Марсианин поневоле | статья-рецензия

Марсианин. Главный постер

Марсианин (2015), “The Martian” (original title)

Directed by Ridley Scott

“The Martian” – дебютный научно-фантастический роман, который написал увлеченный наукой американский компьютерщик Andy Weir. Мечтавший с раннего детства стать известным писателем, Уир, наконец, достигает цели, прожив добрую половину жизни. Получается далеко не сразу, но главное – получается. Книга, вышедшая в свет в 2011 году, почти моментально становится неоспоримым бестселлером на родине, а затем с каждым годом приобретает все больше популярности во многих странах мира. Судя по всему, за исключительную достоверность и уважение к физике, инженерии и науке в целом. Уже через 4 года англо-американский кинематографист Ridley Scott представляет мировой киноаудитории экранизацию “Марсианина”. Показатель гениальности первоисточника? Возможно. Ну, если не гениальности, то как минимум исключительности, что, в принципе, недалеко от первого. Разумеется, и желание “Голливуда” заработать на перспективном материале.

Мы знаем и понимаем, что сравнение литературных произведений с произведениями экранными – очень нехорошее занятие, а говорить о том, насколько книга похожа на фильм, фильм на книгу, и что чего достойнее весьма глупо. Поэтому ниже все-таки поговорим о кино, оставив роман в покое. Но прежде хочется добавить следующее. Обе вещи можно считать достойными, обе – качественными. Несмотря на совершенно разные виды искусства, “Марсианин” литературный и “Марсианин” аудиовизуальный как братья-близнецы, дополняющие друг друга, сосуществующие. И это очень хорошо. Как роман, так и фильм, “The Martian” – ярчайшее напоминание того, что в словосочетании “научная фантастика” во все времена первое слово обычно намного главнее второго.

Марсианин. Кадр фильма.

Ридли Скотт – культовый кинорежиссер, заслуживающий глубокое уважения уже только за фильмы “Alien” (“Чужой”, 1979), “Blade runner” (“Бегущий по лезвию”, 1982) и “The Counselor” (“Советник”, 2013). Но, как и у многих творцов, у него есть не только уверенные взлеты, но также откровенные падения. Например, “Kingdom of heaven” (“Царство небесное”, 2005) и “Exodus: Gods and kings” (Исход: цари и боги”, 2014) – вещи, за которые точно не похвалишь. И посему от запуска проекта “Марсианин” до его появления в кинотеатрах можно было только лишь гадать, каким он в итоге предстанет взору зрителя. И мы – киноманы, синефилы – переживали, конечно. Однако, учитывая имеющиеся за спиной Скотта заслуги, переживали не сильно. Просто ждали.

Не знаю, будет ли преувеличением следующее заявление или не будет, но экранизация романа получилась весьма достойной. Лучшего, пожалуй, никто не ждал. Полная реабилитация режиссера после всех его неудач за последние годы. Только давайте не будем расслабляться… Высокая научная составляющая фильма и вместе с тем почти примитивное повествование – одновременно плюс и минус “Марсианина”. Он настолько прост и понятен, что в какой-то момент это начинает бросаться в глаза. Так вот где затаился один из главных, но, к счастью, очень немногочисленных огрехов! Ладно, на фоне относительно неплохой игры Мэтта Дэймона и некоторых других довольно-таки харизматичных актеров, собранных в картине, а еще шикарного визуального ряда это простительно, даже не принципиально. Если только ты не заядлый придира.

Как ни крути, перед нами не авторское кино. Фильм глянцевый, с большой претензией на эпичность и статус блокбастера, который, скорее всего, он и получит по истечению проката или даже до его полного завершения. А все же что-то в нем есть этакое, притягательное, внушающее доверие. И я говорю ему больше “да”, чем “нет”. На этом лучше и закончим, не уходя слишком глубоко в разбор полетов. ©

Оценка фильма: 7/10, или выше среднего.

Специально для PARK72.RU – Сергей ЕРМОЛАЕВ

Приятного просмотра!