Русский язык выставили за порог (окончание)

20120215 Лучый

Окончание. Начало здесь и тут.

В девяностых годах в тюменскую газету нанимали корректора. Наняли одну молодую женщину, окончившую филфак ТГУ и отработавшую два года в школе учительницей русского языка и литературы. Газетный ответсек очень удивился, когда соискательница красной ручкой исправила в корректуре «месяц» на «месец» и ещё кое-что интересно исправила. А ведь эта филологиня проучилась пять лет на очном университетском отделении и затем два года учила чему-то детей!

Сегодня не трудные девяностые годы, и персонажи, не востребованные ни коммерческим рынком, ни государственной школой, целыми стадами устремляются в Интернет. Удалённой занятости способствует и относительная дешевизна компьютеров: если в 1994-м компьютер с 386-м процессором стоил почти как «Жигули», то двадцать лет спустя на 4-ядерных «персоналках» стали играть младшеклассники.

В Интернете появились и расцвели пышным цветом сначала сайты фриланса, а затем так называемые биржи контента — места, где со временем сконцентрировались в угрожающем количестве специалисты, обладающие неполным умением складывать слова из букв родного алфавита.

Наиболее популярные биржи текстов в России — Textsale.ru и Etxt.ru. На последней трудится сегодня почти 377 тысяч исполнителей. Этих тружеников клавиатуры обеспечивают посильной работой 146 тысяч заказчиков — в основном это веб-мастера и посредники, поставляющие на сайты «контент» (тексты).

Тексты, главное содержимое почти любого сайта, покупаются на подобных биржах по замечательным ценам. Иногда даже кажется, что в экономику вернулся советский рубль. Новички могут рассчитывать на дневной заработок в размере рублей 10-15: они получают 4-5, в лучшем случае 7 или 10 руб. за то, что называется «статьёй». Старожилы же, «рубящие капусту» с раннего утра до поздней ночи и без выходных, зарабатывают в месяц тысяч до пятидесяти. Заодно они зарабатывают поясничный и шейный остеохондроз, миопию с дистрофией сетчатки, простатит, геморрой и прочие неприятные и часто неизлечимые болезни.

Человек, более-менее понимающий родной язык, после знакомства с продуктом, который труженики бирж предлагают потенциальным покупателям, хватается за голову. «Наскальными знаками» (вспомним Анастасию Николаеву) биржи испещрены как стенки древнейших пещер. Стоянки первобытных людей — вот какой археологический термин приходит на ум, когда знакомишься с творчеством так называемых рерайтеров и копирайтеров, населяющих текстовые биржи.

Рерайтер — это фактически плагиатор. Его задача — переписать другими словами готовый чужой текст. Переписать так, чтобы антиплагиатная программа выдала установленный заказчиком процент уникальности. Того, что уникальность не измеряется по определению, разработчики этих программ, видимо, не знают.

Копирайтер — это тот, кто на основе нескольких чужих текстов делает нечто «оригинальное», учитывая требования заказчика. Короче говоря, это почти что не плагиатор.

Распространённость в России Интернета, высокие скорости, безлимитные тарифы, относительная дешевизна компьютеров сделали своё дело. Любой желающий, даже тот, кто знает не все буквы в алфавите, может попробовать свои силы в сетевом творчестве. И они пробуют: и школьники, и домохозяйки, и безработные, и филологи с журналистами, не задержавшиеся в школах и редакциях или вовсе туда не попавшие. Складывается впечатление, что на биржах контента вот-вот появятся таджики. Во владении письменной речью они скоро сравняются с русскими.

Мы не хотим сказать, что все тексты на биржах представляют собой кошмарный сон филолога. Нет, иные сочинения тянут даже на тройку с плюсом. Однако из нескольких сотен (!) просмотренных фрагментов нам не удалось выделить ни одного, которому можно было бы поставить крепкую советскую четвёрку. Повторим: ни одного. О пятёрке речи нет вообще.

Но биржевые заказчики, искушённые в русском языке ещё меньше исполнителей, платят копирайтерам и рерайтерам деньги. Иным исполнителям везёт на постоянных заказчиков, и они, избалованные постоянным доходом и быстро растущим рейтингом, со временем начинают считать себя сетевыми журналистами. Да, они пишут «корова» через «а» в первом слоге, но работы-то у них покупаются. Капитализм, что вы хотите! Спрос есть, найдётся и предложение. Неграмотный покупатель купит у неграмотного продавца, и оба останутся сделкой довольны.

Впрочем, попадаются заказчики и взыскательные. Ниже вы видите два примера отзывов исполнителей о привередливых заказчиках (скриншоты сделаны с биржи Etxt.ru):

Еткст 1

Еткст 2

Какие чудо-тексты могут родить копирайтеры, пишущие «розяснять», «дароботка» и «ретинг», объяснять вряд ли нужно.

Собственно, примеров чудо-текстов сколько угодно. На следующих скриншотах вы видите фрагменты платного контента с биржи Textsale.ru. Уже заголовки бьют по глазам…

20100430 Плачь - 1

20100430 Щастье

20100502 Акмеизм

20100502 Водить за рулём

20100502 Врачя

20100502 Есть у любого

20100502 Лечят

20100502 Местопатия

20100502 Натура

20100502 Память нашего мозга

20100502 Погряшие

20100502 Приговор или недуга

20100502 Приимущество

20100502 Рузвельд

20100502 Смегчат

20100502 Совместные роды думаю

20100502 Так что при падение

20100502 Чего

На личных сайтах копирайтеров и в их «твиттерах» — та же история с чудесами. В буквальном смысле. Ниже вы видите пример «чудес» от… писателя:

20110725 Чудеста от писателя 1

20110725 Чудеста от писателя 2

Разумеется, нельзя сказать, что причиной тотальной безграмотности, захлестнувшей Интернет, стал ЕГЭ с его пропущенными буквами и галочками, то бишь тестовой системой. Вовсе нет; двоечники и троечники массово существовали и в советское время. Кое-кого оставляли на второй год, но большинство тащилось через средние классы до победного восьмого, не ведая даже про «оро — оло» и стараясь писать неразборчиво.

Помимо ЕГЭ и обыкновенной лени, виноваты ещё и компьютеры. Да-да. Не будь их и не будь придуманного когда-то Пентагоном прародителя Интернета, не было бы и «стоянок первобытных людей». Никому не нужны были бы миллионы мусорных текстов, зачастую сочинённых лишь для «оптимизации» — для того, чтобы машина «Google» выбросила заполненный SEO-статьями сайт в первые строчки ответов на поисковые запросы. И никто из рерайтеров не считал бы себя специалистом в области создания контента. Собственно, и профессии такой не было бы. Ни спроса тебе, ни предложения.

В свою очередь, заваленный мусором (а заодно и «олбанскими» письменами) Интернет, в котором нынешние школьники увязают уже с раннего детства, сеанс за сеансом приучает детишек к «врочам» и «поциэнтам». (В советское-то время грамотность шла к ребёнку из хороших книг.)

Ну, а завершает дегенеративный процесс ежедневное натаскивание выпускников на ЕГЭ. Вместо нормального ученья. И нормального чтенья.

Библиотекарям отлично знаком феномен исчезновения старшеклассников из абонементных и читальных залов. Куда они пропадают? «Они перестают читать, им некогда читать, их натаскивают на ЕГЭ», — скажут вам в ответ.

В наши дни у учителя появилась задача не учить, а натаскивать. От учителя не ждут живого ученья, от него требуют результата по ЕГЭ. Живое ученье подменилось практикой отупляющего зазубривания. В итоге школьники наловчились почти без промаха вставлять в определённых словах определённые пропущенные буквы, но утратили умение читать и писать.

Перечитаем строки Бунина:

Молчат гробницы, мумии и кости —
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.

Иван Алексеевич написал это стихотворение 99 лет назад, а кажется — вчера.

Олег ЧУВАКИН,

фото и скриншоты автора

4 комментария

  • Фото аватара Химера:

    Олегу Чувакину – браво! Интересно написал. И проблема серьёзная…
    А какие варианты решения проблемы имеются? Так хочется, чтобы вокруг говорили и писали по-русски!

    • Спасибо, товарищ Химера!
      Варианты? Вариантов нет. Способ единственный: чтение против Интернета. И читать надо те книги, что изданы в советское время. С детства надо на них учиться, а заодно и воспитываться. Тогда-то и выработается противоядие от “олбанцев”.

  • «Ристайл 2014»
    21 мая на базе Центральной городской библиотеки состоялась необычное мероприятие «Ристайл 2014». Да, это же битва скажите вы, дорогие читатели, причем здесь библиотека? Конечно, ристайл означает сражение (битву), но на сей раз ни щит, ни меч никому не понадобились. Ведь главным оружием данного мероприятия были смекалка и знания по литературе.
    Организаторами данного мероприятия были: представитель Молодежной администрации г. Ялуторовска – Кремлёва Марина, член Общественной Молодежной палаты II созыва при ялуторовской городской думе – Боровиков Алексей, комитет по Молодежной политике администрации г.Ялуторовска, Центральная городская библиотека, комитет образования администрации г. Ялуторовска.
    В данном мероприятии приняли участие обучающиеся 8-х классов школ г. Ялуторовска. Разделившись на несколько команд, ребятам предстояло выполнить несколько заданий. Конкурс «Вдохновение», в котором ребята должны были написать стихотворение на заданную тему. «Анаграммы», здесь ребятам пригодились знания по русскому языку. Конкурс «Угадай о ком речь», участникам Ристайла предстояло угадать по заданным биографиям великих классиков русской литературы и многое другое.
    Как и в любом сражении на поэтическом Ристайле не обошлось без победителей. Почетное 3-е место досталось школе №1, 2-е место оказалось у школы №4, но, а 1-е место завоевала школа им. Декабристов.
    Хочется надеяться, что данное мероприятие станет доброй городской традицией.
    Автор – Боровиков Алексей.
    http://vk.com/id194218463

    • Теперь подробности.
      Алексей позвонил мне утром 21 мая.
      – Евгений, Вы не могли бы нам помочь?
      – Алексей, если смогу, то с удовольствием.
      – У нас сегодня мероприятие… (о котором выше написано) Вы не могли бы “пожюрить” команды?
      – Алексей, так разве я могу? Я к литературе весьма скромное отношение имею… И “жюрить” команды школьников как я могу?
      – Евгений, но вы же блоггер. Все же имеете отношение к литературе. Приезжайте, пожалуйста. (видимо, никто больше не захотел помочь)
      – Ну хорошо. Если без меня никак – то приеду.
      – Спасибо, Евгений.
      Подъезжаю в назначенное время в библиотеку. Зашел, увидел Лешу.
      – Леша, привет!
      – Здравствуйте, Евгений!
      Пожали руки.
      – Переживаешь, Леша?
      – Да… есть маленько…)) (очевидно, что не маленько).
      – Ну давай, рассказывай что от меня нужно.
      – Будут задания командам. Вам, как и остальным членам жюри, нужно оценить правильность и поставить оценки.
      – Вы нам “шпаргалки” с правильными ответами дадите?
      – Да. Дадим.
      – Ну тогда ладно.
      Кроме меня в жюри была учительница литературы. И еще бывшая учительница литература. Пенсионерка уже, но женщина весьма активная.
      Простите, но я не помню фамилий их.
      И собственно, я облегченно вздохнул, когда познакомился с членами жюри и узнал об их квалификации.
      А кода понял, что “жюрить” нам собственно и нечего – нам всего то и нужно было – подсчитать баллы, сравнив ответы команд со “шпаргалками” – совсем успокоился.
      В конце мероприятия каждому члену жюри предоставили слово.
      Мне – последнему.
      Я спросил участников команд на сколько грамотно они пишут в интернете.
      В ответ – тишина… все знают как они пишут… и сами они знают.
      А я сказал, что мой опыт местечкового блоггера, регулярно участвующего в “тырнет-баталиях”, позволяет мне утверждать, что пишущие грамотно и красиво, в итоге всегда оказываются “на высоте”.
      Шквал аплодисментов (чего я вовсе не ожидал).
      Занавес (которого не было).

Добавить комментарий

Войти с помощью: