Николай Старченков: «Все, что я писал, я писал для тебя»

Близится  тюменский зимний бардовский фестиваль имени Николая Николаевича Старченкова. Что знают зрители и конкурсанты об этом знаменитом барде? В этом интервью мы побеседуем с Татьяной Федоровной Старченковой, женой ушедшего музыканта и поэта. Именно она расскажет нам о судьбе тюменского барда.

— Расскажите историю вашего знакомства. Чем вас покорил Николай Николаевич?

— Мы познакомились в 1980 году. Я приехала по распределению после обучения в техникум на станкостроительный завод. Это распределение по сути организовала я сама себе. Так как техникум, в котором я обучалась был электромеханическим, меня взяли в отдел главного энергетика. Немного поработала и меня отправили в командировку в Ленинград. Задание нужно было получить в отделе главного механика. Захожу в отдел и вижу нового сотрудника, посмотрела на него оценивающе, сидит такой в коричневом костюме в клеточку, до сих пор помню, кудрявый, с длинными волосами. Нужно сказать, что мне не нравились тогда кудрявые парни. А Коля мне рассказывал, что увидел, как заходит такая красивая, стройная девушка, у него даже в зобу дыханье сперло. Увидел меня и сразу подумал, что я буду его женой. Об этом я узнала только после свадьбы. В общем, уехала я в командировку без всякой влюбленности. Все часто говорят про любовь с первого взгляда. Так вот с первого взгляда не было. В командировке все свободное время посветила музеям, смотрела, как разводят мосты, любовалась белыми ночами. Сплошная романтика. Вернулась в Тюмень в середине июня. В день молодежи все комсомольцы нашего завода отправились на стадион. Вот там-то мы с Колей уже начали общаться, а потом вместе ездили в какой-то молодежный лагерь, где он играл песни на гитаре и заливался соловьем. Коля покорил меня знанием авторской песни: Булат Окуджава, Александр Суханов. Мы стали ходить на свидания, один раз пошли с друзьями в кафе, Коля там вилки гнул, веселил нас и ел рыбу. Меня покорило то, как аккуратно он ее ел. Коля всегда говорил: «Рыбу, птицу и девицу берут руками». Потом было предложение, заявление в ЗАГС и 11 октября свадьба. Вот так мы и познакомились.

— Николай Николаевич окончил машиностроительный техникум. Как он стал поэтом?

— Коля не хотел учиться в машиностроительном техникуме и уже тогда видел свое призвание в другом. Как он рассказывал, он хотел учиться в училище искусств, но его родители хотели, чтобы сын получил техническую профессию. В машиностроительном Коля играл в местном театре, спорил с преподавателем литературы (доказывал свою точку зрения). Уже тогда он начал немного писать стихи, но основной толчок к этому был, когда мы жили в Казахстане. Я была беременна первой дочерью, Наташенькой, квартиры не было, жили у родителей, хотелось самостоятельности. Моя мама, проживающая в Казахстане, написала нам письмо, что мы можем получить квартиру по вызову. При молодом городе в этой республике находился завод резиново технических изделий, в мае 1981 мы отправились туда, Колю туда направили в качестве слесаря. Мы получили трехкомнатную квартиру. Как и было положено по вызову, Коля поработал в цехе подготовки три года и решил, что работу нужно менять. Родилась вторая дочь – Женечка ,а зарплаты были не большие. А так как мы жили в шахтерском краю, то куда? Конечно, в шахту. Он там работал и был рад, что мужская работа у него. Но один раз он попал в завал, естественно камнями ему прилетело. Позвоночник начал подводить, выявили проблему, которая могла решаться только оперативным путем. Тогда операции были не такие высокотехнологичные, а боли страшные, ходить практически перестал, мне сначала сказали, что опухоль. Представляете, что я тогда пережила .Он лежал в больнице в Караганде, на руках двое детей, ехать туда за 50 километров. Такой путь я преодолевала каждые выходные больше года. Из больницы Коля вышел на своих ногах, но с костылями. 4 февраля 1987 года Колю отправили на инвалидность, вторая группа, без права на работу. Коля начал писать, когда находился на реабилитации дома. Ложимся спать, просыпаюсь, мужа рядом нет, и свет горит на кухне. Сидит ночью с карандашом и тетрадью, стихи пишет. Первые его стихи появились 1986-м году. Постепенно их стало все больше и больше, гитара в доме всегда была, поэтому вдобавок к стихам он стал сочинять музыку, стали появляться первые песни. Я была ,конечно, первым слушателем. Так он стал писать. Кто-то бы сказал: « от безысходности», а я скажу: « по призванию».Плюсом в Казахстане у нас была очень интересная жизнь, в нашем доме было очень много Колиных друзей, много посиделок у нас в квартире, которые повлияли на его творчество.

— Мы все знаем Николая Старченкова, как автора и исполнителя. А каким он был отцом, мужем, сыном, дедом?

— Каким он был отцом? На собрания к девочкам в школу в основном ходил Коля, также являлся участником  родительского комитета. У него был дар к рисованию, все в школьные газеты были нарисованы им, наши дочки очень этим гордились. Помню как-то  мы с девочками ездили в Иссык-Куль отдыхать, когда вернулись, Коля нас встретил. Обрадовал девочек худющим и страшнющим чёрным чудом — котом, которого мы назвали Кузей, а потом оказалось, что это кошка. Однажды с нами приключилась такая история: девочки, как и все обезбашенные подростки, поехали в какой-то танцевальный клуб, было им где-то 14-15 лет, не смогли вовремя вернуться домой и заночевали у бабушки своей подруги. Сколько мы за эту ночь пережили, на такси по всем клубам их искали, нет нигде. Только утром к нам пришли родители подруги, сказали, что все в порядке, и что скоро они приедут домой. Мы всю ночь у окна продежурили, а Коля так разволновался, что ему вызывали скорую. Каким он был сыном? Хорошим, мама у него всегда была на первом месте, каждый день проведывал, как она, проблемы её решал. Каким был дедом? Но это вообще отдельная история. Внучек звал: « Макофки мои».Настёна ,старшая, танцевала под дедушкины песни цыганочку. Юлечка помнит дедушку и часто говорит, как она скучает.

— Длительное время существовал дуэт: Николай Старченков и Леонид Мараков. Как сложился дуэт?

— Мы жили в Казахстане. Коля начал заниматься авторской песней, начал ездить на фестивали. В 1986-м году организовал клуб «Пластилин» В это же время в Караганде организовался клуб «Марианна», от них Коля узнал, что есть хороший музыкант, и зовут его Орфей. Он очень хотел с ним познакомиться. По воле судьбы это вышло случайно, на вокзале, ехали в один город на фестиваль, разговаривали в поезде, играли, пели, в общем познакомились и с тех пор не расставались. Лёня очень часто приезжал к нам и неделями жил у нас, пока я была на работе, они сочиняли и писали, когда я приходила, они показывали, что получилось. Нужно было видеть, как они понимали друг друга. Лёня вносил свои нотки в Колины песни, импровизация, проигрыши, хвостики. Песни, конечно, звучали по-другому. Они стали лучшим дуэтом Сибири в 1992 году, а Коля стал лучшим автором Сибири.

— В этом дуэте Николай Старченков сочинял стихи и музыку к песням, но не разделял творчество на свое и Леонида, то есть песня считалась написанной в соавторстве. Почему?

— Не совсем так, конечно. Работали они долго вместе, диски записывали вместе, в студии. Но слова Колины, музыка Колина, аранжировки Ленины, поэтому, конечно, можно сказать, что и в соавторстве, но это будет не совсем справедливо по отношению к Коле, я так считаю.

— Изменился ли как-то характер Николая после того, как он стал знаменитым? Ему свойственна была «звездная болезнь»?

— Совсем даже нет. Для меня точно нет, это был, прежде всего, мой муж. Звезда — это где-то там, на сцене. Конечно, у него были фанатки и фанаты до самой смерти. И это было нормально, у Коли песни высшего пилотажа, они певучие, со смыслом, легко воспринимаются и принимаются. Я его «звёздность» не чувствовала вообще, и как-то вообще не брала это даже во внимание. Коля это ценил.

— Вообще бытует мнение, что быть женой поэта очень непросто. Это так?

— С любым творческим человеком, мне кажется, достаточно сложно жить. Это люди более тонкой душевной организации, им нужны эмоции, общение с друзьями. Коля всегда говорил, что дружба — это понятие круглосуточное. Конечно, я неоднозначно относилась к тому, что у Коли не было стабильности в доходах. Но здесь дело в другом. Что значит быть женой творческого человека? Первые песни — твои, ты — первый слушатель, тебе посвящают, для тебя поют. Я как-то у Коли спросила: « А почему ты мне так мало писал?», а вы знаете что он ответил: «Все, что я писал, я писал для тебя.».

— Есть ли какие-нибудь интересные истории создания песен?

— Конечно, есть и не одна. Но я вам одну из историй расскажу, чтобы была какая-то недосказанность. История создания песни «Март». Название у нее всегда было разное: «Чайничек»,  «Песня мартовского кота». Там есть слова: «песни петь, да девкам нравится», я приехала с сессии, не успела зайти домой, он мне говорит: « Мать, послушай какую песню написал,» и спел. Я смотрю на его глаза, у него они, точно, как у мартовского кота, масляные. И я говорю ему, конечно, шуткой: « Уж больно хороша была песня, глаза у тебя гадские и песня у тебя, как стон мартовского кота, и ты сам как тот кот.».Вот с этих пор эта песня и закрепилась, как песня мартовского кота.

— К лауреатсву на Грушинском фестивале Николай шел 9 лет. Насколько значимы для него были победы на конкурсах, оценка коллег по цеху?

— Эта история века. Коля с Леней каждый год ездили на фестиваль, каждый год заявлялись на конкурс, и каждый год дальше первого тура не проходили. По всем полянам пели Колины песни, ребят не пропускали мимо костров, просили спеть. Как говорится, знаменитыми они стали вопреки. Над ними уже шутили, но они с шутливой серьезностью шли на конкурс. В итоге им просто принесли дипломы лауреатов и сказали «Не позорьтесь, и нас не позорьте.».Так они стали лауреатами Грушинского фестиваля.

—  У вас есть любимая песня Николая Старченкова?

Их много, но самые любимые – это «Тихая песня», посвященная нашим дочкам, «Ангел» — это уже внучкам. И, конечно, есть очень печальная, наша боль, это «Солнышко». Но в целом, я люблю все его творчество.

 — Что вы чувствуете, когда узнаете, что песни Николая люди слушают и поют, но не знают имени автора?

—  Однажды Колину песню пел какой-то мужчина на передаче «Играй, гармонь!», песню «Караганда поют в Караганде». Мне говорили, что какой-то молодой исполнитель выдал его песню за свою. Это неуважительно по отношению к автору. Но если люди слушают, поют около костра, в своём кругу, не зная имени, это совершенно нормально. Я тоже когда-то не не знала, но пела. Всему свое время. Все в этой жизни относительно.

— Имя Старченкова сегодня носит тюменский фестиваль, этого достаточно, чтобы сохранить память о вашем муже?

— Я знаю, что ещё на обеде ребятами было принято решение, дать тюменскому фестивалю имя Старченкова Николая Николаевича. Мне кажется, ребята даже подумали единогласно об этом. Сергей Ломакин, Марина Дмитриева, Марина Солотова, уже потом мне об этом сказали. В феврале 2017 г.фестиваль носит Колино имя. Ребята, я вас люблю и понимаю, как вы любили и уважали Колю, Коля — это совесть, Коля не любил врать, к нему, как к истине в последней инстанции, все прислушивались. И сейчас он самый благодарный слушатель там, на облаках. Мне кажется, это присутствие ощущают все зрители и конкурсанты. И это, конечно, заслуга, не побоюсь этого сказать, всех организаторов  и бессменного нашего директора Сергея Ломакина. Говорю вам всем «спасибо» за память, за организацию, за любовь к своему делу, и от себя лично, и от всей нашей семьи. Желаю фестивалю жить вечно, давать память другим ребятам, поддерживать и выводить их на сцену. Достаточно ли этого фестиваля для памяти? Конечно, это много, но хотелось бы еще издать книгу, к слову, она уже почти готова, но пока, это только в мечтах.

Закончить это интервью мне бы хотелось словами из стихотворения Николая Николаевича:

Есть у поэтов две мечты,

Святой, наивной простоты,-

Пред тем, как кануть в бесконечность,

Всего, что могут не успеть,

Недосказать и недоспеть.

Есть два боренья – век и вечность.

Мы должны хранить память о нашем талантливом земляке, гордиться тем, что он смог превозмочь все жизненные невзгоды и пойти по пути счастья, творчества, развития. После себя поэт и музыкант оставил целый фестиваль, который помогает молодым талантам реализовываться. Тюменский бардовский фестиваль имени Николая Николаевича Старченкова – это уникальная возможность быть услышанным.

Надежда КОЗЬМИНЫХ,

детский медиа-холдинг «Академия радости»

 

 

 

 

 

 

21+

Развитие событий

12.02.2020 Этот материал
3 дня спустя Зимний бардовский фестиваль имени Николая Старченкова открыт