Не в ладах с жизнью

Я был знаком с троими, которые позднее покончили жизнь самоубийством. Все они покинули сию юдоль печали и переместились в лучший мир из-за бессмысленного, как им казалось, существования. Также они считали, что их не оценили по заслугам, не признали. Они не сомневались, что этот мир, и в первую очередь Россия, катится в пропасть. Может, и катится: сегодня выпускники школ кончают с собой из-за того, что не сдали, к примеру, ЕГЭ по русскому.

Утрата смысла жизни (это вам подтвердит любой знающий психолог) — одна из главных причин того, почему человек решается сунуть шею в петлю или глотнуть яду. Другая веская причина — скверная жизнь: ужасные обстоятельства, нищета, дурная отупляющая и тяжёлая работа, которая превращает человека в «рабочую скотину» (выражение Джека Лондона).

Мои знакомцы, упомянутые выше, наложили на себя руки по двум причинам: в горбачёвскую перестройку они считали себя творческими личностями, а ельцинский «рынок» сломал все их надежды, вдобавок сокрушив материальную (первичную) составляющую жизни.

Один полагал себя поэтом, двое были музыкантами. Поэт оказался самым выносливым: дотянул до 1997 года, когда поздним вечером положил голову под поезд. Один из музыкантов повесился (с третьей попытки) на границе рыночной эпохи, когда свирепствовал тотальный дефицит, и нельзя было купить ни струн, ни камертона, а заграничные ноты копировали нелегально в НИИ на ротапринтах. Многим в те дни казалось, что Россия — какое-то особенно несчастное, проклятое государство (многим и сейчас так кажется). Второй музыкант выбросился из окна восьмого этажа в 1993-м. При Горбачёве у него налаживалась карьера, он успешно закончил учебное заведение, сошёлся с организаторами музконкурсов, где-то участвовал, где-то получал неплохие отзывы, давал концерты сольно и в дуэте, ездил по городам… Но вдруг всё изломалось: он стал никому не нужен. Эта надоевшая всем простая до примитива фраза на самом деле очень точно всё отражает. Концертные залы, большие и малые, как раз с того времени стали заполнять «поющие кошельки» (выражение Юрия Лозы). В музыкальной школе, где мой товарищ работал, платили в 1992-1993 гг. сущие гроши. Такие гроши, что на месячную зарплату на ставку можно было прожить три-четыре дня. Я сам тогда в школе работал, знаю. А частные уроки на музыкальных инструментах, тем более относительно дорогие, тоже стали никому не нужны.

На графике, приведённом ниже, отлично видно, что резкий подъём числа самоубийств в России произошёл как раз после слома СССР и запуска так называемой «рыночной экономики».

Число

Источник.

Сегодня рыночная Россия занимает одно из первых мест в мире по числу самоубийств. По данным за 2013 год, количество суицидов на 100000 человек в РФ составляет 19,6. Наша страна занимает, к счастью, не лидирующее, но 11-е место в печальном списке Всемирной организации здравоохранения. На 10 месте — Украина (19,8 суицидов на 100 тыс. чел.), на 8 — Белоруссия (20,6), на 4 — Казахстан (26,9). Возглавляет список Литва — 32,9 самоубийств на 100 тыс. чел. США стоят в списке на 40-м месте, Германия находится на 49-м, Великобритания — на 50-м. Список замыкает Гаити (ноль самоубийств).

На днях американский журналист Марк Адоманис, автор многих статей о социальном положении России, публикуемых в «Форбс», решил убедить читающую публику в том, что русские люди — живее всех живых. Он взялся за эту тему потому, что большинство западных наблюдателей отчего-то убеждено: россияне живут бедно и что ситуация «стремительно ухудшается». Он привёл график по данным Росстата, в точности похожий на тот, что мы показали выше, и заключил: можно уверенно говорить о том, что понижающийся уровень самоубийств говорит: в российском обществе происходит нечто позитивное.

В России, тем не менее пишет обозреватель «Форбс», по сравнению с западными странами уровень самоубийств по-прежнему очень высок. Однако нужно отметить, что россияне сегодня менее склонны убивать себя, чем они делали это всего лишь десять лет назад.

Зато для самоубийства появились удивительные причины, о которых М. Адоманису ничего не известно. Одна из последних — и вовсе невероятна: фальшивые ответы к ЕГЭ.

Депутат Госдумы Владимир Бурматов передал Следственному комитету РФ заявление о размещении в Интернете ложных ответов к ЕГЭ. Кто же их разместил? Бурматов считает, что Министерство образования.

Депутат Госдумы от «Единой России» Владимир Бурматов

Ранее один волгоградский школьник покончил жизнь самоубийством. Поводом для ухода из жизни стала неудачная попытка воспользоваться на экзамене ответами, «скачанными» в сети. 10 июля стало известно, что проверку поручили следственному управлению СК по Волгоградской области.

Бурматов потребовал проверить причастность Министерства образования и науки России к созданию групп в соцсетях, содержащих заведомо ложные ответы к ЕГЭ. Обращаясь к главе СК РФ Бастрыкину, депутат написал: «Обращаю Ваше внимание на инициативу чиновников Министерства образования и подведомственных структур целенаправленно размещать в Интернете фальшивые ответы к ЕГЭ, провоцируя их скачивание и использование с тем, чтобы в итоге сформировать у школьников представление о том, что все материалы ЕГЭ, размещённые в Интернете, — фальшивка, и реальных «сливов» там нет».

Сайт «Единой России», который цитирует Newsru.com, указывает, что при подготовке к ЕГЭ, когда подписывалось соглашение о взаимодействии между подведомственным Минобрнауки Рособрнадзором и Ассоциацией электронных коммуникаций, было заявлено: «Мы запускаем большую кампанию дезинформации, мы «сольём» огромное количество фальшивых вариантов ЕГЭ, которые будут гулять по сети».

Бурматов передал СК материалы, подтверждающие, как он полагает, не только создание подведомственными министерству структурами групп в социальных сетях, но и предположительное финансирование их деятельности на сумму около 6 млн. бюджетных рублей. «Недопустимо тратить бюджетные деньги на организацию провокаций для школьников, которые и так находятся в стрессовой ситуации из-за экзамена. И уже тем более недопустимо, чтобы подобные провокации, организованные госведомством, приводили к таким трагедиям», — отметил депутат.

Кошмарный итог: выпускник школы г. Жирновска получил «двойку», переписав неправильные ответы, а потом тело 16-летнего подростка нашли на окраине Жирновска: юноша повесился 30 мая. В СУ СК по Волгоградской области сообщили, что причиной самоубийства стал провал ЕГЭ по русскому языку.

«В итоге мы столкнулись с трагедиями, — говорит депутат. — Случай с волгоградским школьником, к сожалению, не единственный. Статистика самоубийств на фоне ЕГЭ в этом году просто чудовищна. СМИ сообщили уже о девяти таких случаях, в то время как в прошлом году была всего одна попытка. Важно довести до конца расследование этого уголовного дела».

Да, это важно. Бесспорно.

Но куда важнее другое: попытаться понять, осознать, усвоить, что подросток свёл счёты с жизнью из-за неудачного списыванья. Это вам не нищета и не потеря смысла существования. В шестнадцать лет смысл ещё не найден, и потерять его нельзя.

Девять случаев, о которых сказал депутат, дают нам, как представляется, причину самоубийства новейшего времени: разочарование самим собой. Кто ищет ответы для ЕГЭ в Интернете? Правильно — тот, кто понятия не имеет, какой ответ хотя бы похож на правильный.

И если «подведомственные структуры» нашего Минобра глумятся над тёмными школьниками, подсовывая им фальшивые ответы, то, как говорится, бог им судья — пусть он судит их и за то, куда они привели образование, и за то, чем они (предположительно) занимаются в сетях. На человеческий же суд рассчитывать не приходится.

Олег ЧУВАКИН,

фото — «Общая газета»

1 комментарий

  • Фото аватара Химера:

    Что и требовалось доказать: в министерстве образования собрались недоумки и идиоты. Вспоминаю свои школьные годы без Интернета. при подготовке к экзаменам по каждому предмету заводилась тетрадка, где на каждый экзаменационный вопрос был дан полный ответ. Мы ходили на консуультации по предмету, факультативы. А перед экзаменом досточно было просто пролистать заветную тетрадку, вспомнить пройденное – и всё, ты готов к экзамену. И почему-то никому из педагогов не приходило в голову подшутить и дать ученикам при подготовке к экзамену неправильный ответ. А нынешние наполнили дезой Интернет. Как их назвать, кроме как идиотами? Я другого подходящего печатного слова что-то и не припомню. Нынешняя школота сидит не в библиотеках, а у компов, потому как найти нужную информацию в Интернете значительно быстрей. И если школьник провалил экзамен, благодаря искажённой информации от министерства, значит, кого-то из этого министерства следует судить за доведение до самоубийства. А тех, кто знал и поддакивал или промолчал – как соучастников, и всех – метлой под зад с насиженных мест.

Добавить комментарий

Войти с помощью: