александры Федоровны и императора Николая Второго.

«Мы начали свою историю с рассказа о Елизавете Федоровне и великом князе Сергее Александровиче, рассказали историю их любви, их жизни и смерти, – рассказывает руководитель студии духовной культуры «Ковчег» Лилия Артемьева, – что касается императора Николая Второго, то мы представили зрителям исторические подробности, которые рассказывают о нем больше как о правителе. Многое сегодня оболгано. Передергиваются многие факты, но, думаю, со временем мы и на них ответим, и о Ходынке, и о «Кровавом воскресенье»…»

Великий князь Сергей Александрович был видным государственным деятелем и стал первым, кто проложил путь русским паломникам на Святую землю, создав в 1882 году русское Палестинское общество. Он открыл в Палестине 8 подворий Русской Православной Церкви, 100 школ, где арабских детей обучали русскому языку и знакомили с Православием. Великий князь погиб в 1905 году от рук террориста Ивана Каляева. Его жена великая княгиня Елизавета Федоровна после смерти мужа в 1909 году основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия, вела широкую благотворительную деятельность, позже отказалась от эмиграции, оставшись в России. В 1918 году как представитель царской фамилии была сброшена большевиками в шахту в Алапаевске.

Руководитель Лилия Артемьева

«Спектакль вызвал бурю эмоций, поражаюсь, как эти молодые ребята могут показывать такие глубокие чувства, – отмечает сотрудник областного музейного комплекса Наталья Мицкевич, – это говорит о профессионализме руководителя, который смог донести эти мысли, чувства, переживания до детских душ, чтобы дети смогли это сыграть. Прекрасное вокальное исполнение, игра на инструментах. Кроме того, настолько тонко были отобраны исторические факты, мы – работники музея именно на это обращаем внимание. Мы очень благодарны «Ковчегу» за их работу».

В постановке была использована музыка Моцарта, Микаэля Таравердиева, Эдуарда Артемьева, Раймонда Паулса, Игоря Николаева, Юрия Шевчука и других авторов. Молодые артисты исполняли современные популярные песни, но звучали они в контексте действа иначе.

«Хотелось показать чистую, возвышенную любовь, и мы обратились к письмам и дневникам Елизаветы Федоровны, архивным данным. Также нас консультировали тюменские и московские специалисты, помогал историк и писатель Сергей Козлов, кстати, его стихи также вошли в нашу композицию. Что касается музыки, то мы использовали несколько инструментов –  акустическая и электрическая гитара, флейта, труба, скрипка, фортепьяно. Некоторые современные произведения предлагали сами ребята, и они не только гармонично вплелись в канву постановки, но и зазвучали глубоко и возвышено на фоне тех героев, которых мы показали. Сочетанием разной музыки мы подчеркиваем связь времен, и мы хотим, чтобы извлекались уроки из прошлого, ведь история повторяется», – комментирует Лилия Артемьева.

Для многих сидящих в зале открытием стала история великого князя Константина Константиновича Романова, его потомки также обрели мученическую смерть в алапаевской шахте. Великий князь был президентом Императорской Санкт-Петербургской академии наук, поэтом, переводчиком и драматургом. Он подписывался поэтическим псевдонимом К. Р. История семейной жизни князя также может служить примером любви и преданности. Зрители плакали.

«Очень понравилась постановка, своевременная, нужная нам всем, посмотрели на одном дыхании, – поделилась тюменка Лариса Карманова. – Я лично, остро переживаю трагедию, связанную с Романовыми, и меня этот спектакль очень тронул. Это наша история, которую нужно знать всем. Очень заинтересовал Константин Константинович Романов, его личность стала для меня открытием, теперь хочу изучить его творческое наследие».

В финале на сцене появилась семья последнего русского императора Николая Второго и вновь звучали фрагменты дневников и исторические факты. Образы удалось подчеркнуть благодаря костюмам, которые родители юных артистов шьют своими руками. Вскоре «Ковчег» покажет спектакль там, где прошли последние дни ссылки Царской семьи, в Тобольске, в доме-музее Романовых.

«Мы сейчас ведем переговоры по поводу выступления в Тобольске, и для нас это будет значимым событием. Царская семья заслуживает того, чтобы о ней говорили уважительно, открыто и правдиво», – подытожила Лилия Артемьева.

Постановку, посвященную 100-летию мученического подвига Царской семьи, поддержало региональное движение общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый Орёл». Как известно, общество инициирует сооружение в Тюмени памятника царственным страстотерпцам. Молодежь из «Ковчега» одобрила идею, по мнению ребят, памятник Царской семье стоило бы установить рядом с мостом Влюбленных, ведь Романовы стали символом любви, семьи и верности, считают авторы спектакля. Монумент стал бы символическим напутствием для молодоженов, вступающих на путь брачной жизни.

Елена КУХАЛЬСКАЯ,

фото автора