Статус поэта в мировой художественной культуре

Каковы признаки настоящего поэта? Как формировался образ поэта в истории? На эти и другие вопросы ответил Алексей Барыкин в открытой лекции «Статус поэта в мировой художественной культуре».

Алексей Барыкин — доцент, преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Тюменского государственного института культуры¸ кандидат филологических наук. Лекция была прочитана 20 апреля в читальном зале научной библиотеки института в рамках культурно-образовательного проекта «Открытые лекции в библиотеке».

Алексей Барыкин

Алексей Барыкин, говоря об актуальности темы статуса поэта в культуре, подчеркнул, что «в последнее время активизировалась пишущая братия в лице графоманов, и поэтическое слово на всевозможных сайтах обесценивается и профанируется, поэтому и захотелось вспомнить об изначальном сакральном статусе поэзии и об особой мессианской роли настоящего поэта».

Лекция Барыкина о статусе поэта 020

В лекции Алексея Барыкина  статус поэта был представлен в разных аспектах: мифопоэтическом, социальном, онтологическом и религиозно-метафизическом.  

«Говоря о мифопоэтическом аспекте, логичнее обратиться к имени Орфея. Существующая  иконография Орфея довольно обширна, и он упоминается во многих источниках, в одном из которых назван «сладкозвучным Орфеем». Дело в том, что этимологически слово «поэт» означает «певец», потому что поэзия изначально сопровождалась музыкой. У философа Пиндара Орфей играет на лире и назван «отцом мелодичных песен». В Дельфах он изображается с лирой на корабле, и не случайно, поскольку согласно мифу об аргонавтах, среди них был и Орфей. Появление его на этом корабле «Арго» обусловлено несколькими причинами — «Арго» связан с особым сакральным статусом языка, это ковчег посвященных в таинства языка, а золотое руно — не что иное, как шкура барана, расписанная золотыми чернилами. В V веке Орфей изображается уже в окружении птиц. Орфей знает язык птиц и своей игрой на лире способен усмирить диких животных, например, усмирение Цербера, охраняющего вход в Аид. Далее Орфей представлен как поэт, сходящий в загробный мир за своей возлюбленной Эвридикой. В связи с этим нужно отметить знание поэтов о загробном мире, а некоторые поэты даже знают дату своего ухода из жизни. В связи с этим, любопытно, почему Орфей оглянулся и, таким образом, не смог вызволить Эвридику плена Аида? Многие склоняются к мнению, что главным для Орфея было понять, что есть такое смерть и загробный мир, а Эвридика была ему вовсе не нужна. С этим связан культ Орфея, так называемые, орфики — мистическое тайное собрание, где посвященные в сакральность слова развивали аскетизм и исключительное идеальное платоническое представление о женщине.

Именно с Орфеем связывают такой ритуал, как жертвоприношение, который обусловлен двоичным знаком. Один из этих знаков — Аполлон, бог искусства, которое стремится к ясному содержанию и форме, не перегруженной иносказательным смыслом. Второй знак — Дионис, которому поклонялся архаичный Орфей, но, впоследствии, его служение было связано с культом Аполлона. Каждое утро Орфей поклонялся солнцу в лице Аполлона. Дионис возревновал Орфея и наслал на него из своей свиты менад, которые разорвали его тело на части. Впоследствии, голова и лира Орфея оказались в реке Гебр, и по течению этой реки были доставлены к острову Лесбос. Жительницы этого острова взяли эту голову с лирой и поместили ее в пещеру, и голова с тех пор стала прорицать. Об этом узнал Аполлон, разгневался и решил избавиться от этой головы, потому что в храм Аполлона перестали ходить за прорицанием. С жертвоприношением связана и мистериальная сущность Орфея. Дело в том, что после дионисийского служения Орфей становится вегетарианцем, и в связи с этим даже разработали ритуал посвящения в истинных поэтов, которые обязательно должны быть вегетарианцами, аскетами. Есть еще интересное представление об Орфее, как о существе, которое порождено было Аполлоном и нимфой Каллиопой.

Для понимания сущности поэта также характерен и статус пророка, ведь Орфей был пророком, и в мировой художественной культуре упоминается несколько пророков. В связи с этим существует еще и христианское толкование особой роли поэта — Иоанн Богослов — самый любимый ученик Господа Иисуса Христа, автор Евангелия не столько как жизнеописания Христа, а сколько вещи откровенно поэтической, где Христос представлен, как Слово во плоти. Иоанн Богослов считается покровителем поэтов. В данном случае, пророческая миссия — свидетельство о грядущем Страшном Суде и об Апокалипсисе. Очень ярко это показано в стихотворении А.С. Пушкина «Пророк», предтекстом которого были слова из книги пророка Исайи об особом ритуале посвящения в пророки.

С поэтами связано также особое представление об их телесной ущербности. Это уже особая примета, особая отметина поэта, с чем связан распространенный мотив — ясновидение как физическая слепота. С ущербностью связано поэтическое косноязычие — не сладкоголосый Орфей и гармония звуков, а то, что пытается проявить себя через некий звуковой хаос, который становится космологическим состоянием слова. Впоследствии, в авангардной поэзии появляется особый язык, понятный только посвященным, так называемая, «заумь».  Это абстрактная лирика, в частности, творчество поэта Алексея Крученых. Заумный язык возникает из необходимости представить слово в его исконном косноязычном и хаотичном звучании.

Миссия поэта в мировой культуре также связана с переименованием окружающего мира. Так или иначе, в представлении многих настоящих поэтов, поэт — медиум, осознающий, что истинный субъект творчества — это язык, который, согласно мнению Бориса Пастернака, сам начинает думать и говорить за человека. Здесь поэт — лишь средство для выражения языковой сущности.

Если говорить о социальном статусе поэта, то в XVIII веке поэтов особо почитали, и это был тот человек, который мог сказать всю правду правителю, поскольку считалось, что через уста поэта говорит воля Бога. Впоследствии, в XIX веке происходили гонения на поэтов, ссылки, репрессии, спровоцированные дуэли. Далее — особый статус советского поэта, и, наконец, современные поэты, которые в большинстве своем эстетствующие постмодернисты, или же поэты, продолжающие традиции русской классической литературы. В социальном статусе интересна учительская проповедническая миссия поэта — поэт дает некие образцы для подражания и обличает социальные пороки».

Лекция Барыкина о статусе поэта 002

Заключил свою лекцию Алексей Барыкин тем, что «последнее слово в мировой поэзии еще не сказано».

Владимир РАЙШЕВ,

фото автора

Лекция Петрушина 035