Тюменские театры объединят и обезличат?

LDL_5945

Год культуры в Тюменской области будет ознаменован очередной революцией. На этот раз – в театральной сфере. Губернатор региона Владимир Якушев еще в декабре 2013 года подписал распоряжение «О реорганизации государственных автономных учреждений культуры Тюменской области». Суть его сводится к объединению пяти крупных учреждений культуры – филармонии, драмтеатра, театра кукол и масок, ДК «Нефтяник» им. В.И.  Муравленко и Тобольского драмтеатра им. П.П. Ершова. На их базе, по замыслу губернатора, будет создано Тюменское концертно-театральное объединение.

В общем-то, для Тюменской области, это не первый подобный эксперимент. Предыдущий и весьма похожий – был проведен с музеями: тогда все действующие в областном центре музеи объединили в музейный комплекс им. И.Я. Словцова… Сложно сказать, стала ли новая структура работать эффективнее, но кадры из музея как уходили, так и продолжают уходить. Сбежал даже проработавшие несколько лет директором учреждения экс-депутат тюменской городской думы Павел Головин… Сейчас он – музыкант, занимается продвижением своей рок группы…  А здание-долгострой, которое по замыслу должно было стать главным и основным экспозиционно-выставочным центром музея, до сих пор не достроено и пустует…

Бог с ним, с «прошлым»  укрупнением. Поговорим о новом – театральном.

Итак, как уже было сказано выше, тюменские театры губернатор решил превратить в театральное объединение. Причем появиться оно должно уже к 1 апреля 2014 года…

Идею эту, нужно сказать, одобряют далеко не все. Более того – о том, что подобное укрупнение – не лучшая идея, Губернатору Тюменской области указали даже маститые культурные деятели из Москвы – председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин и первый замминистра культуры Владимир Аристархов.

«Насколько мне известно ни театральной общественности, ни руководителям театров не представлен бизнес-план, нет даже экономического обоснования предлагаемых изменений, – пишет Калягин. – Я вас очень прошу: не торопитесь, необходимо принять взвешенное решение. Я убежден, что при таком объединении существует реальная угроза того, что театры превратятся в прокатные площадки, которые заполнит дешевая столичная антреприза. И тогда Тюмень из города высокой культуры вновь превратится в «столицу деревень». С полным текстом письма Александра Калягина можно ознакомиться – здесь. Его смущает и тот факт, что реорганизовывать в Тюменской области намерены эффективные театры, а не убыточные предприятия – как рекомендовал глава государства Владимир Путин.

Также в декабре Владимир Якушев послал Калягина с его комментарием куда подальше…

«Я с уважением отношусь к мнению и позиции этого человека, но что касается принятия управленческих решений в рамках собственных полномочий, я оставляю это право за собой. Были серьезные опасения, как бы такое объединение не повлияло на творческую деятельность. Но все управленческие решения, которые будут приняты, естественно, не повлекут за собой последствий, способных повлиять на творческую деятельность коллективов. Они будут связаны только с упрощением управления этими структурами и сокращением административно-управленческого аппарата. На жизни артистов это никак не отразится, поэтому я думаю, что переживания излишни. Я тоже люблю культуру, искусство, очень хорошо к этому отношусь и тоже волнуюсь, чтобы управленческие решения ни в коем случае не повлияли на творческий процесс», – заявил в преддверии Нового года губернатор.

В январе к обсуждению темы вернулись вновь. В то время как в правительство региона на имя губернатора Тюменской области пришло письмо, подписанное первым заместителем министра культуры РФ  Владимира Аристархова. «Подобная реорганизация может привести к невыполнению показателей «дорожных карт», нарушению пенсионного законодательства Российской Федерации и, кроме того, отрицательно сказаться на процессе предоставления услуг населению, обеспечении доступа к культурным ценностям, – пишет Аристархов. – Минкультуры России выражает крайнюю озабоченность сложившейся ситуацией, способной создать дисбаланс учреждений культуры Тюменской области, и считает целесообразным сохранить статус указанных субъектов как самостоятельных хозяйствующих субъектов».

В прессе уже мелькали и комментарии местных глав театров. Руководитель филармонии – Михаил Бирман – не против. Еще бы – ему в первую очередь прочат место главы вновь образованного холдинга, а вот, например, глава Тюменского драмтеатра Сергей Осинцев и руководитель театра кукол Василий Пустыльников высказывают опасения. Первый признался журналистам, что ему, как человеку более 20 лет проработавшему в театре,  не приятно думать о том, что театр перестанет быть самостоятельной юридической единицей, второй – высказал опасения, что реорганизация может негативно отразиться на пенсионных льготах театралов…

Называлась в прессе и сумма, которую удастся сэкономить в результате реорганизации за год. Речь идет о 10-20 млн. рублей. Эти данные (http://izvestia.ru/news/564092) газете «Известия» озвучила директор областного департамента культуры Юлия Шакурская… Жаль, не озвучивалось, сколько придется заплатить уволенным по сокращению бухгалтерам, кадровикам и прочему персоналу, который «не впишется» в новые регламентные рамки.

В общем, так или иначе, но буквально в минувшую пятницу правительство Тюменской области в очередной раз обозначило свои намерения предельно четко. Отказываться от планов по созданию культурного холдинга никто не собирается. Подробно по этому поводу высказалась первый заместитель губернатора Тюменской области Наталья Шевчик.

Она напомнила, что официальное распоряжение об объединении театров в одну хозяйствующую структуру было подписано 27 декабря, ознакомиться с документом можно в «Гаранте». Кто возглавит новое объединение, пока не известно. Будет объявлен конкурс.

Она также дала понять, что причины объединения – не только экономические, но и навеяны новым витком развития региона. «Материальная база культуры у нас очень прилично развивается в последние годы — она масштабна по квадратным метрам, она может очень эффективно и более функционально использоваться. Мы наработали опыт маркетинговой политики, внебюджетной деятельности, проектной работы, – отметила она в общении с прессой.  – И когда все учреждения участвуют в одном проекте – режиссёр может быть из одного театра, инженеры-техники из другого, информационщики и мультипликаторы из третьего, клип делает четвёртый, сцену оформляет пятый – а между ними при этом ведутся взаимные расчёты, это не отвечает требованиям развития нашей культуры. Мы можем гордиться тем, что у нас приличная филармония, приличный театр кукол, очень хороший театр драмы, – и надо, чтобы он очень эффективно использовался и молодыми актёрами, и студентами, и школьниками, чтобы жизнь там закипела немножко по-другому, чтобы активнее проявлялась связь поколений. У нас скоро откроется прекрасный, совершенно роскошный театр в Тобольске – очень современный, очень интересный, очень комфортный. Поэтому цель проекта объединения — концентрация материальных, финансовых, организационных и творческих сил для реализации новых проектов и дальнейшего развития культуры на территории региона».

Как говорится, поживем, увидим. Напомним, с аналогичной идеей объединения театров ранее выступал директор Мариинского театра Валерий Гергиев, предлагавший объединить театральные учреждения Санкт-Петербурга в единую структуру. Эту идею Министерство культуры не поддержало, а Владимир Путин назвал ее  преждевременной. Интересно,  что глава государства думает по поводу тюменского театрального эксперимента?

Нина ПЕТРОВА

16 комментариев

  • Фото аватара Паркурщик:

    театр одного актера! как кунгур -булками, силу трения создает…
    http://kungurov.livejournal.com/74619.html?view=30494843#t30494843

  • Фото аватара Людовик:

    Театралы и сами не против вроде как объединиться, дабы ничто не мешало им творчество творить.

  • Фото аватара Просто прелесть!:

    Все логично. ЗСКБ тоже свои филиалы реорганизовал в допофисы для сокращения расходов на руководителей. Очевидно, что тоже оптимизация расходов.

  • Фото аватара Химера:

    Угу, музеи объединили. Добрались до театров. А что дальше? О, точно: а давайте школы объединим. А то у нас их слишком много, и финансовые потоки в них отследить…скажем просто: невозможно. Представьте: будет одна Тюменская средняя школа. А все помещения школ будут её составляющими. Может, один главный директор быстрей наведёт порядок, чем десятки директоров. А экономия-то какая!!!

    • Фото аватара МАЛЬВИНА:

      Будет, всего скорей, объединение. Сами работники культуры категорично не высказываются по этой тематике. Большинство “за”, нежели чем против..Поживем, увидим. Но пора культурой заняться всерьез, что-то реформировать. Что-то менять. Не топтаться на месте.

      • Фото аватара тюменец:

        Директора театров боятся за свои теплые места. Собственно “творцов” ни кто не спрашивает. Тюменская пресса находится на таком ничтожном уровне, что ждать от них вообще не чего…Какой-то горячечный бред… Не компетентная власть с каким то сладострастным остервенением сливает вполне себе жизнеспособные театры, а мы молчим… Какое нахрен “большинство за”? Как можно быть “за” уничтожение не вами созданных театров?

        • Фото аватара призрак Марата:

          пресса в Тюмени вся ручная, прикормленная. На мой вкус, театров и театральных студий должно быть столько, сколько люди захотят заниматься ими. Тюмень не очень культурный город, не сравнить с тем же Свердловском.

          • Фото аватара Евгений Лобанов:

            Свердловск так уапше город бандитский. Так щетаеца. Тюмень же – город сытых мещан. Такое мнение бытует, да.

            • Фото аватара Белый Аист:

              Лобанов, таки, бытует, в твоей голове. Ведь ты, наверное, ни разу не был в Свердловске, это же дорого – ездить туда из Тюмени? 400 кило – Оо! Расстояние! А кушаешь три раза в день или четыре? Передаю привет от тебя партизанам. которые не кушали когда-то вообще, и тебя не знали, расстрелянными в Бялоруси.

  • Фото аватара Паркурщик:

    Курсы валют Спрос Предл.
    Нал. USD
    16:00 33.761 34.114
    Нал. EUR
    16:00 45.742 46.154

    • Фото аватара Паркурщик:

      Внутренний государственный долг РФ, выраженный в ценных бумагах, в 2013г. увеличился на 368,1 млрд руб. (или на 9,1%) – до 4 трлн 432,4 млрд руб.

      • Фото аватара Тюменец:

        А внешние долги есть? Нет? То-то же :)

        • Фото аватара Игорь Юрьевич:

          Если Вы не знаете меня, это ещё не значит что меня нет.
          http://www.mk.ru/economics/article/2014/01/20/972792-vneshniy-dolg-rossii-v-2013-godu-vyiros-na-15.html

          • Фото аватара Тюменец:

            МК как всегда умело слепил очередную жёлтую сенсацию, позаимствовав её у http://top.rbc.ru/economics/20/01/2014/900422.shtml, приправив “перчиком”.

            Теперь давайте разберёмся, а что есть понятие: почему растет долг с такой скоростью?

            Ответ на этот вопрос связан со спецификой либеральной кредитно-денежной политики в исполнении наших либерал-реформаторов. Суть ее кроется в «гениальной» концепции Гайдара о том, что экономика должна развиваться за счет иностранных инвестиций. А для того чтобы они «пришли», нужно только одно – низкая инфляция. Отмечу, что этой концепцией руководствуются все правительства России с 1992 года, за исключением краткого периода Примакова – Маслюкова.
            либеральные денежные власти России тупо повторяют идиотическую программу Гайдара – Чубайса – Дубинина – Кудрина – Алексашенко, которая за три года (2006–2008) привела нашу экономику к краху и дефолту. Да, из-за того что цены на нефть выше, чем тогда, эта программа идет медленнее, но суть ее от этого не меняется, результат по итогам будет таким же.

            Поэтому не нужно спрашивать, отчего растут долги, достаточно просто посмотреть, что было в середине 90-х. Понимание наших либералов с тех пор не изменилось ни на йоту.

  • Фото аватара Евгений Лобанов:

    ооо… интересно… партизаны то чего ради там партизанятся?
    покушать у меня отнять хотят?

  • Фото аватара Я_не_псих:

    “Интересно, что глава государства думает по поводу тюменского театрального эксперимента?”, – а чего думать, вот, пожалуйста, Путин уже высказывался по этому поводу.
    “Противники объединения и вовсе утихли после февральского заседания президиума Совета при президенте по культуре и искусству в Пскове. Тогда Владимир Путин заинтересовался тюменской моделью «культурной оптимизации». По его словам, тюменский опыт стоит пристально изучить. «Я не говорю, что там всё идеально, и я вообще об этом первый раз здесь услышал от вас, просто надо посмотреть, как это работает, — подчеркнул тогда Путин. — Если не работает, то тогда не распространять это. Если это работает, то понять, как. В общем, надо посмотреть, потому что нужно искать возможности вот этих оптимизаций не за счёт творческих коллективов»”.
    А творческим коллективам напротив поднимают зарплату сейчас. Художественные руководители могут больше времени уделять непосредственно творчеству.

Добавить комментарий

Войти с помощью: