Семиструнный мир гитариста Айнура Бегутова

Rz5cEjns1RY

21 октября 2013 г. в 19-00 в колледже искусств Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий состоялся концерт известного гитариста из Татарстана Айнура Бегутова.

Один из концертных залов колледжа искусств, уставленный изящными плетеными стульями, был полон. На стене – портреты известных композиторов. На сцене – черный рояль. В зале – молодежь, пенсионеры, женщины с маленькими детьми, мужчины. Пока ждали артиста (он разыгрывался), известный российский гитарист, педагог, публицист и историк гитары, преподаватель Тюменского колледжа искусств по классу гитары Михаил Сергеевич Яблоков выступил с небольшой речью. Пошутил о том, что это на Западе всегда начинают вовремя (слушатели еще подтягивались), а у нас принято опаздывать – поэтому мы и войну выиграли – беспорядок где-то сработал на плюс. Сказал, что от зрителей, особенно от маленьких детей, потребуется тишина и терпение – головокружительных музыкальных эффектов не будет, но будет глубокое погружение в музыку 19 века, от которой ухо современного человека отвыкло. Отметил, что во всем мире гитаристов, способных исполнять тот репертуар, который сегодня исполнит Айнур Бегутов, не более десяти человек.

Появился исполнитель – молодой, подтянутый, чернявый, немного похожий на испанца. Его встретили аплодисментами. Айнур Бегутов был немногословен, что и понятно – основной язык, на котором он говорит, это язык семиструнной гитары. Надо сказать, что на сто гитаристов-шестиструнников приходится один семиструнник. Это добавляло уникальности выступлению гитариста из Татарстана.

Перебрав несколько стульев – мягкий, жесткий и плетеный – Айнур сыграл первую композицию: вариацию на тему Беллини из оперы «Норма» А.О. Сихре (1773 – 1851). Слушатели почти что не дышали, пытаясь в полной мере проникнуться музыкальным духом 19 века.

В течение часа с небольшим прозвучали музыкальные номера: фантазия на тему романса М.Ю. Виельгорского «Бывало, бывало…» (В.С. Саренко, 1814 – 1881); Октябрь из цикла «Времена года» в переложении А. Бегутова (П.И. Чайковский, 1840 – 1893); вариации на тему русских народных песен «Ах, ты, матушка, голова болит», «Люблю грушу садовую», Русская мелодия (М.Т. Высоцкий, 1791 – 1837); музыкальная картина «Шествие зулусов», вальс «Снежинки» из балета «Навстречу солнцу» (М.С. Павлов-Азанчеев, 1888 – 1963); обработка романса «Хризантемы» (С.Д. Орехов, 1955 – 1998); обработка романса «Под чарующей лаской твоею» (С.И. Руднев, 1955 г.р.); Волынка (К.Г. Васильев, 1970 г.р.) и другие произведения.

После исполнения каждой композиции Айнур вставал и с улыбкой кланялся слушателям.

Концерт закончился фантазией на тему «Клен ты мой опавший» (А.А. Агибалов, 1940 г.р.).

Айнур сказал слова благодарности и признательности своему первому педагогу В.Ф. Богачкову за то, что тот открыл для него прекрасный мир музыки и русской культуры, где семиструнной гитаре отведено значительное место.

Было видно, что розовая рубашка Айнура взмокла от пота. В исполнение каждого произведения он вкладывался всеми телом и всеми чувствами. Слушатели тепло поблагодарили артиста.

После концерта желающие смогли приобрести CD «Русская фантазия», записанный Айнуром Бегутовым в 2013 году (с прозвучавшими на концерте композициями) и приуроченный к 240-летию А.О. Сихре.

Проект «Русская фантазия» – это дань почтения и уважения Андрею Осиповичу Сихре – патриарху целого поколения русских гитаристов, создавшему сотни сочинений и воспитавшему целую плеяду высокоталантливых учеников: С.Н. Аксенов, Ф.М. Циммерман, В.И. Морков, доктор В.С. Саренко, и мн. др.

Приведем в высшей степени характерный эпизод из жизни Василия Степановича Саренко, рассказанный художником Сухоровским. «Однажды ночью сильно заболела моя жена. Я бросился к первому попавшемуся доктору и очутился у В.С. Саренко. Прислуга привела меня в спальню, где я увидел доктора, сидящего на кровати и играющего на гитаре.

Он кивнул мне головой на стоявшее возле него кресло и продолжал играть.

– Доктор, – говорю я – извините.

– Сейчас, сейчас, – перебил он меня. – Вот слушайте… Растёт…

– Простите, всё это прекрасно…

– Только одну минуту, – перебил он меня, – Слушайте дальше. Какова музыка? А?

– Очень, – говорю превосходная, только…

– А вот и финал… Слушайте, слушайте…

Так проморил он меня около получаса, прежде чем мы отправились домой. Долгом считаю прибавить, что жене он очень помог, а играл он как никогда я больше не слыхивал … Превосходно играл…».

Содержание данного диска представляет собой экскурс по истории и эволюции русской семиструнной гитары в России. В рамках этого проекта семиструнная гитара предстает в диапазоне от классических вариаций до цыганских романсов, от оригинальных балетных номеров М.С. Павлова-Азанчеева до пьес написанных современным языком. Последовательность и чередование музыкальных номеров тщательно продумана, пьесы выстроены в своего рода концертную программу.

Тщательно подобранный репертуар, который охватывает основные вехи развития «русской гитары» с ее неповторимым ароматом звучания и близостью к городскому романс и народной песне, а также стильное и тонкое исполнение – все это говорит о культурном событии в гитарной жизни России.

Во вкладыше к диску приведены слова профессора консерватории г. Мюнстер Райнберта Эверса: «Новый CD Айнура Бегутова «Русская фантазия» является значительным вкладом в репертуар русской семиструнной гитары, которая почти исчезла из сознания мира гитар. Содержание диска охватывает как произведения композиторов – «классиков» начала 19 века, которые писали для этого инструмента, так и новые композиции, которые доказывают, что этот инструмент все еще востребован. Все исполнено непревзойдённо, с очень хорошим звуком и абсолютной музыкальностью. Я могу рекомендовать всем без исключения послушать данный диск и с нетерпением жду следующих записей Айнура Бегутова».

Благодаря Айнуру Бегутову, разностороннему, энергичному, молодому музыканту есть надежда, что не прервется связь времен и что семиструнная гитара продолжит свой путь и развитие на новом современном уровне.

Обладая певучим теплым звуком с нежной интонацией Айнур воскрешает для нас образы прошлого, передает прелесть и самобытность звучания прекрасного, но почти забытого русского инструмента.

fn0oLHU4Fto

Справка:

Айнур Бегутов – Заслуженный артист Республики Дагестан. Лауреат международных конкурсов в России, Израиле, Украине.

Музыкой начал заниматься под руководством Вячеслава Богачкова в музыкальной школе № 55 г. Махачкала. Затем продолжил обучение в Махачкалинском музыкальном училище им. Г.А. Гасанова, которое окончил в 2000 году. В дальнейшем получил блестящее образование в Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова (класс доцента Виталия Харисова, 2005) и в ассистентуре-стажировке при Российской Академии музыки им. Гнесиных (класс профессора Николая Комолятова, 2007).

В сентябре 2010 года завершил обучение в Аспирантуре Королевской консерватории Брюсселя (класс профессора Антигони Гони). Там же прошел теоретический и практический курс игры на ренессансной лютне (класс профессора Дирк Де Хертог).

Музыкант активно гастролирует. Выступал с сольными программами практически во всех регионах России. Гастролировал в Польше, Финляндии, Бельгии, Австрии, Люксембурге, Словении, Германии и на Украине.

По его инициативе и для него написан ряд сочинений для гитары с оркестром: «Дагестанский оркестр» и «Фантазия на цыганские темы» Виталия Харисова, Концерт для гитары с оркестром Рашида Калимуллина. Специально для А. Бегутова пишут музыку современные композиторы Сергей Руднев, Константин Васильев.

Отличительной особенностью А. Бегутова является то, что он активно пропагандирует «русскую гитару», возрождая репертуар, возрождая репертуар и традиции музицирования на семиструнной гитаре. Стал первым российским музыкантом, исполнившим концерт для семиструнной гитары и симфонического оркестра (Игорь Рехтин «Русский концерт»). По приглашению Россотрудничества в 2001 году выступил с программой из музыки русских композиторов в Брюсселе, Любляне, Вене, Люксембурге.

С 2005 года А. Бегутов совмещает концертную и организаторскую деятельность. Автор и художественный руководитель таких проектов как: Международный фестиваль «Классическая гитара в ХХ веке», Международный конкурс имени М.Т. Высотского, Абонементы «Диалоги с гитарой» и «Посвящение гитаре».

С 2010 года преподает в Казанском музыкальном училище им. И.В. Аухадеева.

 Андрей БАТАЛОВ

X59Ct7k667U

                                                                        Айнур Бегутов с учениками

Q2O9QGpOVfk

                                                                 с женой Натальей Бегутовой