Живопись иглой и нитью: В мастерских Иоанно-Введенского монастыря возродили сибирское золотошвейное искусство

За несколько лет терпеливого труда монахиням удалось восстановить золотошвейную технологию, полностью утраченную в монастыре после революции  1917 года. Выставка вещей, расшитых сестрами тобольской обители с помощью золотых и серебряных нитей, открылась в галерее сувениров «Легенды Сибири» при поддержке Фонда развития «Содружество». Представители фонда считают, что знакомство тюменцев с древней техникой рукоделия, положит начало к более широкому возрождению сибирского золотного шитья.

Первые упоминания о вышивке золотом на Руси встречаются в 11 столетии, но особенно много описаний сохранилось, начиная с 15 века. До сих пор в музеях можно найти изделия тех далеких времен, и чаще всего это богослужебные предметы, которые было принято украшать особенным образом. На выставке «Золотное шитье Сибири», открытой в Тюмени, представлено несколько церковных раритетов конца 19 века: детали нимба и богослужебной пелены, а также фотокопия Господской Плащаницы. Старинные образцы отличаются разнообразием материала и, не смотря на время, сохраняют благородный отблеск золота. Рядом с древними экземплярами размещены современные, яркие, объемные вышивки, которые выполнены руками мастериц, под их молитвы, между богослужениями и трудами в монастыре.

«Наш монастырь исторически имел множество мастерских, в том числе и золотошвейную, – рассказала гостям настоятельница Иоанно-Введенского монастыря, игуменья Анна. – Есть упоминание о том, что сестры принесли в дар Николаю Александровичу – будущему императору, вещи, изготовленные в мастерской: туфли, расшитые золотом, записную книжку, и об этом сказано в исторических документах. Хотя до революции 1917 года монастырь существовал как женский всего около 60 лет, тем не менее, монастырем было сделано очень много. И нами современными монахинями тоже владеет желание заниматься развитием обители и возрождением традиционных видов творчества».

На выставке можно увидеть иконы, хоругви, литургические комплекты, платы под кресты, богослужебные закладки и даже Плащаницу – самое трудоемкое задание для церковной вышивальщицы. Если закладку можно осилить за неделю, то Плащаница, которая используется в богослужении несколько раз в год, может создаваться в течение многих лет. В монастыре не только работают вручную, есть и вышивальная машина, она используется для более стандартных задач, например, для оформления рушников, которые используются в ходе венчания.

Также в зале представлен плат под выносной крест, выполненный люрексной нитью, и вышитые вручную иконы Святителя Иоанна Тобольского и мученицы Дорофеи.

«Золотное шитье – это нанесение на ткани золотной и серебряной нитью различных узоров, изображений, священных ликов, – рассказывает настоятельница монастыря. – Часто изображаются узоры, травы, плоды. В церковном искусстве все символично, поэтому в работах, помимо священных изображений, мы применяем образы винограда, лилии, граната. Так, виноград символизирует таинство причастия, лилии – чистоту Богородицы, если гранат, то это – духовный плод. Иногда изображают райских птиц или павлинов, как символ человеческой души. Как правило, павлин, припадающий к чаше, передает образ человека, припадающего к Богу, как к чаше жизни».

Вышитые хоругви

Настоятельница Тобольского Иоанно-Введенского монастыря Анна

Фрагменты вышивок 19 века

Золотное шитье требует железного терпения. Усидчивость, пожалуй, главное качество необходимое для этого вида рукоделия. Для разных предметов используют разные виды техник – шитье по карте, шитье по настилу, методика мягкого шва и т.д. Используются разные материалы – шелк, бархат, также предметы церковного обихода украшают жемчугом.

Инокиня Соломония показала тюменкам, как она обычно вышивает закладку для богослужебной книги. В составе золотной нити содержится 5% драгоценного металла. Иногда нескольких нитей скручивают в тонкий шнур, а потом иголка в руках мастерицы выполняет необходимый орнамент. Нити из золота производят на единственном в России Денисовском заводе, под Владимиром.

«Скрученные в несколько раз нити мы обрабатываем воском, они становится крепче и не «пляшут», – комментирует монахиня Соломония. – Сначала рисунок переводим на ткань через копирку, потом вышиваем контур, а после – начинаем основную работу. Чтобы подобрать цвета, помощником станет образец или икона. В этом деле самое главное терпение, приходится долгое время сидеть в одном положении – это нелегко, но мы воспринимаем этот труд как славление Бога».

Вышивка на плате

Игуменья Анна

В тобольском монастыре золотошвейное искусство возрождают небольшими шагами. Начинали самого простого, что-то освоили самостоятельно, по книгам, затем консультировались у специалистов из Торжка и сестер старейшей Шамординской пустыни. Все монахини (сейчас в монастыре 25 сестер), включая настоятельницу, владеют волшебной игольной живописью, рассказала в интервью корреспонденту PARK72.RU игуменья Анна.

Кор: Все было утрачено после революции в монастыре, как вы восстанавливали технологию, она ведь достаточно сложная?

Настоятельница Анна: Я вышивала до монастыря, потом начала заниматься золотным шитьем, мой конек – твердое шитье по карте. Сама училась стежок за стежком, изучала вышивание по энциклопедии женского рукоделия. Потом к нам приехала Елена, закончившая Торжокское золотошвейное училище, и она показала некоторые тонкости, освоив которые, я стала вышивать гораздо быстрее, стала применять мягкие швы. Так постепенно сестры монастыря научились шаг за шагом этим технологиям.

Кор.: В чем разница светского и церковного подходов?

Настоятельница Анна: Помимо молитвы, существует очень жесткий канон, иначе, если мы начнем сочинять с материалами, с техникой, у нас просто ничего не получится. Это правильный подбор материала, выбор нитей. Как и в любой профессии, здесь хоть и не миллион, но тысяча особенностей!

Кор.: Сейчас над чем работают сестры в мастерской?

Настоятельница Анна: Сейчас у нас выполняется Плащаница в технике 15 века. Используются золотые и серебряные нити. Но, перепад температур грозит окислением, поэтому мы не привезли ее сюда. Плащаница – самый сложный предмет, она в работе уже около 5 лет. Делается в технике традиционного русского лицевого шитья. Это очень большой труд.

Если вышивальщица работает одна, то на изготовление церковной Плащаницы уходит по нескольку лет. На выставке представлена Плащаница Богородицы.

Особо тщательно походят к созданию лика. Нитки должны лечь так, чтобы передать особое духовное надмирное выражение лика.

Кор.: Золотная нить – дорогая, хватает ли средств на ее закупку?

Настоятельница Анна: Мы сами зарабатываем. У нас работают мастерские. Во-вторых, мы давно уже закупили, есть некоторый запас.

Кор.: Вы выступаете за возрождение древнего сибирского искусства, а где его можно применить в современной жизни?

Настоятельница Анна: Все, что угодно можно создать! Конечно, в первую очередь, речь о создании красивых элементов женской одежды, хотя и для мужчин можно было сделать что-то интересное. Раньше всегда была традиция иметь в каждом доме хорошее льняное столовое белье, помеченное монограммами, вышивкой. Это были красивые вещи, которые передавались из поколения в поколение. Также вышивка может использоваться на шарфах, сумках, кошельках, головных уборах.

Кор.: Хватит ли времени и терпения у наших светских современниц на такое ювелирное занятие?

Настоятельница Анна: До революции рукоделие входило в программу обязательного обучения любой девушки. Дочери Николая Второго и императрица Александра Федоровна никогда не проводили время праздно, занимались вышивкой и рукоделием. Что крестьянки, что дворянки, что царственные особы  – все учились этому искусству. И мы надеемся, что будет интерес у тюменок к освоению этой технологии.

Краевед Владимир Полищук

Кстати, присутствовавший на открытии выставки, тюменский краевед Владимир Полищук, сразу внес предложение настоятельнице – создать вышитый логотип Конька-Горбунка, который можно было размещать на любой одежде. Таким образом, по словам краеведа, образ любимой сказки Петра Ершова, будет прочно связан с брендом Тюмени и поможет сделать наш край еще более узнаваемым в стране и мире.

Образ Конька-Горбунка уже присутствует в монастырском творчестве. На выставке представлено два стенда с работами из фарфоровой мастерской. В различных изделиях из фарфора, расписанных вручную, отражена духовная тематика, запечатлена память о Царской семье. Есть и изображения, связанные со сказкой «Конек-Горбунок». Некоторые предметы, привезенные из монастыря, решено отправить на выставку в областную Думу, посвященную 185-ой годовщине сказки Петра Ершова.

Фарфор из монастырской мастерской

Владеет фарфоровым мастерством монахиня Елизавета. От приготовления смеси до обжига и росписи – все делают в женской обители

Председатель Фонда развития «Содружество» Елена Сулейманова поблагодарила всех организаторов за сотрудничество и выразила надежду, что удастся не только возродить древние промыслы, но и интегрировать их в современное искусство. По ее словам, возрождение золотошвейного дела в Тюменской области будет проходить при поддержке регионального департамента культуры и представительства кафедры ЮНЕСКО ТГИК.

Творчество присуще человеческой природе, говорят мастерицы из Тобольска. И поясняют – человек создан по образу и подобию Бога – Творца, и поэтому абсолютно в каждом, здоров он или болен, молодой или пожилой, заложены большие творческие силы, которые надо в себе раскрыть и применить.

Елена КУХАЛЬСКАЯ,

фото автора