Кино, ТВ и интернет для детей: возможна ли перезагрузка?

Тюменский опыт в области развития детского кино может быть распространен на всю Россию. На прошлой неделе в Москве на «круглом столе», организованном Общественной палатой РФ, на тему: «Визуальный ряд детства: детско-юношеское кино, телевидение, интернет. Возможна ли перезагрузка в рамках Десятилетия детства?» тюменцы – члены рабочей группы по развитию детско-юношеского творчества и дирекции международного кинофестиваля «Ноль Плюс» Николай Данн, Ирина Егорова, Александр Школенко и Алена Сычева – высказали свои предложения по развитию детского и семейного кино и телевидения. Они вошли в состав рабочей группы по формированию стратегии развития детско-юношеского кино в России, которая была создана комиссией по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Общественной палаты РФ. Проблем – много, но и пути решения – есть. Активисты предложили развивать практику проведения киношкол и киносмен, создать альтернативную сеть кинопроката и кинопоказов. Идей – много. Тюменские активисты выступили с инициативой создания в России Ассоциации кинопедагогов.

«Круглый стол» и заседание рабочей группы в Москве собрали неравнодушных к проблеме детского кино в России представителей киносообщества: режиссеров, представителей кинематографических вузов, киностудий, руководителей кинофестивалей, общественных деятелей. Участниками стали режиссеры Владимир Хотиненко, Владимир Грамматиков, Александр Адабашьян, актер Андрей Соколов, директор департамента кинематографии Минкультуры РФ Ольга Любимова, представители ОП РФ Денис Кирис, Элина Жгутова, представители кинофестиваля «Ноль Плюс» Александр Школенко и Алена Сычева и еще более двадцати деятелей.

Были обозначены основные проблемы и сложности. Очевидно, что детское и семейное кино и телевидение, а также интернет, фактически, имеют потенциал быть национальным стратегическим инструментом, оказывающим огромное влияние на ценностные установки и мировоззрение подрастающего поколения, которое в дальнейшем и будет формировать вектор развития государства. Но в объективной реальности эта сфера остается, по большому счету, на задворках государственной политики. Детско-юношеский кинематограф вынужден отвечать ряду факторов для того, чтобы как минимум существовать, а в лучшем случае, развиваться и процветать. Сфера держится и развивается сегодня практически целиком и полностью на энтузиазме.

Ключевой фактор – государственная политика. В идеале именно государство должно создать условия, чтобы детское кино воспряло и было востребовано. Кроме того, было отмечено, что воспитывающее детское и семейное кино вряд ли когда-нибудь «впишется в рынок» и сможет конкурировать с блокбастерами в кинопрокате, что автоматически заставляет задуматься о такой категории как рентабельность.

Существует дефицит кадров. В настоящее время в профильных российских вузах нет специальности или даже специального курса по режиссуре детского кино. Создание детских или семейных дебютных фильмов, например, сказок с поучительными мотивами или добрыми приключениями, обусловлено личным интересом или внутренней тягой авторов к таким жанрам, но таких творцов – единицы. Кроме того, по мнению участников дискуссии, сегодня крайне мало хороших сценариев для детского кино. В целом, детское кино в России сегодня – это элитарная сфера кинопроизводства, которой нужно заниматься.

Активисты не только перечислили проблемы, но и указали возможные «точки роста», грамотное использование которых позволит радикально изменить ситуацию. По их мнению, существенное значение имеет то, что есть всероссийские и региональные общественные организации, готовые к осуществлению альтернативного проката – организации массовых показов детских фильмов в школах, домах культуры, киноклубах и на других площадках десятков городов и даже сел. И это тот ресурс, которым важно пользоваться, популяризируя кино для детей и семейного просмотра.

Александр Школенко и Алена Сычева представили коллегам международную программу «Ноль Плюс» как технологию развития детского и семейного кино и кинопедагогики. Вопрос проката решается за счет проведения в школах городов и сел России кинопоказов и киноуроков. Ближайшая перспектива, которая увеличит охват зрителей и благополучателей – это онлайн-кинотеатр детского и семейного кино «Ноль Плюс». Он будет доступен каждому подростку, который проводит много времени в интернете, каждой семье и школе страны. Платформа станет каналом популяризации как короткометражного кино, которое ввиду своего формата имеет трудности с прокатом на телевидении и в кинотеатрах, так и полнометражного отечественного и зарубежного кино. Вопрос кадров решается через регулярные киношколы «Ноль Плюс», которые собирают на своих площадках детей и подростков, заинтересованных в кино и анимации, и профессиональных педагогов – режиссеров и мультипликаторов, дающих серии мастер-классов и создающих вместе с детьми фильмы. «Ноль Плюс» внес предложение о запуске системы взаимодействия с кинематографическими вузами, с тем чтобы их студенты и выпускники могли становиться наставниками для детей и подростков в кинематографе на местах, включая села и малые города.

Корневое понимание, к которому нужно будет обоюдно прийти сообществу, и вероятно на следующих заседаниях рабочей группы, – это система критериев, по которым должно создаваться детское и семейное кино, рамки допустимого и вариативность содержания, актуальные герои и темы. По этому пути идет «Ноль Плюс», отбирая и популяризируя лучшее детское и семейное кино со всего мира.

«Разработан план дальнейших встреч как на базе Общественной палаты РФ, так и на базе кинематографических заведений – ВГИКа, Союзмультфильма. Информационная работа будет продолжена. По итогам встреч будут формироваться резолюции для направления в профильные ведомства – в Минкультуры, Минпросвящения и так далее. Будем показывать, что общественность и творческое сообщество поддерживает развитие детского и семейного кино и телевидения. Сейчас о необходимости поддержки этой сферы много говорят, но на законодательном уровне мало действий совершается для изменения ситуации в лучшую сторону. Единственное, что хотелось бы отметить, сейчас в России стали поддерживать анимацию, в этом году. Школы планируют оснащать мультимедийным оборудованием, анимационные студии активно поддерживаются. А вот детское игровое полнометражное кино пока забыто. То, что появляется на экранах, это в большинстве случаев коммерчески ориентированное кино, которое едва ли можно назвать детским, – прокомментировал в беседе с корреспондентом PARK72.RU Александр Школенко. – В «круглом столе» принимал участие представитель Министерства культуры, а представитель от Министерства просвещения не пришел, сказал, что эта тема для ведомства не профильная, и они не видят целесообразности своего участия в подобной дискуссии. Хотя, на мой взгляд, эта тема должна быть интересна Министерству просвещения, ведь кино самым непосредственным образом связано с воспитанием и образованием. В дальнейшем будем продолжать реализацию новых инициатив и проектов. Например, мы выступили соучредителями Ассоциации кинопедагогов России. Сейчас оформляем организацию совместно с коллегами. Это будет общероссийский формат, с помощью которого мы планируем методически закреплять и распространять по стране и миру опыт, полученный в Тюменской области по приобщению детей к кинематографии и анимации».

Стоит отметить, что на сегодняшний деть благодаря дирекции международного кинофестиваля «Ноль Плюс» Тюменская область является пилотным регионом России, где кинопедагогика активно развивается. Киношколы успешно состоялись в Успенке, Тобольске. Сейчас в Тюмени завершается киносмена, организованная в летнем лагере для талантливых детей. Дети под руководством опытных наставников снимают собственные художественные и анимационные фильмы, знакомятся с кинематографом. Направление набирает популярность.

«В Тюменской области уже накопилась богатая практика в области кинопедагогики. Мы – пилотный регион. Наши киноуроки и киношколы популярны и знакомы многим. Сейчас мы ведем переговоры о проведении киношколы в Каменке, нас приглашают для проведения кинопоказов и мастер-классов в Исетское, Заводоуковск, Нижнюю Тавду, Абатское, – говорит Александр Школенко. – Мы рады, что кинематографом интересуются и, конечно, будем продолжать проводить занятия для ребят – в городах и селах Тюменской области. Мы заинтересованы в том, чтобы наш опыт методически закреплялся и приносил пользу – именно для этого мы создаем Ассоциацию кинопедагогов. С ее помощью, мы надеемся, что киносмены и киноуроки начнут проводиться и в других регионах России».

PARK72.RU

фото пресс-службы Общественной палаты РФ