У каждого видеопродукта есть свой зритель. Кто-то любит сериалы, кто-то – авторское кино; один получает удовольствие от ужастиков, другой от мелодрамы. Но знакомство с миром кино в раннем детстве у всех начинается одинаково: с мультфильмов. Мне всегда казалось, что мультики должны делать особенные люди – добрые, веселые, не совсем повзрослевшие. Именно таким человеком оказалась моя собеседница, Светлана Андрианова, режиссер, сценарист и художник анимации. В Тюмень Светлана приехала работать в жюри 6-го Международного кинофестиваля «Ноль Плюс».
– Начнем с традиционного вопроса: с чего началась ваша карьера?
– С 7 лет у меня забирали рисунки на выставки. В 8 лет я поступила в художественную школу и обучалась там три года. А в 11 лет я начала жить одна, переехала в Москву для обучения в художественном лицее и уже получала образование. Это трудный и важный путь к достижению свой цели.
– Как вы поняли, что хотите стать художником анимации и режиссером короткометражных мультфильмов?
– Нужно понять, кем ты хочешь быть. Это же такая сила мечты, когда ты просыпаешься и думаешь об этом! Когда я была маленькой, я еще не знала, что можно заниматься анимацией и что это вообще такое. Я просто хотела быть художником. Но самое главное-это думать об этой профессии, мечтать и жить ей.
– Что Вы хотите донести до зрителей своими мультфильмами?
– Для меня очень важно не только, чтобы были красивые картинки или персонажи бегали, как-то взаимодействовали. Всегда важно в любом произведении искусства, будь то музыка или картина, послание к человеку, чтобы мультфильм или фильм давал повод задать себе вопрос. Чтобы человек пришел не только повеселиться, посмотреть его и хорошо провести время, но еще и для того, чтобы задуматься о чем-нибудь и была какая-то мораль.
– В каких техниках анимации Вы бы хотели себя попробовать?
– Я уже себя попробовала в таких техниках, как рисованная и кукольная. На кукольный прием я сняла анимацию «Два трамвая», который занял гран-при фестиваля детского и семейного кино «Ноль Плюс». А «Жил был дом» -это компьютерная рисованная анимация.
– С каким фильмом Вам больше понравилось работать и почему?
– Над которым было легче работать и меньше сил и времени занимал. Например, были фильмы, которые мне быстро давались. Допустим, «Зеленые зубы». Я его сняла за 2 месяца. А бывали, которые никак не давались годами. Все переснималось или вовсе забрасывалось.
– Поколение наших бабушек и дедушек застало времена, когда отечественные мультики были в каждом доме в больших количествах, их все знали и любили. До сих пор любимыми героями детей остаются Винни-Пух и Бременские музыканты, Кот Матроскин и Голубой щенок, Чебурашка и Крокодил Гена, Карлсон и Забава. Список можно продолжать почти бесконечно. Сегодня на виду только Смешарики, Лунтик, Фиксики, Маша и Медведь и три богатыря – пожалуй, все. Что происходит с анимацией в России?
– Могу сказать только одно: все режиссеры анимации стремятся уехать из России. Здесь нет «почвы» для анимации. В той же Франции бюджеты в разы больше, чем у нас. А у нас заработать деньги можно только тогда, когда ты занимаешься коммерческой анимацией, рекламой или сериалами. Ситуация плачевная и прожить на этом трудно. По этому поводу у меня пессимистический настрой. Я не очень верю в то, что анимация будет дальше развиваться. Как я уже сказала, нет той «почвы». Сегодня в стране мало аниматоров, мало людей, которые хотят делать мультфильмы. Исправить ситуацию смогут, скорее всего, уже новые люди, художники нового поколения, которые, дай Бог, смогут поднять анимацию.
– Какие мультфильмы вы можете посоветовать смотреть детям?
– Для формирования детского ума может подойти все, что сделал во времена СССР «СОЮЗ мультфильм». Тогда производству мультфильмов действительно уделялось большое внимание. Те мультфильмы несут в себе воспитательную функцию. Поэтому их помнят и смотрят, современные родители, выросшие на них, показывают их своим детям.
– Над чем вы планируете работать в дальнейшем?
– Сейчас я работаю над фильмом по рассказам Даниила Хармса, но никогда не знаешь наперед, чем ты будешь точно заниматься. Идеи сами приходят к тебе. А может кто-нибудь рассказал историю, она цепляет, попадает в тебя, как «зерно в почву», и со временем оно либо прорастает, либо нет.
– Дайте несколько рекомендаций для начинающих аниматоров и расскажите, с чем придется столкнуться в начале своего пути.
– Одно могу сказать: в эту профессию нужно идти, если ты жить без неё не можешь. Как говорил известный режиссер Константин Бронзит: «К съемкам фильма можно приступать тогда, когда ты не можешь больше ничем заняться и ты не можешь без этого жить». Так же и с профессией. Когда у тебя есть цель и ты к ней стремишься, тогда стоит идти в эту профессию.
Алина ГИЗЗАТУЛЛИНА,
фото Дарьи ДЕМИДОВИЧ
пресс-центр фестиваля, детский медиа-холдинг «Академия радости»