Игорь Шпуров: «В жизни след оставить добрый…»

Он возглавляет уникальный институт, занимается научной работой, преподает в родном вузе и успевает писать замечательные стихи и музыку…

------_новый размер

ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА

Шпуров Игорь Викторович – был генеральный директором ФГУП «ЗапСибНИИГГ». С декабря 2013 года пошел на повышение – в Москву. Сейчас он сейчас он возглавляет Государственную комиссию по запасам полезных ископаемых. Родился в 1964 году в г. Тюмени. В 1987 г. окончил нефтегазопромысловый факультет Тюменского индустриального института по специализации «Технология и комплексная механизация разработки нефтяных и газовых месторождений». Горный инженер. Кандидат геолого-минералогических наук. Член-корреспондент РАЕН, академик Международной академии науки, экономики и бизнеса.

Стаж работы в научно-исследовательских и геолого-геофизических организациях Западной Сибири с 1985 г.

Автор и соавтор свыше 130 опубликованных статей, 4 монографий , 13 авторских свидетельств и патентов на изобретения в области способов, технологий и устройств по комплексу работ, связанных с геологическим изучением и разработкой месторождений углеводородов.

ШКОЛА ЖИЗНИ – СТРОЙОТРЯД

О своих студенческих годах Игорь Викторович вспоминает с большой теплотой. Считает их самой счастливой порой своей биографии, когда процесс накопления знаний и расширения кругозора протекал естественно и продуктивно.

– Я благодарен судьбе за то, что мне довелось слушать и конспектировать лекции ученых с мировым именем, общаться и внимать им . Декан факультета Валентин Георгиевич Гришин, преподаватели Полина Абрамовна Духовная, Борис Алексеевич Богачев, Александр Александрович Дорошенко… Каспарова, Бессмертный, Николаева, Ломакин… Если, по молодости лет, и была какая-то недооценка значимости некоторых дисциплин, то уже спустя два-три года после защиты диплома пришло настоящее переосмысление полученной информации. Стало очевидным: в Тюменском нефтегазовом институте нам выложили на блюдечке такую прочную базу, что не воспользоваться ею в своей дальнейшей практической деятельности просто преступление. В институт приезжали и делали специальные лекции великие ученые с мировым именем. Запомнилась, например, блестящая лекция одного из основоположников гидродинамики В. Н. Щелкачева.  В институт приглашали и великолепных практиков, делавших историю западно- Сибирской разработки, таких как В.М. Ревенко, Л.С. Бриллиант, Ю. Е. Батурин…..

Настоящей школой жизни стало и участие в студенческих строительных отрядах. Это была та самая «проверка на вшивость», которая позволяла глубже понять себя и своих однокашников, научила многому из того, о чем в тепличных городских условиях нельзя было и помышлять. Ведь характер зачастую формируется и корректируется в ситуациях непривычных, часто экстремальных. А что может быть более непривычным для безусых юнцов, чем заливка речной пристани в Урае или строительство сельских объектов в Краснодарском крае! Зато, представьте, какие там были футбольные матчи и песни у костра по вечерам! Думаю, Олег Андреев, Андрей Бурбасов и другие мои студенческие друзья-приятели, добившись на сегодняшний день известных высот в профессии, тоже с удовольствием вспоминают те годы.

Обложка книги

ЛОЖАТСЯ СТРОЧКИ НА БУМАГУ, ВОЛНУЕТ МУЗЫКА В ДУШЕ

– Что касается моего увлечения поэзией и музыкой, то это случилось, во многом благодаря моим родителям. – Виктору Иосифовичу и Таисии Геннадьевне. Мама закончила Санкт-Петербургский библиографический институт  и всю жизнь была связана с книгами. Она приучила меня к литературе, привила чувство вкуса. Папа работал кинооператором на Свердловской киностудии, профессиональным фотографом. Частыми гостями в нашем доме были известные фотомастера, художники, режиссеры, журналисты. Их беседы и споры об искусстве невольно стали предметом и моих интересов. Конечно, мы с  друзьями помогали отцу снимать  короткометражные фильмы, в разных жанрах,  отмеченные впоследствии на различных местных и всесоюзных фестивалях и конкурсах. Не минуло меня и увлечение авторской песней, джазом, рок- музыкой, которые тогда были очень популярны среди ребят моего возраста. Литературное и музыкальное творчество стало для меня потребностью, возможностью наиболее концентрированно выразить свои чувства, свое отношение к тому, что происходит вокруг. Я до сих пор считаю, что стихи и песни, если они написаны честно,- это та сила, которая может изменить мир, по крайней мере, вокруг тебя, – к лучшему.

О ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПОКОЛЕНИЙ

Игорь Шпуров уже несколько лет преподает в родном вузе «нефтепромысловую геологию». Преподавательская деятельность для него – это не только возможность учить, но также возможность систематизировать собственные знания. Кроме того, Игорь Шпуров старается выбрать студентов, которые в будущем  смогут работать в ЗапСибНИИ геологии и геофизики. Сегодня около 90% сотрудников института – выпускники Нефтегазового университета.

– Как Вы оцениваете потенциал кадрового состава ученых и специалистов на сегодня?

– Честно скажу, на сегодняшний день ученых, инженеров-конструкторов, которые могли бы создать новые технические конкурентоспособные устройства, машины, механизмы для нефтегазовой отрасли – очень мало. Практически их можно по пальцам пересчитать. Это связано с 90-ми годами прошлого столетия. Тогда очень многие уехали, а кто не уехал, были не загружены в достаточной степени, а поэтому отстали, нового поколения, увы, нет… То есть, очень большой разрыв. Наверное, это уже практически невосстановимо.

В области исследований, методик, методологии, совершенствования технологических подходов к изучению и разработке месторождений нефти и газа – у нас, к счастью, есть ученые,  которые не прекращали работать все эти годы, поэтому здесь все неплохо.

Вообще, Тюмень в этом отношении достаточно благополучна. К тому же, проводятся геологические олимпиады среди школьников, и есть вероятность того, что юное поколение пойдет по стопам дедов и отцов, восполнит досадный пробел. Но для этого понадобятся годы.

О ПРИМЕТАХ И ПРЕДПОЧТЕНИЯХ

По гороскопу Игорь Шпуров – Скорпион, но к астрологическим прогнозам относится с изрядной долей скепсиса. Различные приметы и суеверия также вызывают у него иронию, хотя многочисленные служебные командировки, связанные с частыми перелетами на дальние расстояния, порой заставляют внимательно прислушиваться к собственной интуиции. Единственный оберег, который Шпуров посчитал для себя реально возможным, – это православный нагрудный крестик, освященный в Иерусалиме. Но это скорее даже не оберег, а символ православной веры, которой Игорь придерживается.

Из краткого блиц-опроса выяснилось: любимое время года – лето, любимое блюдо – техасский стейк с кровью. Спортивные увлечения – футбол и большой теннис. Ежегодный заслуженный отпуск Шпуров предпочитает проводить «там, где хорошо и спокойно» – это Байкал, Алтай, Бавария ….

Кстати, один из вариантов перевода с немецкого слова spur, лежащего в корне фамилии, – скважина, след. Игорь Шпуров склонен полагать, что и это в его судьбе подробность не случайная.

Есть у Игоря Шпурова секрет, который и не тайна вовсе: он гордится своей старшей дочерью Мариной, которая пошла по его стопам – окончила геологоразведочный факультет и успешно работает по избранной специальности. Если учесть, что мама Игоря Викторовича тоже имеет непосредственное отношение к данной отрасли, то можно вести речь о семейной династии.

Плотный график деловых поездок и важных встреч способен довести до истерики любого, но только не Шпурова. Повседневные заботы и житейские передряги, словно штормовые волны о пирс, разбиваются об его несокрушимое внешнее спокойствие, внутреннюю уверенность и обезоруживающую улыбку.

Наверное, и впрямь: чтобы оставить добрый след на земле, надо и самому быть смелым, сильным и обязательно – добрым.

Григорий ЗАПРУДИН,

фото автора