Поэт, которого сохранил народ

Сергей Куняев раздает автографы

21 декабря в концертном зале Тюменского института культуры состоялась творческая встреча с писателем С.С. Куняевым и с заместителем главного редактора журнала «Наш современник» А.И. Кази́нцевым.

«Судьбы русской литературы в ХХ веке. С. Есенин в истории русской поэзии» — так была обозначена основная тема этого литературного вечера, на котором Сергей Куняев удивительно интересно рассказал о жизни и творчестве Сергея Есенина.

Сергей Станиславович Куняев – критик и историк литературы, автор книг «Огнепалый стих», «Растерзанные тени», «Сергей Есенин», «Николай Клюев», член Союза писателей России. Собственно, на этой встрече и были представлены две последние книги Куняева, посвященные поэтам.

Отражение судьбы русского человека

Сергей Станиславович поделился своими размышлениями, которые его посетили во время создания книги о Сергее Есенине: «Когда мы сидели в архивах, когда мы читали прессу того времени, нам становилась более понятным личность и судьба Есенина, и людей, близко стоящих к нему, его окружения. Нам становилось более очевидным смена воодушевления событиями революции разочарованием. Судьба Есенина — это отражение судьбы русского человека в ХХ веке».

Рукописный Есенин

«Стихи Есенина в неподдающемся учету количестве распространялись в рукописных вариантах по всей России. По существу, если можно говорить о первом самиздате в стране — это были именно стихи Сергея Есенина. Потому что сборники, выходившие в государственных издательствах — это капля в море, а люди все сильнее ощущали, что его стихи нужны как хлеб, как воздух, и даже как путеводитель в том смутном и противоречивом времени. Людям нужна была какая-то духовная опора, необходимо было увидеть свет путеводной звезды», — так рассказал Сергей Куняев о трепетном отношении народа к творчеству поэта.

Литературный вечер, посвященный Есенину 037_новый размер_result

Новый Пушкин

«Гоголь в свое время писал о Пушкине, что это русский человек, который еще явится спустя 200 лет. Есть очень большой соблазн утверждать, что эти слова сказаны именно о Сергее Есенине. В его судьбе, в его поэзии, в его облике ощущалось какое-то глубокое соответствие любому русскому человеку в наисложнейшей переломной эпохе — эпохе смены цивилизаций. Его надежды, его упования, его любовь к России, его удивительный песенный лиризм — все это в эту переломную эпоху оказывалось настолько родным, настолько указующим, настолько провидящим, что без его стихов люди уже не представляли своей жизни. Существует масса свидетельств, как стихи Есенина помогали выжить в самые тяжелые минуты», — утверждает Сергей Станиславович.

Поэт, которого сохранил народ

«Если говорить о русской поэзии начала ХХ века, Есенин — это единственный случай, когда поэта, фактически приговоренного, если не к забвению, то к периферии читательского сознания, не понадобилось потом ни открывать заново, ни воскрешать. Это был поэт, которого сохранил, спас, выносил в своей душе и памяти сам народ», — сказал Сергей Куняев.

Поэзия русского Возрождения

Сергей Станиславович по-новому назвал новокрестьянских поэтов: «Есенин и его окружение — это поэзия русского Возрождения, потому что происходило, действительно, возрождение уникального сплава древнерусской православной книжности и народной песенной стихии». А о роли Николая Клюева в жизни Есенина, Сергей Куняев сказал, что «Николай Клюев, безусловно, один из классиков русской поэзии ХХ  века, близкий друг Сергея Есенина. «Мой наставник и рачитель» — так называл Клюева сам Есенин».

«В революционную эпоху Есенин и Клюев воскрешали те смыслы, которыми жило русское крестьянство на протяжении столетий. Есенин описал в «Ключах Марии» представление русского крестьянина о социализме, а это представление о вселенском Рае, которое жило в сознании русского крестьянина, и оно вступило в жесточайшее противоречие с послереволюционной реальностью», — добавил писатель.

Литературный вечер, посвященный Есенину 007_новый размер_result

Убиенный или самоубийца?

Также участники литературного вечера узнали подробные обстоятельства гибели Есенина: «Первое заочное отпевание «убиенного раба Божия Сергия» было совершено в декабре 1925 года священником села Константиново отцом Иоанном, помнившего Сергея Есенина еще совсем маленьким. Сделал он это по просьбе матери поэта. К тому же все время всплывали новые факты и обстоятельства, совершенно по иному представляющие события последних четырех дней жизни Есенина. Окончательный ответ на вопрос о смерти поэта я получил, когда познакомился с одним совершенно удивительным свидетельством. Как известно, Сергей Есенин в эти последние четыре дня в Ленинграде дважды встречался с Николаем Клюевым. Любопытно, Клюев не оставил об этом никаких воспоминаний, но что еще более интересно — ему следователи не задали ни одного вопроса, как и ни одному из гостей номера гостиницы «Англетер». Но спустя некоторое время Клюев рассказал одному из своих собеседников, как он вечером 27 декабря пришел в «Англетер». Зайдя в есенинский номер, Клюев увидел очень странную компанию, в которой не было ни одного знакомого человека. Самого Есенина не было, а гости почему-то пировали. Когда Клюев спросил: «Где Сережа?», ему сказали: «Иди, старик, отсюда. Нет его — баба его увела». Но тут Клюев увидел, что в углу кто-то лежит накрытый какой-то материей, и оттуда раздается хрип. Он хотел подойти, но его буквально вытолкали из номера». Для меня лично не подлежит сомнению, что здесь и речи не может быть о самоубийстве», — подчеркнул Сергей Куняев.

Личная жизнь поэта

На вопрос: «Был ли Есенин счастлив в личной жизни?» Сергей Станиславович ответил: «А вообще поэт может быть счастлив в личной жизни? Бывают, конечно, такие случаи, но к Есенину это не имеет отношения. Он был счастлив по-настоящему тогда, когда писал стихи. Личная жизнь Есенина, как и вся его биография, изобиловала такими бурными поворотами, что здесь слово «счастье» просто неприменимо. Но благодаря этому, мы получили совершенно удивительную и уникальную любовную лирику, которая будет современна любому человеку в любую эпоху».

Ложный Есенин

Говоря о телесериале режиссера Игоря Зайцева «Сергей Есенин», где роль поэта сыграл актер Сергей Безруков, писатель заявил, что когда он начал смотреть этот фильм, ему пришлось буквально заставить себя досмотреть его до конца: «При этом я задал себе один-единственный вопрос: «Как себе представляют авторы этого фильма — тот персонаж, который бродит по экрану, он вообще был способен написать в таком количестве те шедевры, которые им были созданы в реальной жизни?» Этот персонаж совершенно не соотносится с тем наследием, которое оставил после себя его прототип».

Литературный вечер, посвященный Есенину 058_новый размер_result

Сергей Есенин Сергея Безрукова

На вопрос об отношении к тому, как Есенина сыграл Сергей Безруков, Сергей Станиславович ответил: «В первый раз я увидел Сергея Безрукова в роли Сергея Есенина на сцене театра Ермоловой, когда он исполнял роль поэта в одной пьесе о жизни Есенина. Здесь есть один момент — очень соблазнительно для любого актера, который читает Есенина, пытаться подражать самому Есенину, поскольку сохранились записи чтения самим Есениным его стихов. Но по тому, как читал Есенин сложно составить представление о том, как он читал в реальности, поскольку техника записи была столь несовершенна, что поэта заставляли очень сильно повышать голос, и может создаться превратное впечатление, что он читал свои стихи в крик. Сергей Безруков во многом пытается такому Есенину подражать, делая типичную ошибку очень многих актеров. Есенин сам диктует, как надо читать то, или иное его стихотворение, но каждый раз необходимо заново вчитываться, вслушиваться в ритм его стиха, а главное улавливать изменения внутреннего музыкального регистра».

Исцеляющая поэзия

А русский публицист Александр Иванович Кази́нцев,  прочитал стихи молодых поэтов, опубликованные в журнале «Наш современник», подчеркнув, что будущие классики живут рядом с нами, просто мы пока этого еще не знаем.

«Когда вы считаете, сколько денег отложить на новое платье, или на айфон, то вам поэзия не нужна. Но когда вам плохо, вы влюбились, а вам не отвечают взаимностью, или вас не взяли на работу, вот тогда, в этот момент нам нужна поэзия, потому что в бормотании стихов есть нечто исцеляющее, потому что поэзия говорит о том, о чем думаете вы, но не можете сказать внятно, а поэзия говорит об этом красиво», — так Александр Кази́нцев сказал о роли поэзии в жизни каждого человека.

Владимир РАЙШЕВ,

фото автора