Дмитрий Глуховский: «Положительные герои не нужны никому, кроме пропаганды»

Популярные российские авторы и критики встретились с тюменской читательской аудиторией на открытых городских площадках в рамках первой части литературного фестиваля «Сибирская Ипокрена». Знамениты гости из Москвы и Санкт-Петербурга выступили с лекциями, пообщались с читателями и провели автограф-сессии.

На площадках фестиваля можно было купить книги и тут же получить автограф автора

На набережной Туры известный литературный критик и куратор фестиваля Константин Мильчин представил Дмитрия Глуховского как одного из самых тиражных писателей России – и одного из самых издаваемых за рубежом современных русских авторов.

Дмитрий Глуховский заявил, что лучше всего наделять персонажей собственными пороками

После хитовых пост-апокалиптических романов «Метро 2033» и «Метро 2034», ставшими основой для экранизаций и компьютерных игр, Глуховский неожиданно написал реалистический роман «Текст», что вызвало у читательской аудитории ряд вопросов.

Критик и куратор фестиваля “Сибирская Ипокрена” Константин Мильчин задавал писателю каверзные вопросы о выборе и продажности

Писатель ответил, что фантастика – удел молодых авторов, которым не хватает жизненного опыта для работы в пространстве реализма.

Тюменцы пришли на набережную, чтобы пообщаться с экс-фантастом

«Потом ты понимаешь, что фантастика – это костыли, от которых хочется отказаться, – заявил Дмитрий Глуховский. – Без фантастических допущений писать интересней, спортивней и сложней. В какой-то момент российская реальность становится фантастичней и абсурдней любой фантазии, и пользоваться дополнительными гиперболами – бессмысленно. Мы, фактически, с 2014 года живём в альтернативной реальности, описываемой авторами фантастических романов. Это удивительное волшебное время – может, последнее или предпоследнее – и за ним очень интересно наблюдать изнутри и говорить о сегодняшнем дне».

Дмитрий добавил, что в фантастике собралось огромное количество халтурщиков, но добавил, что вообще лично знаком только с теми писателями всех жанров, кто уже отмечен премиями и участвует в фестивалях.

Порывы ветра грозили оторвать навес от земли – приходилось держать руками

«Их я и читаю, – рассказал Глуховский о своих литературных предпочтениях. – В этом смысле я типичный представитель читательского масс-маркета, который ориентируется на мнение критики и отборочного жюри. В обычной фантастике этого нету. Там огромное количество озлобленных, разочарованных в жизни халтурщиков, которые сформировали гетто, огороженное колючей проволокой не только снаружи – но и изнутри. И самые злые собаки лают в этом гетто отнюдь не снаружи. Когда я в этом разобрался, у меня не было никакого желания входить в этот мир. Я понимал, что, единожды замазавшись, отмазаться будет очень сложно и решил держаться от этих ребят подальше».

Стоит заметить, что к значимости литературы как инструмента формирования общественного мнения автор относится реалистично – а, значит, очень скептически. Он пояснил, что из сотни тысяч тиража популярных авторов будут прочитаны далеко не все книги – а телевизионные передачи каждый вечер собирают многомиллионную аудиторию.

На вопрос о том, сколько собственной личности автор вкладывает в создании литературных персонажей, Глуховский признался, что лучше всего давать героям свои пороки.

“Фантастика – это гетто”, – считают лекторы, выступавшие на фестивале

«Неживого героя от живого отличают изъяны, – пояснил он. – Это хорошо, но немного схематично использует Джорж Мартин, у которого изъян становится краеугольным камнем каждого персонажа. Если речь идёт не о внешних изъянах типа проблем роста или отсутствия конечностей, а о внутренних, глубинных – то это является той зарубкой, от которой можно начать выстраивать живого персонажа. Если это твой изъян, ты его можешь описать точней, чем, если ты, не будучи алкоголиком, пишешь про алкоголизм. Если быть трусом, садистом или психопатом – ты понимаешь, о чем речь. Если не хватает пороков на всех героев – расскажи про близкого человека. Это отличный способ снять груз с души и оживить персонажа. Положительные герои скучны и никому не нужны, кроме пропаганды. Мне, честно говоря, больше нравятся антигерои».

В сквере Борцов Революции перед читателями выступила критик Галина Юзефович

О «гетто российской фантастики» в своей лекции упомянула и самый популярный российский литературный критик и преподаватель Галина Юзефович. Её выступление было посвящено, в основном, проблемам, поднимаемым современными российскими и зарубежными авторами.

Литературный критик и преподаватель Галина Юзефович рассуждала о важности экспертного и народного выбора

Лекция на Цветном бульваре была , скорей, философской, чем литературной

Например, в 2018 году впервые с 1943 года, в связи со скандалом в шведской академии, не будет присуждаться Нобелевская премия по литературе – но читателей всегда интересовали причины выбора номинантов и вопрос коррупции в жюри. Прочитав произведение нобелевского лауреата, которое не понравилось, человек приходит к выводу, что нобелевка – ерунда. «Ведь правда, что на книжном рынке все куплено?- озвучила сомнения аудитории Галина Юзефович. – Правда, что никто не издаст книгу автора, если он не будет платить? А зачем критики вообще нужны? А почему все сегодня пишут о том, как их в детстве мама не любила».

Говоря о справедливости присуждения премий и востребованности «литературы о психологической травме», Юзевофич отметила, что литературная нобелевка внезапно попала в круг полемики вокруг вопроса, может ли нравственно небезупречный человек принимать решения, касающиеся культуры и насколько вообще важна нравственно-этическая характеристика для людей, занимающихся «прекрасным».

«Одним из вариантов проблемы «травмы» – это проблема навязывания чего-либо, – пояснила критик. – Излишняя экспертность суждения недемократична. Почему миллионами евро, которые получает лауреат, распоряжается маленькая закрытая группа людей, некоторые из которых нравственно несовершенны? Не будет ли более правильно, демократично и открыто отдать право решения широким слоям населения? Что лучше: экспертное авторитарное суждение – или суждение профанное, зато широкое и открытое? Нобелевская премия оказалась в фокусе этой полемики. У меня нет ответа на этот вопрос – зато есть ощущение, что через эту проблему проходит важный нерв сегодняшнего мира».

Публицист и философ, кандидат наук, доцент кафедры социальной философии СПбГУ Александр Секацкий рассказал о новых контурах человеческой персональности

Юзефович рассказала, что британский «Букер», переживающий аналогичные внутренние проблемы, вручил золотую награду лучшему роману за все полвека существования премии – этим произведением стал «Английский пациент» Майкла Ондатже. Победитель был определён самым демократичным способом – читательским голосованием, что вызвало оживлённую полемику.

Книжной ярмаркой интересовались как слушатели лекций, так и случайные прохожие

По мнению популярного критика, современной российской литературе не хватает если не «позитива» (ненавидимого многими слова) – то хотя бы отсутствии чувства безысходности и безнадёги.

Чемпионат по чтению вслух среди старшеклассников

«Назовём это отказом от отчаяния, – предложила Юзефович. – Отчаяние – это естественная реакция на боль и обиду. Но начинают появляться книги, в которых все больно и очень плохо, но из этого есть если не светлый и позитивный выход, но… ощущение, что боль – это не навсегда, и может стать чуть-чуть получше… Экзистенциальный ужас и ощущение правды – но без отчаяния. Мне кажется, эта тематика понемногу начинает проклёвываться. У меня есть ощущение, что новое поколение писателей уже отплакало травму двадцатого века и начинает выбираться в область, где жизни перестаёт восприниматься как бесконечная и исключительная боль».

Галина Юзефович заметила, что Урал и, в частности, Екатеринбург – настоящее месторождение современных литературных талантов. «Наверное, там что-то в воздухе», – предположила она. Профессор ТюмГУ Наталья Дворцова возразила, что Тюмени и Тобольску тоже есть чем гордится, назвав Виктора Егорова и Сергея Ханина, выпустившего в этом году книгу «Записки работяги». Московский критик призналась, что впервые слышит об этих авторах и книгах, добавив, что это всего лишь пара имён на фоне множества уральцев.

По соседству с серьёзными «взрослыми» лекциями проходили мероприятия детской программы: игры, увлекательные мастер-классы по изготовлению бумаги своими руками и созданию комиксов, а также чемпионат по чтению вслух среди старшеклассников.

Тюменская программа «Сибирской Ипокрены» – лишь промо-акция, а основная часть литературного фестиваля состоится 18 – 22 июля в Тобольске – на площадках Кремля, сада Ермака и Свободного молодёжного театра. В ней примут участие Майя Кучерская, Дмитрий Глуховский, Дмитрий Данилов, Александр Секацкий, Еремей Айпин, Всеволод Емелин, Вадим Шитов, Виктор Егоров, Владимир Богомяков, а также автор главной литературной сенсации года – романа «Петровы в гриппе» – Алексей Сальников. «Это первое событие такого масштаба не только в Тобольске, но и в Тюменской области», – отметил Константин Мильчин.

Оксана ИСАЕВА,
фото автора