26 января 2014 года исполнилось семь лет театральной студии «Этюд».
Эта история началась восемь лет назад, когда Алексей Усов вместе с Еленой Воробьёвой приехали в Тюмень по приглашению театра кукол, как молодые специалисты, окончившие Екатеринбургский театральный институт.
Приехали и параллельно устроились преподавать в академию искусств. И вдруг им поступает ещё одно предложение от директора детского центра «Алёнушка» Веры Коряковой – открыть театральную студию.
Алексей Усов, руководитель театральной студии «Этюд», вспоминает:
– Признаюсь, я был против, а Елена предложила: «Давай попробуем!» Вера Васильевна дала нам полную свободу: «Как считаете нужным, так и делайте!». Мы набрали детей и начали заниматься. Поначалу трудно было. Мы буквально нащупывали: что хотим, что можем. И вот спустя полтора года поставили первый спектакль «В поисках сказки», с которым ребята благополучно справились. В сказке были очень яркие персонажи – суслики. Они настолько полюбились ребятам, что мы их выделили в отдельный сценический номер.
– Проходят ли отбор дети, прежде чем попадут в ваши талантливые руки?
– Никогда! Только труд покажет, вольётся в коллектив новый человек или нет. На самом деле мимо проходит очень много детей, но это ни в коем случае не говорит, что они не талантливые. Я не верю. Есть люди, которым дано от природы, а есть те, которые много трудятся, и их большинство. Сейчас у нас занимается двадцать пять детей. Это не много и не мало.
– И что, все мечтают стать актёрами?
– Нет, конечно. Да мы и сами не ставим перед собой задачу вырастить из них профессиональных актёров. На самом деле все приходят по-разному: кого мама привела, а кто и просто за компанию. Удивительно то, что чаще всего компания уходит, а близкие нам по духу люди остаются.
– Что даёт ребёнку театральное искусство?
– Как и любой другой вид искусства – это диапазон знаний и более тонкое ощущение мира. Многие родители приводят своих детей, чтобы те стали более свободными, раскрепощёнными. В этом году у нас блестящий набор! Настолько яркие дети, что мы срочно двигаем на конкурсы среднюю группу «Явление», так как младшие уже наступают им на пятки.
– Алексей, как долго вы шли к своему первому конкурсу и победе?
– Полтора года. Это был городской конкурс «Юный Морозко». Вот с него всё и началось: городские, областные, региональные, российские теперь уже и международные конкурсы.
– И всегда побеждали или бывают и неудачи?
– Случаются, но лишь по техническим причинам, если не предоставляют нужную нам площадку – чёрный кабинет (от автора: принцип оформления сцены, при котором всё рабочее пространство затягивается чёрной тканью). Не так давно мы ездили на Питерский фестиваль с новой постановкой «Возвращайся поскорее» – это первый номер, где мы используем кусок ткани и первый номер в белом цвете. Дебют прошёл успешно – первое место! До этого все номера мы делали исключительно в «чёрном кабинете». Мы даже шутим иногда: чтобы хорошо приготовиться к экзамену, надо выключить свет. Настолько комфортно наши ребята чувствуют себя в темноте в чёрных майках.
– У вас достаточно бурная фестивальная жизнь.
– Каждый фестиваль – это шаг вперёд! Мы с Еленой (от автора: руководители студии «Этюд») растём профессионально, у ребят меняется взгляд на жизнь. Изначально, собираясь на конкурс, мы смотрим, кто будет принимать в нём участие, и каждый раз стремимся поднять для себя планку, испытываем свои возможности. Поэтому отрадно становиться лучшими среди сильнейших. Когда ездили на фестиваль в Канны (от автора: май 2013 год) думали, что это запредельно, но, оказывается, нет. На последнем фестивале в Питере было более полутора тысяч участников. Это был суперфинал фестиваля «Салют Талантов», где соревновались лучшие из лучших: дипломанты первой степени и призёры Гран-при. Мы до последнего сомневались – достанется ли нам победа. Тем более нас удивило предложение актрисы Елены Терновой, члена жюри, посоревноваться с профессионалами на питерском фестивале «Кукарт»!
– Это, пожалуй, высочайшая оценка вашего совместного творчества!
– На это надо ещё решиться, а пока мы планируем в марте участие в международном фестивале-конкурсе «Звезда Пекина». Сейчас с нами работает хореограф Ольга Одинцова. Надеемся, что в Пекине мы покажем не только театральное искусство, но и выступим в совершенно новом для нас направлении – хореографии.
– Вы счастливый человек! Были в Каннах!
– Да, это была незабываемая поездка! Мы очень долго добирались до Канн. Проехали через всю Европу. Побывали в семи странах! Мы специально выбрали автобусный тур, чтобы совместить участие в фестивале с экскурсиями. Вся наша поездка заняла семнадцать дней, а в Каннах мы прожили четыре незабываемых дня! Хотя Франция, в общем, похожа на российский юг, но там совершенно другой воздух, море. Мы попали в сказку!
Канны – город небольшой, но контрастный. Если ты проезжаешь район площади Круазель, то видишь всё такое заоблачное – шикарные особняки, дорогие машины. Мы жили примерно в пятнадцати минутах от побережья, там уже немного другая жизнь. Несмотря на то, что это было начало мая и у нас в России ещё достаточно холодно в это время года, здесь мы попали в тёплое лето!
– Для ребят Канны было серьёзным испытанием?
– Безусловно, так как в Тюмени нам редко удаётся выступать на большой сцене. А потом, мы впервые были за границей! Дети ехали и понимали, что на них лежит большая ответственность. Во-первых, психологически тяжело справиться с волнением перед сценой, жить в коллективе и при этом быть вдалеке от родителей. Но они справились. У нас был смешной случай. Мы возили на фестиваль номер «Дело в шляпе», где главное действующее лицо –некий образ в виде шляпы, бабочки и рук, с которым работают три человека. И вот мы останавливаемся где-то в Германии, все дети (участники фестиваля) выходят из автобуса и начинают бегать, носиться, а наши встали в сторонке и стали водить руками. Многим вокруг было не понятно, что происходит. А наши артисты из процесса не выключались ни на минуту, и я думаю, благодаря этому был такой высокий результат – первое место на международном театральном фестивале детского творчества в Каннах.
– Алексей, раскройте секрет: почему в ваших постановках отсутствует «слово»?
– Со сцены говорить может не каждый. Для этого надо родиться актёром! Много говорят в театре. У нас всё по-другому. Если хотите – это наша фишка. Мы говорим другими вещами. Нам важен язык предмета: у нас кукла разговаривает своими действиями. У нас говорит сама история.
– Большинство ваших номеров заставляет думать: «Оглянись», «Возвращайся поскорее», «Геометрия счастья». А ребятам понятен смысл историй, которые они переживают на сцене?
– Каждый рассказывает свою историю, то, что в их возрасте понятно. Оригинальный жанр тем и хорош, что каждый понимает его по-своему. Я думаю, воображение любого человека, будь то взрослый или ребёнок, понимает искусство ровно на столько, на сколько его душа отзывается. А потом мы затрагиваем понятные темы для ребят. Номер «Оглянись» об отношении отцов и детей; «Геометрия счастья» – про семью, любовь, какая она должна быть, про отношения, про счастье.
– Когда смотрела «Возвращайся поскорее», я, признаюсь, не могла сдерживать слёз. Он на меня просто магически подействовал. Теперь мне понятен смысл вашего диплома «Лучший режиссер фестиваля». Вы знаете секрет своего успеха?
– У нас прекрасный тандем с Еленой Воробьёвой. Главный наш принцип – нигде ничего не брать. Все идеи из собственной головы и от сердца. Некоторые номера я задумывал на конкретных людей. Я вижу, что под силу тому или иному ребёнку. А секрет заключается в том, что на одной режиссёрской постановке не вытянуть, так как это дети, а не профессионалы. Номер просто не будет жить, если артисты в него ничего не привнесут своё. У нас всегда с ними идёт диалог, они ведь не глупые люди. Дети предлагают много своих идей. Они думают, фантазируют. Наши номера живут до тех пор, пока есть творчество, пока все мы привносим в них свои истории. Если вдруг мы видим, что номер идёт по штампу, там нет ничего живого, тогда мы откладываем его до лучших времён.
Оксана ГОСТЕВА,
фото из архива студии
А нельзя ли выложить хотя бы немножко видео выступления артистов студии?
Интервью, фото – это хорошо, но театр – это действие. Или я ошибаюсь?
Мне кажется, видеоролик очень хорошо дополнил бы материал…
Как мне нравится, когда дети чем-то занимаются! И как здорово, что есть в нашем городе люди, которые хотят и могут заниматься с детьми! Удачи “Этюду” и исполнения новых творческих замыслов!