Окончание. Первые три части — здесь, здесь и тут.
В 2010 году Дом печати выпустил новую книгу В. П. Огородникова — «Солнечный иней». Новым поэтическим сборником о двухстах сорока страницах Виталий подтвердил своё дарование не только стихотворца, но и художника (когда-то он самым серьёзным образом учился живописи у знаменитого Остапа Шруба). Поэтическое видение Виталия — самое что ни на есть живописное. Его глаголы и существительные не просто уместны, они точны, они бьют в самое яблочко. Виталий пишет прямо по бунинскому рецепту. Иван Алексеевич ведь признавал художниками лишь тех авторов, которые, когда пишут, видят то, что пишут. Так вот, Огородников видит, а с ним видим и мы.
В том же году Виталий принял участие в конкурсе «Золотая строфа», где среди прочих выставил стихотворение, фрагмент которого я даю ниже:
Ворсится туман на кустах,
А ветки — как змейки.
Вздыхает, от жизни устав,
Мужик со скамейки.
Такой полосатый мужик
(Тельняшка на теле).
Поест, посидит, полежит…
День, два, три, неделя.
Живой. Он не умер почти,
Хоть смотрит печально.
А если возложат цветы,
Так это — случайно.
Весной 2010 года вышла в Доме печати и моя новая книга — «Сердце по имени Виктор». Точно так же, как книги Виталия, её в своё время одобрил Комитет по книгоизданию.
В последние годы произошло движение и в жизни Андрея Шевцова. Сейчас готовится к изданию его первая книжка. В последние годы Андрей успел напечататься во «Вратах Сибири», в тюменском альманахе «Лик» и сборнике «Поэтический марафон 2007» (Екатеринбург). Его стихи появлялись в газетах «Тюмень литературная» и «Тюменская правда», а Леонид Ткачук в одном из номеров «Тюменской правды» в 2011 г. написал про Андрея: «Стихи обнаруживают в авторе гражданина, идущего от обличений к состраданию, болеющего за судьбу Отечества, мастера метафорической речи, зоркого художника слова, подмечающего мельчайшие детали бытия и не чуждого иронии…» Позднее, в 2013 году, молодой автор победил в областном конкурсе, посвящённом пятидесятилетию Тюменского регионального отделения Союза писателей России (получил диплом за лучшее литературное произведение в номинации «Поэзия»). Поэт примерил и мантию критического судии — «пожюрил» на конкурсе «Гришинские проталины».
Поздней осенью плодотворного 2013 года, в очередной раз посетив литобъединение при ТГНГУ, которое вёл Леонид Иванов (приметы: белый пиджак и малиновый галстук), Андрей Шевцов разразился на сайте Park72.ru ядовитой статьёй «Провинциальное лито как вид психотерапии», где безжалостно высмеял много чего и кого, начиная с художника Яна Боме и оканчивая неким отставным кагэбэшным полковником, призвавшим «мастеров слова» сочинить что-нибудь на юбилей Андропова.
По словам Андрея, на лито при ТГНГУ ходило в 2013 г. больше полусотни человек, среди которых набралось немало «лишних людей». Об этом объединении я сказать ничего не могу: никогда в нём не участвовал.
2014 год — время перемен для альманаха «Врата Сибири». С 5 мая издание возглавляет упомянутый Леонид Иванов, сменивший Анатолия Васильева, возраст которого приближается к восьмидесяти. Такие годы, как известно, располагают скорее к рыбалке и охоте на грибы красноголовики, нежели к просеиванию литературной муки.
Однажды Виктор Иванович Захарченко объяснил мне, как идёт работа в альманахе. Он и Васильев просеивают поступающую прозу и поэзию через «два сита». Насколько эти сита мелкие, я узнал ещё в 2004 году. Тщательное двойное просеивание делало альманах литературным продуктом высочайшей пробы. Путь в издание дилетантам, в том числе разного рода «членам», был заказан.
Услышав от Захарченко про «два сита», я вспомнил один солоухинский «камешек».
Во Вьетнаме я был в гостях у одного художника. Он рассказывал мне о технике лаковой живописи, в частности о процессе шлифования картин. Сначала картину шлифуют крупными камнями, потом мелким зернистым камнем, потом угольной пылью, потом угольной золой, доходя, наконец, до самого нежного материала — до золы соломы.
Очевидно, до «золы соломы» нужно бы доходить и в шлифовании литературных произведений. Однако кто же до этого доходит? Дело чаще всего ограничивается камнями. (Солоухин).
В заключение надо сказать несколько слов и о тюменских авторах, прописавшихся в Интернете.
В наше время Google или Yandex — не только всемирные цитатники, но и поистине бесконечные путеводные нити. Сколько в Тюмени писателей? Кто поэт, кто прозаик, и водятся ли в Сибири краеведы и критики? Есть ли специальные сайты, где можно познакомиться с творчеством тюменских авторов? Наконец, правда ли то, что в Тюмени все писатели — глубокие старики, такие же, как правящая династия Саудов? На все эти вопросы любознательные читатели найдут ответ во «всемирной паутине». Надо только не лениться, а потратить минуты полторы на поиски.
К примеру, на портале «Тюмень медиа» можно найти ссылки на все периодические издания г. Тюмени, в т. ч. и на «Врата Сибири». К сожалению, здесь даётся только обзор содержания номеров. Что ж, покупайте бумажные журналы!
Центральная городская библиотечная система собрала сведения о многих тюменских авторах. По этой ссылке можно сходить на страничку, посвящённую Виталию Огородникову. Там вы увидите его портрет — с улыбкой и в шляпе.
На этой странице представлена книга А. И. Васильева «Отвоёванная Россия».
В библиотеке Мошкова есть раздел «Самиздат», где каждый желающий может отсортировать авторов по городам — и найти тюменских. Сразу станет понятно, есть в Тюмени писатели, или нет. И есть среди них молодые, или же и вправду все «старперы».
Вот, к примеру, А. Зырянов 1985 г. р. (на его страничке сказано: «Критик»). Его читательские отзывы не раз публиковались в «Литературной России».
А вот Алексей Ефимов (1982 г. р.) со страницей «Будущее наступило». Если заглянуть в его список опубликованного, то мы узнаем, что два романа Ефимова вышли в издательстве «ЭКСМО» в 2011 и 2012 гг.
Приведу ссылку и на «полочку» Андрея Шевцова (1982 г. р.). Нет тридцати пяти лет — значит, молодой.
А этот автор — уже старый и бородатый.
На скриншоте, приведённом ниже, видно, что только сетевых авторов в Тюмени только в библиотеке Мошкова насчитывается полторы сотни персон. Таким образом, далеко не все люди, отличающие глагол от имени существительного, состоят в каких-то «союзах» или ходят в «клубы».
Я не хочу сказать, что все обитатели этого списка — гениальные писатели. Такого просто быть не может. Также нельзя с уверенностью утверждать, что все они не ходят в бани, пьют водку и носят с собою дубины.
Я хочу лишь сказать, что литература в Тюмени есть, и среди авторов встречаются как товарищи, достигшие возраста весьма почтенного, так и относительно юные пииты, коим бороды отращивать не положено.
Евгений Лобанов в комментарии к заметке «Литературный клуб под крылом журнала «Врата Сибири» на Park72.ru написал: «Смотрю на фото, вижу уважаемых людей в наградах и сединах… и задаюсь вопросом: ГДЕ молодые тюменские писатели? Неужто нет таких?..»
Ответ был дан выше. Есть такие!
* * *
Целью этого небольшого цикла очерков не было описать весь литературный процесс в Тюмени. Задача ставилась куда скромнее — через призму личного опыта показать сомневающимся, что прозаики, поэты и критики в Тюмени водятся, и в числе немалом. Иное дело, что литература в России, да и во всём мире, переживает не лучшие времена, и производят её большей частью, увы, не первоклассные профессионалы, а дилетанты и приспособленцы всех мастей и оттенков.
Сапожники хорошие и полезные люди, но если они лезут в литературу и на сцену, то дело плохо. (Чехов).
Но это тема уже для другой статьи.
До новых встреч, дорогие читатели!
Олег ЧУВАКИН.
Фото автора
Об авторе:
1970 г. р., прозаик, публицист, критик. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Сибирские огни», «Русское эхо», «Дальний Восток», «День и ночь», «Южная звезда», «Белый бор», «Полдень. XXI век» и др.; в коллективных сборниках прозы «Бульвар писателей» (Шадринск, 2006) и «Светлые души» (Вологда, 2008); в тюменской периодике.
В международном конкурсе В. Крапивина, проведённом 14.10.2006 г. в Тюмени, вошёл в шорт-лист (диплом). Назван в числе номинантов конкурса им. Астафьева 2007 г. (премия не вручалась).
2 июля 2009 г. стал лауреатом конкурса «Литературная критика» (организаторы: портал «Мир вашего творчества» и журнал «Литературная учёба»); занял 1-е место.
8 июля 2011 г. победил в конкурсе «Такая разная любовь» на «Самиздате» (1-е место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).
15 ноября 2011 г. с повестью «Котёнок с сиреневыми глазами» вошёл в длинный список конкурса «Книгуру».
Автор романов, повестей, рассказов, эссе и многочисленных статей.
Ну что ж… считаю, что тема раскрыта полностью… спасибо, Олег)
Спасибо за внимание, Евгений!
Я тоже внимательно всё читаю ;-) Приятно, что вы взялись за тему и рассказали о тюменских писателях. С кем-то я знакома, и даже имеются книги с дарственными надписями и автографами, но вот кое-кого не читала ещё – и немного стыдно. Буду навёрстывать. А вам – спасибо за публикации!
Пожалуйста, дорогая Химера! Я для вас, читателей, старался. Без читателей нет авторов.
Очаровательный цикл:)
Хоть я особенно и не сильна в литературе, скажу даже
больше – особого проку в ней не вижу )))) Но знаю этот
журнал. Даже перелистываю иногда. Читаю.
Спасибо, мисс Бонни!
В литературе и вправду “проку” нет. Это одна из причин её умирания.
Ну, не знаю насчёт проку – есть ли, нет ли… Но я люблю читать. Привычка с детства. Плюс образование… Так что, можно сказать, профессиональный читатель. Так что да здравствуют писатели, вас ещё есть кому читать!
Как человек, с шести лет посещавший библиотеку (на Тульской), а в семь лет уже испортивший себе зрение, я вас прекрасно понимаю.
И спасибо! Обещаю здравствовать!
* * *
На сегодня самое подходящее чтение – “Красное вино победы” Носова.
Вот хорошая цитата: Говорят: «Вы с ним помягче, он талантлив, как бы не отпугнуть». Но нет, талант не отпугнёшь, его можно лишь разозлить. (Солоухин).
Только я не совсем с ней согласен.
Поясню. Талантливых много. И отпугнуть их довольно просто. А в возрасте детском и подростковом – очень просто. Достаточно сказать ребенку, что рисунок его плох – и все – больше рисунков не будет. Никаких. Иногда даже достаточно не сказать, что рисунок хорош, но вот тут можно было и покрасивше изобразить… ну ты же знаешь и сам…
Это гениям, которых на миллионы – единицы – плевать на общественное мнение. Вернее не так. Гении как раз таки не могут без общества существовать. Им обязательно нужны потребители их творчества. Только критика их не особо то и беспокоит. Поскольку поклонников куда больше.