Геометрия счастья

26 января 2014 года исполнилось семь лет театральной студии «Этюд». 

_MG_9169

Эта история началась восемь лет назад, когда Алексей Усов вместе с Еленой Воробьёвой приехали в Тюмень по приглашению театра кукол, как молодые специалисты, окончившие Екатеринбургский театральный институт.

Приехали и параллельно устроились преподавать в академию искусств. И вдруг им поступает ещё одно предложение от директора детского центра «Алёнушка» Веры Коряковой – открыть театральную студию.

IMG_3553

Алексей Усов, руководитель театральной студии «Этюд», вспоминает:

– Признаюсь, я был против, а Елена предложила: «Давай попробуем!» Вера Васильевна дала нам полную свободу: «Как считаете нужным, так и делайте!». Мы набрали детей и начали заниматься. Поначалу трудно было. Мы буквально нащупывали: что хотим, что можем. И вот спустя полтора года поставили первый спектакль «В поисках сказки», с которым ребята благополучно справились. В сказке были очень яркие персонажи – суслики. Они настолько полюбились ребятам, что мы их выделили в отдельный сценический номер.

Проходят ли отбор дети, прежде чем попадут в ваши талантливые руки?

– Никогда! Только труд покажет, вольётся в коллектив новый человек или нет. На самом деле мимо проходит очень много детей, но это ни в коем случае не говорит, что они не талантливые. Я не верю. Есть люди, которым дано от природы, а есть те, которые много трудятся, и их большинство. Сейчас у нас занимается двадцать пять детей. Это не много и не мало.

– И что, все мечтают стать актёрами?

– Нет, конечно. Да мы и сами не ставим перед собой задачу  вырастить из них профессиональных актёров. На самом деле все приходят по-разному: кого мама привела, а кто и просто за компанию. Удивительно то, что чаще всего компания уходит, а близкие нам по духу люди остаются.

– Что даёт ребёнку театральное искусство?

– Как и любой другой вид искусства – это диапазон знаний и более тонкое ощущение мира. Многие родители приводят своих детей, чтобы те стали более свободными, раскрепощёнными. В этом году у нас блестящий набор! Настолько яркие дети, что мы срочно двигаем на конкурсы среднюю группу «Явление», так как младшие уже наступают им на пятки.

– Алексей, как долго вы шли к своему первому конкурсу и победе?

– Полтора года. Это был городской конкурс «Юный Морозко». Вот с него всё и началось: городские, областные, региональные, российские теперь уже и международные конкурсы.

– И всегда побеждали или бывают и неудачи?

– Случаются, но лишь по техническим причинам, если не предоставляют нужную нам площадку – чёрный кабинет (от автора: принцип оформления сцены, при котором всё рабочее пространство затягивается чёрной тканью). Не так давно мы ездили на Питерский фестиваль с новой постановкой «Возвращайся поскорее» – это первый номер, где мы используем кусок ткани и первый номер в белом цвете. Дебют прошёл успешно – первое место! До этого все номера мы делали исключительно в «чёрном кабинете». Мы даже шутим иногда: чтобы хорошо приготовиться к экзамену, надо выключить свет. Настолько комфортно наши ребята чувствуют себя в темноте в чёрных майках.

– У вас достаточно бурная фестивальная жизнь.

Каждый фестиваль – это шаг вперёд! Мы с Еленой (от автора: руководители студии «Этюд») растём профессионально, у ребят меняется взгляд на жизнь. Изначально, собираясь на конкурс, мы смотрим, кто будет принимать в нём участие, и каждый раз стремимся поднять для себя планку, испытываем свои возможности. Поэтому отрадно становиться лучшими среди сильнейших. Когда ездили на фестиваль в Канны (от автора: май 2013 год) думали, что это запредельно, но, оказывается, нет. На последнем фестивале в Питере было более полутора тысяч участников. Это был суперфинал фестиваля «Салют Талантов», где соревновались лучшие из лучших: дипломанты первой степени и призёры Гран-при.  Мы до последнего сомневались – достанется ли нам победа. Тем более нас удивило предложение актрисы Елены Терновой, члена жюри, посоревноваться с профессионалами на питерском фестивале «Кукарт»!

– Это, пожалуй, высочайшая оценка вашего совместного творчества! 

На это надо ещё решиться, а пока мы планируем в марте участие в международном фестивале-конкурсе «Звезда Пекина». Сейчас с нами работает хореограф Ольга Одинцова. Надеемся, что в Пекине мы покажем не только театральное искусство, но и выступим в совершенно новом для нас направлении – хореографии.

– Вы счастливый человек! Были в Каннах!

– Да, это была незабываемая поездка! Мы очень долго добирались до Канн. Проехали через всю Европу. Побывали в семи странах! Мы специально выбрали автобусный тур, чтобы совместить участие в фестивале с экскурсиями. Вся наша поездка заняла семнадцать дней, а в Каннах мы прожили четыре незабываемых дня! Хотя Франция, в общем, похожа на российский юг, но там совершенно другой воздух, море. Мы попали в сказку!

Канны – город небольшой, но контрастный. Если ты проезжаешь район площади Круазель, то видишь всё такое заоблачное – шикарные особняки, дорогие машины. Мы жили примерно в пятнадцати минутах от побережья, там уже немного другая жизнь. Несмотря на то, что это было начало мая и у нас в России ещё достаточно холодно в это время года, здесь мы попали в тёплое лето!

– Для ребят Канны было серьёзным испытанием?

– Безусловно, так как в Тюмени нам редко удаётся выступать на большой сцене. А потом, мы впервые были за границей! Дети ехали и понимали, что на них лежит большая ответственность. Во-первых, психологически тяжело справиться с волнением перед сценой, жить в коллективе и при этом быть вдалеке от родителей. Но они справились. У нас был смешной случай. Мы возили на фестиваль номер «Дело в шляпе», где главное действующее лицо –некий образ в виде шляпы, бабочки и рук, с которым работают три человека. И вот мы останавливаемся где-то в Германии, все дети (участники фестиваля) выходят из автобуса и начинают бегать, носиться, а наши встали в сторонке и стали водить руками. Многим вокруг было не понятно, что происходит. А наши артисты из процесса не выключались ни на минуту, и я думаю, благодаря этому был такой высокий результат – первое место на международном театральном фестивале детского творчества в Каннах.

– Алексей, раскройте секрет: почему в ваших постановках отсутствует «слово»?

Со сцены говорить может не каждый. Для этого надо родиться актёром! Много говорят в театре. У нас всё по-другому. Если хотите – это наша фишка. Мы говорим другими вещами. Нам важен язык предмета: у нас кукла разговаривает своими действиями. У нас говорит сама история.

– Большинство ваших номеров заставляет думать:  «Оглянись», «Возвращайся поскорее», «Геометрия счастья». А ребятам понятен смысл историй, которые они переживают на сцене?

– Каждый рассказывает свою историю, то, что в их возрасте понятно. Оригинальный жанр тем и хорош, что каждый понимает его по-своему. Я думаю, воображение любого человека, будь то взрослый или ребёнок, понимает искусство ровно на столько, на сколько его душа отзывается. А потом мы затрагиваем понятные темы для ребят. Номер «Оглянись» об отношении отцов и детей; «Геометрия счастья» – про семью, любовь, какая она должна быть, про отношения, про счастье.

Когда смотрела «Возвращайся поскорее», я, признаюсь, не могла сдерживать слёз. Он на меня просто магически подействовал. Теперь мне понятен смысл вашего диплома «Лучший режиссер фестиваля». Вы знаете секрет своего успеха?

– У нас прекрасный тандем с Еленой Воробьёвой. Главный наш принцип – нигде ничего не брать. Все идеи из собственной головы и от сердца. Некоторые номера я задумывал на конкретных людей. Я вижу, что под силу тому или иному ребёнку. А секрет заключается в том, что на одной режиссёрской постановке не вытянуть, так как это дети, а не профессионалы. Номер просто не будет жить, если артисты в него ничего не привнесут своё. У нас всегда с ними идёт диалог, они ведь не глупые люди. Дети предлагают много своих идей. Они думают, фантазируют. Наши номера живут до тех пор, пока есть творчество, пока все мы привносим в них свои истории. Если вдруг мы видим, что номер идёт по штампу, там нет ничего живого, тогда мы откладываем его до лучших времён.

Оксана ГОСТЕВА,
фото из архива студии

2 комментария

  • Евгений Лобанов:

    А нельзя ли выложить хотя бы немножко видео выступления артистов студии?
    Интервью, фото — это хорошо, но театр — это действие. Или я ошибаюсь?
    Мне кажется, видеоролик очень хорошо дополнил бы материал…

    0
  • Химера:

    Как мне нравится, когда дети чем-то занимаются! И как здорово, что есть в нашем городе люди, которые хотят и могут заниматься с детьми! Удачи «Этюду» и исполнения новых творческих замыслов!

    0

Добавить комментарий

Войти с помощью: