Некоторые музыковеды назвали «кощунственной» современную адаптацию оперы Рубинштейна

Тюменский оркестр «Камерата Сибири» под руководством художественного руководителя и дирижёра Антона Шароева выступит на закрытии VII Санкт-Петербургского международного культурного форума в ноябре этого года. 

На сцене Государственного академического Мариинского театра тюменцы представят мировой культурной элите духовную оперу «Христос» – последнее крупное произведение русского композитора Антона Рубинштейна. Ведущие партии оперы исполнят заслуженные артисты России и лауреаты международных конкурсов.

Генеральный директор Тюменского концертно-театрального объединения Юлия Шакурская отметила, что это событие может открыть для региона новые перспективы. Она напомнила, что тюменские деятели культуры традиционно принимают участие в работе международного форума, но на «намоленной», по её словам, сцене Мариинки наш коллектив — единственный камерный оркестр в Западной Сибири — выступит впервые.

Заслуженный деятель искусств России, основатель, художественный руководитель и дирижёр оркестра «Камерата Сибири» Антон Шароев рассказал на пресс-конференции об истории создания открытия духовной оперы, которая более века считалась утерянной. Напомним, духовная опера «Христос» была написана в 1893 году — за год до смерти композитора. Автор либретто оперы — немецкий драматург XIX века Генрих Бультхаупт. По собственному признанию Антона Рубинштейна, создание духовной оперы было целью всей его творческой жизни.

«Больше не могу ничего писать, меня преследует понятие «Зачем», – зачитал Шароев материалы Рубинштейна. – Но сделаю исключение «Христу» – это последнее, что я хочу высказать».

Честь открытия оперного шедевра принадлежит Антону Шароеву, который в 2007 году обнаружил их в архиве Берлинской библиотеки. По его словам, поиски заняли пятнадцать лет. Маэстро, называющий себя внебрачным потомком Рубинштейна, сообщил об обстоятельствах написания оперы, восстановленных по историческим документам.

«У Рубинштейна умирает на руках двадцатилетний сын, – рассказывает Шароев. – Он уходит от жизни, поселяется у знакомых в Дрездене. Живёт в небольшом номере из двух комнат, в аскетичных условиях. Завершив работу над произведением, Рубинштейн, отослал издателю последние материалы и написал: «Еду умирать в Россию». Так и случилось».

Антон Шароев и Юлия Шакурская рассказали о подготовке к значимому событию

Маэстро изучил музыкальное произведение и адаптировал его для современного слушателя, сократив более чем на треть: с трех с половиной до двух часов. «Бультхаупт вся распределил по-немецки чётко — но получилось монотонно, – пояснил он. – За несколько лет работы я превратил это в двухчасовое исполнение». В редакции Антона Шароева опера состоит из четырёх картин с прологом и эпилогом, произведение рассказывает о земной жизни Христа.

Современная адаптация утерянного шедевра вызвала как хвалебные, так и критические отзывы.

«Некоторые музыковеды заявили, что это кощунственно: «хирургическое» вмешательство в чужое, созданное гениальным человеком, – вспоминает Шароев. – Я им ответил: почему кощунственно? Шостакович несколько лет работал над «Хованщиной» Мусоргского, который не успел ее закончить».

Директор Тюменской филармонии Андрей Чувашов

В следующем году Антону Шароеву исполнится 90 лет. О грядущем юбилее маэстро говорит резко и неохотно: «Не хочу, чтобы мне на 90-летие подарили цветочки и тут же уволили. Мне не нужны эти чествования моего печального возраста — но я ещё многое могу сделать».

Рассказывая о подготовке к знаковому выступлению, Антон Шароев напомнил, что этот проект — плод совместных усилий «Камераты Сибири» и Хоровой капеллы Тюменской филармонии под управлением заслуженного артиста РФ Альберта Мишина.

PARK72.RU